По мнению экспертов, выступивших с докладами на прошедшем в ноябре под эгидой IDC форуме “ИТ для предприятий металлургии: современные тенденции и новые возможности для бизнеса”, отечественная металлургическая отрасль оправилась от шока 90-х и сейчас активно внедряет средства автоматизации, причем на всех уровнях производства. Этому, по их мнению, способствует не только стремление к увеличению прибыли, но и ужесточающаяся конкуренция как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в силу чего для многих предприятий отрасли повышение эффективности бизнеса, в том числе и за счет внедрения ИТ, становится вопросом выживания. По итогам конференции можно констатировать, что металлургический сектор стал перспективным для системных интеграторов, поскольку, как считают эксперты из IDC, у топ-менеджмента многих металлургических предприятий уже есть понимание того, что ИТ-решения могут и должны повышать прибыльность бизнеса.

По данным IDC, прозвучавшим на форуме, наиболее значимыми мировыми тенденциями в металлургии, оказывающими влияние на российский ИТ-бизнес, являются консолидация предприятий в глобальном масштабе, нарастающая конкуренция, продолжающийся рост цен на сырье и высокие прибыли. Что касается оснащенности, то, как пояснила Елена Семеновская, руководитель программы исследований ПО компании IDC, даже в США (стране, отличающейся высоким уровнем компьютеризации) примерно 60% фирм этой отрасли находится на уровне частичной автоматизации. По-видимому, в нашей стране дела здесь обстоят не лучше, так что, по ее мнению, есть широкое поле для деятельности ИТ-компаний.

Только 30% крупных ERP-проектов признаются успешными, т. е. в них достигнуты поставленные цели, соблюдены сроки и не превышен бюджет. Россия, по-видимому, не является исключением.

Доля отечественного рынка ИТ для металлургии в общем объеме ИКТ аналитиками не называется. Во всяком случае, например, IDC, по словам регионального директора этой аналитической компании Роберта Фариша, пока такого исследования в нашей стране не проводила. При этом ИТ-специалисты называют разные цифры. Так, по оценке Сергея Доронина, заместителя директора отдела автоматизации управления производством IBS, объем годового рынка ИТ в металлургии находится на уровне 10—15 млн. долл. Однако судя по реальным вливаниям в этот сегмент, речь может идти о больших суммах: например, только контрактная поставка систем Oracle на Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) для создания системы автоматизации верхнего уровня (ERP) обошлась предприятию в 20 млн. долл.

Успешный или провальный?

Хотя о конкретных неэффективных ERP-внедрениях говорить как-то не принято, мировая статистика подтверждает: только 30% таких крупных проектов признаются успешными, т. е. в них достигнуты поставленные цели, соблюдены сроки и не превышен бюджет. Россия, по-видимому, не является исключением.

Сегодня на большинстве металлургических предприятий существует крупное ИТ-подразделение, возглавляемое CIO, и круг стоящих перед ним задач очень широк, а его ответственность чаще всего несопоставима с теми рисками, объемом полномочий и финансами, которые ему скупо выделило руководство. По мнению некоторых CIO, в том, что проекты оказываются не успешными или не показывают заявленной эффективности, виноваты бизнес-руководители, ожидающие от ИТ чудес, недостаток квалифицированных кадров, а также слабое финансирование проектов.

Не способствуют успеху и иллюзии, будто остро стоящая перед холдингами проблема унификации и консолидации данных различных предприятий, входящих в холдинг, решится сама собой за счет выбора единого поставщика ERP. Правда, как считает Андрей Михлин, руководитель производственного направления компании “Корус Консалтинг”, эти иллюзии постепенно рассеиваются. “Решение на самом деле лежит в области структурных преобразований, инициативу в проведении которых может взять на себя CIO”, — констатирует он.

Дмитрий Каплан, директор по ИТ ММК, полагает, что успешное внедрение КИС на его предприятии не в последнюю очередь объясняется применением опыта проектирования передовых металлургических компаний мира — южнокорейской Posco и американской Alcoa, а также использованием опробованных в мировой практике программных продуктов Oracle. Сейчас ERP-система комбината включает 36 модулей OEBS (Oracle e-Business Suite), обеспечивающих управление и мониторинг по 11 функциональным направлениям (финансы, бухгалтерия, сбыт, производство и т. п.), и поддерживает 400 бизнес-процессов, более 5000 проектных документов, 215 складских организаций, 18 цехов основного производства, 7 цехов энергетики, 40 цехов вспомогательного производства и т. д.

Успеху проекта, а затем и эксплуатации ИС, по мнению Тимофея Левицкого, начальника ИТ-управления Ижорского трубного завода (ИТЗ), входящего в состав “Северстали”, способствуют такие факторы, как тщательное документирование, в том числе всех изменений, подробное ознакомление с аналогами, контакт с консервативной частью менеджмента, доверие к разработчику ПО как консультанту.

Как отметил CIO холдинга “Металлоинвест” Михаил Иванов, при запуске сложного и масштабного ERP-проекта со всеми специфическими рисками нужно очень внимательно отнестись к выбору подрядчика, а также сформировать стратегию развития ИТ, учитывающую бизнес-стратегию холдинга.

Директор по ИТ Объединенной металлургической компании (ОМК) Юрий Рощин считает, что при автоматизации предприятий в таком крупном холдинге, как ОМК, необходима разработка стратегии развития ИТ на год, которая позволит на уровне инфраструктуры объединить металлургические компании с учетом постоянных изменений структуры бизнеса и производства.

От ERP к MES

За последние годы многие предприятия отрасли внедрили ERP-системы на том или ином уровне. Но чтобы их эффективно использовать, надо добиться оперативного получения объективных данных непосредственно с производства, что в реальных условиях возможно лишь при его автоматизации с помощью MES-системы.

“Направление MES в металлургии сейчас одно из приоритетных для многих комбинатов и заводов, так как управление бизнес-процессами, связанными с производством, автоматизировано только на уровне АСУ ТП, — говорит заместитель генерального директора и директор отделения производственных автоматизированных систем управления IBS Михаил Шнайдерман. — Этой темой у нас сегодня занимается более десяти экспертов, и их число будет постоянно расти”.

Тимофей Левицкий сообщил об опыте внедрения ERP-системы на основе Oracle e-Business Suite на ИТЗ, введенном в эксплуатацию в июле 2006 г. При этом он отметилд, что особенностью проекта, определившей его успех, является то, что одновременно с монтажом заводского оборудования началось внедрение ИС двух уровней — среднего (производственного — MES) и верхнего (ERP). Система MES запущена в промышленную эксплуатацию в октябре 2006 г., а полнофункциональная КИС — в мае нынешнего. Кроме того, при внедрении ИС на новом предприятии отсутствует какое-либо сопротивление персонала этому процессу. Стоимость ИТ-системы, по его словам, составила около 1% от стоимости всего завода, а затраты на ее эксплуатацию — менее 1% от оборота.

К виртуальным продажам

Металлургические гиганты, время от времени накапливающие на складах тонны продукции, будучи не в силах (по технологии) останавливать и даже прерывать производство, сегодня уже не рассчитывают на плановые поставки, которые в недавнем прошлом координировались Госпланом, и вынуждены приобщаться к отработанным в мире виртуальным технологиям продаж и поиска заказчиков.

CRM-проекты, естественным продолжением которых является создание электронных площадок и интернет-магазинов, ведутся на многих предприятиях. Так, этим летом компания “Малахит” завершила первый этап проекта по внедрению CRM-системы в ТД “УралТрубоСталь”, являющемся единой площадкой для реализации продукции трубного дивизиона Группы ЧТПЗ. В рамках первого этапа обеспечено внедрение базовой функциональности модуля, методик анализа, прогнозирования и предупреждения о критических ситуациях.

Второй этап проекта предусматривает создание call-центра торгового дома, применение анализа информации при подготовке месячных бюджетных планов и разработку системы планирования рабочего времени менеджерского состава “УралТрубоСтали”.

Металлургические гиганты сегодня уже не рассчитывают на плановые поставки, которые в недавнем прошлом координировались Госпланом, и вынуждены приобщаться к отработанным в мире виртуальным технологиям продаж и поиска заказчиков.

В этом году, как отмечают эксперты, некоторые ИТ-директора оказались перед проблемой вывода своего подразделения на аутсорсинг. Мотив прозрачный: в связи с выходом предприятия на IPO и для повышения капитализации необходимо избавиться от непрофильных видов деятельности, в том числе от обслуживания ИТ-систем, которое носит вспомогательный характер.

Это лишь небольшая часть вопросов, обсуждавшихся на форуме. Но их достаточно, чтобы сделать вывод: несмотря на положительные сдвиги в отрасли и оптимистический настрой как CIO, так и системных интеграторов, в ней остается немало нерешенных проблем, а значит, потребность в ИТ-услугах будет только расти.