Сегодня на российском рынке хорошо известна аббревиатура MVNO (Mobile Virtual Network Operator — оператор виртуальной сети мобильной связи), а также те преимущества, которые несет эта форма организации предприятия. MVNO-oпepaторы не нуждаются в частотном ресурсе, так как в своей деятельности они опираются на инфраструктуру действующих базoвых операторов (host-operator).
Виртуальный оператор — именно так чаще всего их называют в России — заключает с базoвым соглашение об использовании какой-то части его ceтевых и ИТ-ресурсов. Такая схема работы позволяет ему исключить значительные капиталовложения, необходимые для построения и поддержания сотовой сети.
MVNO предоставляет свои услуги дополнительно к сервисам базoвыx операторов, предлагая абонентам новые тарифы и пакеты услуг, а также комбинируя услуги нескольких базoвых операторов. Но жизнь не стоит на месте, и наряду с MVNO на отечественном рынке вот-вот появятся предприятия нового типа, именуемые MVNE (Mobile Virtual Network Enabler — реализатор виртуальных мобильных сетей).
MVNO и MVNE
На мировом рынке модель MVNE появилась почти одновременно с моделью MVNO: это посредник между oбычным и виртуальным операторами, который занимается исключительно техническими вопросами.
Фактически получается разделение обязанностей между хост-оператором, MVNE и MVNO: первый организует весь процесс и лицензирует услуги, второй обеспечивает техническую возможность обслуживания абонентов (поддерживает системы биллинга и CRM, реализует взаимодействие с мобильным оператором), а третий разрабатывает тарифные планы, выпускает SIM-карты и занимается продвижением продуктов.
Такая схема позволяет стать виртуальным оператором практически любой “немобильной” компании, при этом от нее потребуется гораздо меньше затрат, чем обычно. MVNE может выступать в виртуальных проектах в разных ролях — как технологический или маркетинговый партнер, как продавец модели или как соинвестор в MVNO.
MVNO должен заключить коммерческое соглашение по крайней мере с одним базoвым оператором мобильной связи. В ряде стран регулирующие органы в области телекоммуникаций активно поддерживают такие соглашения, а в некоторых, в частности во Франции, действующих операторов законодательно обязали заключать их с целью развития конкуренции на рынке услуг мобильной связи.
Согласно сведениям компании Analysys, в 2006 г. только в Западной Европе насчитывалось около сотни MVNO. В Великобритании, например, в конце 2006 г. действовало 15 операторов мобильной связи, в том числе 10 виртуальных. А в США в конце прошлого года число виртуальных операторов приблизилось к четырем десяткам.
По данным ряда аналитических агентств (FastTrack Wireless, OMSYC, Pyramid Research, Booz, Allen & Hamilton, BCG и др.), ожидается, что к 2010 г. MVNO охватят не менее 10% абонентской базы на мировом рынке, а в Европе — порядка 35%.
Кто будет первым MVNE в России
В России недостатки законодательной базы пока не дают простора для создания MVNO. К тому же сами отечественные сотовые операторы не горят желанием предоставлять свои ресурсы в пользование посторонним компаниям, поскольку у них нет значительной сетевой избыточности. Да и регулятор в лице Мининформсвязи занимает довольно пассивную позицию. Поэтому не удивительно, что MVNO нашей стране — это единичные примеры, и действуют такие операторы преимущественно по агентской схеме.
Но не исключено, что скоро у нас появится и первый MVNE. Компания Effortel Europe, оказывающая услуги MVNE-оператора в Бельгии, Франции, Италии и Польше, заявила о том, что готовится предоставлять аналогичные сервисы на Тайване, в Испании, Португалии, Турции, Бразилии, Германии и России.
Европейский успех этой компании обусловлен сотрудничеством с одним из крупнейших ритейлеров — фирмой Carrefour. Вообще, как показывает практика, услуги MVNE по созданию MVNO интересны тем предприятиям и торговым сетям, у которых много клиентов. Средние расходы на создание одного MVNO в Европе обычно не превышают 3 млн. евро, что вполне по силам таким фирмам.
В Европе сотовый рынок давно насыщен, телекоммуникационные ресурсы операторов мобильной связи имеют значительную избыточность, и предложения по дополнительному охвату нишевых групп населения находят поддержку и базовых операторов, и регулирующих органов.
Здесь деятельность MVNO связана с маркетингом, cбытом, биллингом и абонентским обслуживанием. В иерархии операторов мобильной связи MVNO обеспечивают сегментное позиционирование за счет цeновых и пpодуктовых составляющих.
По словам Михаила Сусова, совладельца Effortel и руководителя ее российского подразделения, компания планирует начать предоставление услуг MVNE и MVNO в будущем году, а со временем создать еще и крупного мультисервисного оператора фиксированной связи.
В России партнерами Effortel могут стать крупные компании, работающие на рынке розничных продаж. Многие из них понимают, что для работы по западному образцу надо предлагать не только товары, но и услуги. И потенциально они готовы к созданию MVNO под собственным брендом. “Если всё пойдет хорошо, — считает г-н Сусов, — то через пять лет мы наберем до 4 млн. абонентов в России”.