Еще лет пять назад, рассказывая о проходящих в нашей стране ИТ-событиях, мы очень часто сетовали на явное доминирование мероприятий, проводимых ИТ-поставщиками, и выражали надежду на появление независимых площадок для обсуждения различных вопросов ИТ широким кругом участников рынка. Надежды сбываются: мы видим, что число таких независимых форумов неизменно растет, и при всех возможных их недостатках, это, безусловно, позитивная тенденция, которая отражает повышение зрелости отечественного ИТ-рынка, что, в частности, проявляется в увеличении значимости мнения заказчиков и расширяющемся диалоге между бизнесом и государством. Очередной такой диалог состоялся в рамках прошедшей в Москве конференции CNews Forum, организованной при поддержке Мининформсвязи РФ, причем благодаря системе оперативного электронного голосования возможность высказать свое мнение по обсуждавшимся вопросам смогли не только докладчики, но и участники конференции.
Впрочем, состоявшийся обмен мнениями назвать диалогом в полной мере вряд ли можно. Выступавшие на пленарном заседании чиновники явно избегали дискуссионных тем и построили свои презентации в виде отчетов о своей работе. Так, руководитель Федерального агентства по информационным технологиям РФ Владимир Матюхин рассказал о разработке механизмов информационного обмена и доступа к данным для обеспечения предоставления услуг в электронном виде. Хотя, как он отметил, основной целью деятельности его ведомства является поддержка государственных структур в рамках реализации проводимой административной реформы и организации электронного правительства. Создаваемая компьютерно-коммуникационная инфраструктура в перспективе может также использоваться и бизнесом. Внедрение базовой системы под эгидой формируемого в настоящее время государственного информационного центра (ГИЦ) позволит, по мнению Владимира Матюхина, уже в следующем году существенно расширить спектр предоставляемых государственных услуг.
Эту тему конкретизировал в своем выступлении заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Максим Паршин, который сообщил, что на сегодняшний день уже разработано около 300 административных регламентов, связанных с социальной поддержкой граждан, определением их гражданско-правового статуса, осуществлением предпринимательской деятельности и регистрацией прав на недвижимое имущество. Сейчас, по его словам, наступает этап перевода этих административных регламентов в электронную форму.
Начальник управления информатизации Москвы Алексей Михайлов сообщил, что в следующем году наступает новый этап компьютеризации органов управления столицы: начинается реализация городской целевой программы “Электронная Москва 2 (2008—2010 гг.)”. Одним из ее главных направлений является интеграция уже существующих сервисов и формирование комплексных ИТ-систем для поддержки функционирования городского хозяйства. Особое внимание будет уделено проектам обеспечения комплексной безопасности среды обитания (в том числе управлению системами видеонаблюдения в подъездах и дворах) и эксплуатации инженерно-технической инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Было сказано также о создании целого набора городских электронных социальных карт (медицинская, пенсионная, для учащихся). Правда, не очень понятно, почему бы идею интеграции сервисов не развить дальше и не заменить весь этот набор одной “Социальной картой москвича”. По-видимому, эта задача отложена до реализации следующего этапа программы — “Электронной Москвы 3”.
Полемическую ноту в повествовательный ход конференции внес депутат Госдумы РФ Виктор Алкснис, один из главный борцов на высшем государственном уровне за переход на свободное ПО в госорганах, в том числе в системе образования. Безусловно, это было самое яркое выступление, хотя и далеко не бесспорное. Подчеркнув необходимость обеспечения национальной информационной безопасности, г-н Алкснис призвал, в частности, к созданию собственной российской операционной системы на базе Linux, использование которой должно стать обязательным для государственных структур. Аудитория в целом поддержала эти идеи, хотя в ходе проведенного голосования фактически признала, что переход на открытое ПО в минимальной степени мотивируется возможностью снижения расходов на ИТ.
С подробным анализом ситуации на отечественном рынке ИТ-услуг выступил председатель правления группы “Систематика” Феликс Гликман. Оперируя данными исследований компаний IDC, ЛИНЭКС и CNews Analytics, он высказал мнение, что до достижения зрелости этого сегмента нам еще далеко. Об этом, в частности, говорит тот факт, что в России по-прежнему более половины затрат заказчиков приходится на приобретение оборудования, в то время как в развитых ИТ-странах в структуре трех основных статей затрат — железо, софт и услуги — именно последние еще пару лет назад вышли на первое место. Правда, в нашей стране доля ИТ-услуг в общей структуре ИТ-рынка постоянно повышается, но темпы роста этого сегмента в последние годы неизменно снижаются: с 90% в 2001-м до 25% в 2006 г. (по данным CNews Analytics).
Такая структура отечественного ИТ-рынка отражает главную его проблему — недостаточно эффективное использование ИТ потребителями. К сожалению, причины этого лежат вне компетенции участников ИТ-рынка: по оценкам экспертов ЛИНЭКС, главными из них являются высокий уровень коррупции и внерыночных способов конкуренции, широкое распространение автократических методов управления, неумение заказчиков вести мониторинг бизнес-результатов ИТ-независимых процессов, а также слабая увязка бизнес- и ИТ-целей на предприятии.
Развитию рынка, по мнению г-на Гликмана, мешают также дефицит профессиональных кадров (следствием чего стал опережающий рост зарплат по сравнению с производительностью труда) и несовершенная налоговая система. Вместе с тем докладчик оптимистично оценил текущую ситуацию на ИТ-рынке и перспективы его развития, отметив, что ИТ всё шире начинают использоваться как инструмент решения бизнес-задач. Проведенные в последние годы маркетинговые исследования показывают, что в структуре ИТ-затрат предприятий увеличивается доля эксплуатационных расходов и падает доля новых закупок, более быстрыми темпами растет управленческий консалтинг в области использования ИТ, повышается процент заказных разработок в ИТ-услугах.
Мысль о том, что причину проблем, связанных с применением ИТ в России, нужно искать в базовых принципах устройства отечественной экономики, развил в своем выступлении руководитель CNews Analytics Максим Казак, отметивший, что российский бизнес не уверен в будущем и это сдерживает его информатизацию. Интересно, что именно базируясь на этом постулате, он высказал мнение о том, что использование сервисно-ориентированных архитектур уже в ближайшее время может стать востребованным российскими предприятиями.
Вопросы/ответы | % голосов |
1. Какие услуги электронного правительства необходимы представителям российского бизнеса в первую очередь? | |
---|---|
Корпоративные налоги и возврат НДС | 35 |
Регистрация новых компаний, внесение изменений в документы | 34 |
Государственные закупки | 22 |
Таможенные услуги | 9 |
2. Какие сферы государственного управления больше всего нуждаются в повышении качества информатизации? | |
Социальная | 61 |
Экономическая | 15 |
Фискальная и управление финансами | 13 |
Армия | 7 |
Внутренняя безопасность | 4 |
3. Какие преимущества являются наиболее значимыми при переходе органов государственной власти на открытое ПО? | |
Информационная безопасность государства (независимость от иностранных разработчиков) | 63 |
Создание собственной культуры разработки сложного ПО | 25 |
Снижение расходов на информационные системы | 12 |
4. Какая из перечисленных ИТ-задач будет наиболее актуальна для вашего бизнеса в ближайшие три-пять лет? | |
Переход на сервисно-ориентированную архитектуру (СОА) | 36 |
Аутсорсинг приложений (SaaS) | 23 |
Консолидация вычислительных ресурсов | 15 |
IP-модернизация систем | 14 |
Легализация ПО (лицензирование или открытое ПО) | 12 |