Как вы считаете, может ли убежденный пессимист генерировать идеи? Наверное, всё-таки может, но у оптимиста их будет гораздо больше! А еще оптимист верит, что именно ему в голову придет такая идея, до которой никто больше не додумается и которая будет удивительна в своей гениальной простоте, а потому на ней можно будет построить свой будущий успех.
Механизм творческого процесса, технология рождения нового замысла, способы нахождения решения для никем не реализованных задач — эти темы волнуют многих, но пока нам очень мало известно о работе той составляющей нашего разума, которая отвечает за генерацию идей.
Признаюсь, что в юности до определенного момента я была уверена в том, что любой человек может придумать креативное решение для задачи, которая находится в сфере его интересов, — у меня ведь получалось! Как это происходит, я не могла объяснить. Начинаешь обдумывать вопрос, обговаривать его, рассматривать с разных сторон — и вот они посыпались идеи… Позже я поняла, что не все так могут, а потом прочитала, что данную способность можно при желании развить. Помните, я уже упоминала как-то результаты одного замечательного исследования влияния творческих способностей сотрудников на их работу, приведенного на сайте www.superidea.ru? Оказалось, для того чтобы многократно увеличить свою творческую продуктивность, надо считать себя творческой личностью.
Итак, вот последовательность подготовки к процессу генерации новых идей:
- объявляем себя человеком креативным (важно искренне поверить в это);
- накладываем запрет на фразы недоверия, негативного сомнения и отрицания (типа “так не бывает”, “зачем это”, “что это еще за…”, “глупости какие” и т. п.);
- настраиваемся на готовность восхищаться и изумляться (в том числе по поводу мелочей и привычных на первый взгляд вещей);
- добавляем несгибаемую веру в то, что мы способны решить любую задачу.
В принципе, перечисленного достаточно, чтобы начать творить. Скажете, что так просто настроить непознанный наукой процесс невозможно? А я и не говорю, что это легко.
Смотрите… Поверить и ощутить себя креативным — данный этап начинается с внутреннего заявления, за которым следует намерение и действие. Это означает, что отныне вы должны хвататься за любую возможность решить те задачи, которые требуют творческой составляющей. Источником их может быть не только ваша основная деятельность, но и близкие, знакомые, друзья. Мне, например, часто подкидывают подобные задачки мои дети. Как организовать веселый праздник, как разрулить сложные отношения с преподавателем, что написать в ответ на грубый комментарий в личном блоге… Вы считаете, что дети должны сами решать такие вопросы? О, это самая креативная задача: надо так провести с ними обсуждение проблемы, чтобы они самостоятельно нашли правильное решение — коучем не приходилось работать?
Так вот, чем больше и чаще решаешь пусть даже мелкие творческие задачи, тем полнее ощущаешь свои растущие креативные способности: идей по каждому запросу генерится больше, они приходят быстрее и становятся всё более интересными и неожиданными…
Идем дальше. Запрет на фразы недоверия и отрицания. Это реализовать просто, если вы такие высказывания не применяете. В случае частого использования подобных словесных форм, вам придется прибегнуть к долговременным тренировкам по рецептам, описанным мной в статье о развитии эмоционального интеллекта (см. PC Week/RE, № 40/2007). Помните? Требуемое время на изменение одной эмоциональной реакции с привычной, закрепленной годами, на новую в несколько раз больше, чем для освоения любых технологичных компетенций. И здесь тоже нужно будет использовать любую возможность для тренировки, чтобы научиться реагировать по-новому.
Следующий этап: готовность восхищаться и изумляться. Если вы считаете, что это для вас несложно, то вот вам контрольное упражнение.
Выберите небольшой отрезок пути, по которому вы часто ходите (минут на двадцать, если пешком). Это может быть дорога с работы домой или до любимого магазина. Можно взять с собой кого-нибудь на прогулку — так еще интереснее. Обязательно настройтесь на удивление и отправляйтесь в путь. Задание: на прогулке нужно отмечать всё особенное и объяснять, чем замеченное необычно. Можно устроить соревнование с попутчиком: кто больше необычного увидит. Если постараться, то взгляд на окружающий мир меняется, начинаешь обращать внимание на мелочи, которых не видел раньше, обычные предметы раскрываются с неожиданной стороны. Вот по такой схеме нужно настраивать свое восприятие, если хотите заметить необычное или то, что раньше не привлекало вашего внимания.
Остался последний пункт нашего алгоритма, относящийся к несгибаемой вере в свои способности решить любую задачу. Это удивительно, но если предыдущие пункты вы освоили, то уверенность в своих возможностях у вас уже есть, ведь вы привыкли сразу же браться за любую творческую задачу. Если вы только в начале пути, то поможет ваше осознанное намерение тренироваться и тренироваться на каждой поступившей проблеме: не отмахивайтесь от них, не ленитесь, ловите любую возможность. Постоянная практика укрепляет веру. А еще каждая решенная творческая задача вознаграждается таким потрясающим эмоциональным подъемом, что это затягивает и хочется пробовать свои силы на новых сложных проблемах.
И всё-таки нужно кое-что уточнить. Одним может хватить перечисленных мной правил, потому что креативные инструменты в них “встроены”. Другим этого может быть недостаточно. Особенно, если опыта творчества у них было мало. В таком случае можно добавить в процесс известные креативные методики, которые используются для генерации идей, например случайный стимул, переворот, метод “Шесть шляп мышления” Эдварда де Боно, ментальные карты и т. п.
Особо настойчивые, готовые уделить процессу совершенствования творческих навыков значительное время, могут освоить “Теорию решения изобретательских задач” (автор Г. С. Альтшуллер, www.altshuller.ru).
Вот теперь мы с вами готовы обсудить вопрос, где взять правильную идею, из которой можно было бы сделать прибыльный стартап.
Основные концепции для стартапов возникают из увлечений их создателей, изучения прямых и альтернативных конкурентов, на стыке различных направлений бизнеса или науки и из анализа потребностей людей. Если посмотреть на последние успешные стартапы, то большая часть из них базируется не на абсолютно новом замысле, а на уникальной подаче публике уже существующего продукта, на дополнении его новыми оригинальными сервисами или на создании новой бизнес-модели, позволяющей на основе уже известной рынку идеи создавать дополнительную прибыль для компании.
Ставший уже классическим пример Google и становящийся таковым пример нового поколения социальных сетей “всё включено” отлично доказывают это. В первом случае это создание такой поисковой машины, 97% пользователей которой довольны результатами поиска “каждый раз” или “почти каждый раз”. Во втором — добавление к уже действующим социальным сетям дополнительных активно востребованных пользовательских возможностей (объединение по интересам, аудио- и видеохостинг, публикация блогов и фотографий, текстовые и графические доски объявлений). То есть в обоих случаях проект оказывается успешным прежде всего за счет добавления к уже имеющимся на рынке продуктам новых свойств, но именно ожидаемых и потому благоприятно воспринимаемых пользователями.
В России с большой вероятностью прибыльным будет стартап-проект, строящийся на модернизации, переосмыслении или дополнении существующей идеи. Многие современные стартапы в нашей стране базируются на идеях, подсмотренных в Америке или Европе (особенно интернет-стартапы).
Практика показывает, что очень часто эффективными бывают проекты, основанные на скрещивании замыслов из различных сфер деятельности. В этой связи очень полезно изучать деятельность альтернативных конкурентов и использовать их наработки, с помощью которых решаются проблемы ваших потенциальных клиентов. С точки зрения креативных методик продукты альтернативных конкурентов можно рассматривать как случайный стимул для генерации новых прибыльных идей. Подробно мы уже говорили о механизме изучения альтернативной конкуренции для выработки новых идей, касающихся развития продукта и его продвижения (см. PC Week/RE, № 17/2007 , PC Week/RE, № 44/2007).
К сожалению, как показывает практика, из красивой, “правильной” идеи не всегда вытекает прибыльный бизнес. Всё зависит от степени готовности потенциальных пользователей вашего продукта к адекватному его восприятию в данный момент времени, от удачного позиционирования продукта и правильности выбора маркетинговой стратегии. Если брать классический стартап, то его успех в значительной степени зависит от фанатичной уверенности стартап-менеджера в своем детище, в способности зажечь своим замыслом команду стартапа и вместе с ней круглосуточно заниматься продвижением идеи в массы.