GPS-навигаторы становятся всё более популярными на мировом рынке. Причем наиболее быстрорастущим его сегментом является модифицированный класс устройств — смартфоны и коммуникаторы со встроенными GPS-модулями. О своем видении направлений развития этой ниши и об основных тенденциях на рынке навигационных устройств научному редактору PC Week/RE Максиму Букину рассказал руководитель подразделения Nokia Multimedia в СНГ Игорь Харлашкин.
PC Week: Какие тенденции сегодня характерны для рынка мобильных навигационных устройств?
Игорь Харлашкин: По прогнозам аналитического агентства iSupply, рынок персональных GPS-навигаторов будет стабильно расти вплоть до 2013 г., когда его объемы достигнут 16,5 млрд. долл. При этом всего будет поставлено 70 млн. устройств, и немалую часть из них составят смартфоны и коммуникаторы со встроенными GPS-модулями.
В России же, по нашим представлениям, в нынешнем году будет продано примерно 200 тыс. навигационных устройств разных категорий при средней цене около 300 евро. Рынок таких изделий, несомненно, далек от насыщения, но быстро растет в объеме. Основными драйверами на нем являются постепенное снижение цены навигаторов и активная замена менее функциональных решений на новые. При этом на мировом рынке наблюдаются три основных тренда. Во-первых, рост продаж отдельных моноцелевых (специализированных) PND-изделий (Personal Navigation Device) постепенно замедляется и, по прогнозам аналитиков, стабилизируется через два-три года. Во-вторых, в течение этого времени решения типа внешний GPS-приемник (исполненный в отдельном корпусе) + смартфон еще будут востребованы, но постепенно отойдут на задний план из-за неудобства электропитания и необходимости носить сразу два устройства, связанные между собой по Bluetooth. Вдобавок благодаря технологическим и экономическим возможностям интеграция GPS-модуля в устройство станет недорогим решением для производителей. И наконец, третья основная тенденция — стремительное увеличение спроса и предложения на мультимедийные решения со встроенным GPS-приемником. Поскольку в нашей стране данный рынок находится лишь в самом начале своего развития, мы ожидаем, что предпочтения пользователей будут на стороне многоцелевых устройств.
С учетом этого компания Nokia придерживается стратегии расширения модельного ряда навигаторов со встроенным GPS-приемником. К примеру, в первом полугодии 2008-го общее количество таких моделей в портфеле Nokia будет больше десятка (включая мультимедийные компьютеры Nseries N95, N95 8Gb, N810, только что анонсированную модель N82, устройства Eseries, например Nokia E90 Communicator, и другие новинки). Основной фокус будет сделан на разработке и совершенствовании конвергентных устройств “все в одном”, подключенных через Интернет к необходимым сервисам, содержащим самую последнюю и обновляемую информацию. Такими изделиями уже являются мультимедийные компьютеры Nseries.
PC Week: Для GPS-устройств очень важно наличие навигационных карт. Какие карты предлагает Nokia?
И. Х.: Разные территории земного шара имеют разную степень детализации у разных поставщиков карт. Мы предпочитаем картографическую информацию от двух крупнейших в этой области компаний — TeleAtlas и Navteq. Такой выбор был сделан исходя из наличия и, конечно, качества предоставляемых ими карт для конкретного региона. О том, карта какого поставщика инсталлирована на устройстве, можно судить по надписи в правом нижнем углу экрана при открытом приложении Nokia Maps (Карты). Так, сегодня в Москве на мультимедийных компьютерах Nseries установлены карты TeleAtlas. К слову, во многих решениях Nseries можно использовать преимущества технологии A-GPS (assisted GPS), использующей данные сотового оператора. Эта система определяет координаты значительно быстрее — в ряде случаев всего за несколько секунд. Уменьшение времени определения местоположения происходит благодаря тому, что, во-первых, телефон передает на сервер A-GPS информацию о той соте, в которой он находится, что позволяет существенно сократить количество расчетов, требуемых для определения местоположения. Во-вторых, на сервере постоянно хранится обновляемая информация об альманахе, эфемеридах и точном времени, необходимая для синхронизации приемника с передатчиком на спутнике. Собственный сервер A-GPS позволяет загружать эту информацию не со спутника, а с сервера по GPRS-каналу, что намного быстрее. При этом, используя A-GPS, можно получить точные данные позиционирования даже внутри помещения или в других труднодоступных для стандартного спутникового сигнала местах.
Что касается территориального покрытия России, то оба названных выше производителя картографической информации сегодня работают над улучшением данных и расширением охвата. В нынешнем году произошли значительные улучшения картографической базы — названия улиц и населенных пунктов теперь написаны кириллицей, часть карт (Москвы, Подмосковья, С.-Петербурга и Ленинградской области) стали пригодны для навигации, т. е. для автоматической прокладки маршрута из пункта А в пункт Б. Улучшилось и картографическое покрытие междугородных трасс, в том числе и за Уралом. Однако надо понимать, что работа над расширением покрытия и обновлением карт — непрерывный, трудоемкий и дорогой процесс. Обе компании — и Navteq, и TeleAtlas — работают над этим. Здесь очень важно подчеркнуть, что Nokia предоставляет пользователям доступ через канал GPRS/HSDPA или через Интернет к базе данных с обновленными картографическими данными.
PC Week: Насколько популярны функции GPS-навигации у пользователей мобильных устройств со встроенным GPS-приемником?
И. Х.: Как свидетельствуют результаты наших исследований, 100% пользователей N95 хотя бы раз активировали картографическое приложение Nokia Maps. Эти же исследования показали, что оно входит в число пяти самых часто используемых приложений, к которым также относятся отправка сообщений, камера, интернет-браузер, музыкальный плейер.
Отмечу, что востребованность услуги напрямую зависит от осведомленности рынка и его готовности к ней. Например, по нашим данным, в Дании 31% всех жителей уже сейчас имеет специализированное PND-устройство (навигатор). В целом, по информации Canalys, Западная Европа — безусловный лидер по востребованности навигационных решений: здесь совершается более 60% мировых продаж; около 19% приходится на Северную Америку и лишь 1—2% на Восточную Европу, включая Россию.
Сегодня основной фокус компании Nokia направлен на развитие непрофессиональной, массовой, можно сказать “бытовой” навигации. Карты активно наполняются “точками интереса” — это кафе, музеи, заправки, гостиницы, достопримечательности, парковки, аэропорты, станции метро и т. д. (как правило, их число увеличивается на 20—30% с каждым релизом). При этом целенаправленное использование GPS-навигаторов для работы с узкоспециализированными сервисами для корпоративных клиентов — еще впереди.
PC Week: Как вам представляется развитие сервисов на основе GPS?
И. Х.: В будущем появятся решения, связанные не только с координатами X и Y но и Z (скажем, такой сценарий — карты с 3D-моделями зданий), а также будет реализована привязка фотоизображений места к конкретной точке на карте. Говоря в целом, дальнейшее развитие GPS-сервисов будет связано с контекстом. Например, для разных путешественников подойдут различные описания точек с координатами X—Y—Z. Для них планируется выпуск локальных путеводителей по разным темам. Полагаю, будут популярны игры, в которых приходится разбираться с конкретными географическими координатами, и многое другое. Уже имеются первые решения, отслеживающие среднестатистическую скорость передвижения абонентов мобильной связи от одной соты к другой вдоль трассы, это позволяет, в частности, отслеживать текущую ситуацию с пробками в городе (данные проекты в пилотном режиме осуществляются в Великобритании).
PC Week: Существует мнение, что активное добавление GPS-навигаторов в коммуникаторы на базе Windows Mobile и наличие для них значительного количества условно-бесплатного ПО будут являться одними из драйверов, помогающих увеличивать их продажи на частном и корпоративном рынках. Насколько это, на ваш взгляд, соответствует реальности?
И. Х.: Разные компании работают по разными бизнес-моделям. Помимо приложения Nokia Maps пользователь может поставить на свой смартфон Nokia другое навигационное приложение сторонних производителей. И оно будет работать. Ведь ключевое достоинство операционной системы Symbian — это прежде всего открытость для разработчиков программного продукта. Кроме того, есть и возможность сертификации ПО посредством профессиональных независимых лабораторий, аккредитованных Forum Nokia.
Однако важно также подчеркнуть, что просто навигационного приложения с фиксированной картографической информацией уже мало. Эта информация должна постоянно обновляться и быть доступной в любом месте в реальном времени. Только решение “устройство, подключенное к сервису” способно удовлетворить таким требованиям. Причем, под “сервисом” тут следует понимать не только и не столько обновление информации. Это прежде всего контекстные услуги, т. е. услуги, подходящие для конкретного времени и места. Например, прогуливаясь по парку, пользователь может, с одной стороны, видеть только карту местности, а с другой — получить информацию о новых, интересных маршрутах для прогулки с рекомендациями и отзывами других людей. В современном мире ценна уже не просто общая информация, а совершенно конкретная, необходимая именно сейчас и именно для данного случая.
PC Week: Спасибо за беседу.