Несколько дней назад компания “ВымпелКом”, один из трех крупнейших мобильных операторов в России, сделала предложение своему конкуренту, Средневолжской межрегиональной ассоциации радиотелекоммуникационных систем (СМАРТС), о его покупке. По оценкам аналитических компаний ACM-Consulting и J’son & Partners, СМАРТС по числу абонентов занимает на отечественном рынке седьмое место. По данным “Интерфакса”, сумма сделки может составить около 750 млн. долл., из которых примерно 500 млн. будет уплачено непосредственно за 100% акций компании, а 250 млн. долл. направлено на урегулирование долговых обязательств СМАРТС (именно такую величину они составляли на конец III квартала 2007 г.).
Основная мотивация для приобретения СМАРТС со стороны “ВымпелКома” вполне очевидна. Во-первых, сети 2--2,5G, развиваемые сейчас операторами “большой тройки”, будут актуальны для потребителей, которым нужен “только голос”, еще как минимум 5--7 лет: именно такой срок продержались сети DAMPS в столичном регионе после массового успеха более совершенного GSM (сеть “Корбины Телеком” была закрыта только в ноябре этого года). Таким образом, “ВымпелКом” сможет не столько сэкономить на улучшении качества связи для абонентов (при том, что конкуренция между компаниями перешла из ценовых показателей в сервисные) и увеличить емкость своей сети, сколько избежать бумажной волокиты с оформлением новых базовых станций (этот срок, как мы неоднократно отмечали, может составлять 6--9 месяцев).
Купить компанию СМАРТС целиком планировали давно, помимо “ВымпелКома” переговоры с ней до настоящего момента ведут также “Мобильные ТелеСистемы” и заметно активизировавшийся в последнее время в России шведский оператор Tele2.
Во-вторых, “ВымпелКом” получает базовую сеть оператора СМАРТС, которую можно использовать в регионах для переброски большого количества трафика, объемы которого резко увеличиваются при внедрении “ВымпелКомом” сети UMTS с протоколом скоростной передачи данных HSDPA.
В-третьих, в случае совершения сделки “ВымпелКом” увеличит свой пул многоговорящих корпоративных абонентов, доля которых в Поволжье традиционно сильна у “МегаФона” и СМАРТС, работающих здесь дольше других. Значительная часть этих абонентов будет целевой аудиторией сетей третьего поколения, развитие которых уже началось (в том числе и в Самаре, базовом регионе для СМАРТС).
В-четвертых, дополнительным бонусом будет повышение стоимости компании: несмотря на отсутствие официальных подтверждений и конкретных договоренностей, фондовый рынок уже отреагировал на возможную покупку ростом котировок: к закрытию торгов 7 декабря акции “ВымпелКома” на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) подорожали на 3,57%. Приобретя более 3,94 млн. абонентов компании СМАРТС, которая работает в 15 регионах страны, “ВымпелКом” обойдет МТС в региональной базе абонентов — абонентская база “ВымпелКома” в регионах (Россия за вычетом Москвы и Московской области) на начало ноября составляла 40,22 млн. подписчиков, а региональная абонентская база его основного конкурента МТС — 42,25 млн. пользователей. Инвесторам обычно нравится взрывообразный рост числа абонентов на развитом телекоммуникационном рынке, а в условиях насыщения рынка МТС уже будет крайне сложно оспорить первенство “ВымпелКома” в российских регионах в ближайшее время. Хотя этот момент мы можем считать только дополнительным, поскольку на первое место выходит величина среднего чека (ARPU) пользователей сотовой связи, на увеличение которого направлены основные усилия топ-менеджеров сотового оператора.
Между тем в этой связи под вопросом оказывается проект виртуального оператора (MVNO), который крупная компания по продаже цифровой техники “Евросеть” реализует в сети СМАРТС. Руководство “Евросети” около двух недель назад разослало операторам “большой тройки” свои предложения по сотрудничеству в этой области, непременным условием которого является скидка на трафик с базового розничного тарифа операторов не менее 40%. Не только положительной, но и сколько-нибудь внятной реакции на это предложение не последовало. Известно, что “ВымпелКом” более чем прохладно относится к существованию “виртуалов” в своих собственных сетях — по словам представителей оператора работа с MVNO для компании является потенциальным риском, поскольку деятельность таких компаний в России не лицензируется и осуществляется на весьма шатких правовых основаниях. Мининформсвязи давно обещает, что ситуация изменится в лучшую сторону, но до сих пор этого не произошло. Поэтому дальнейшее развитие проекта MVNO в случае продажи компании СМАРТС остается под большим вопросом.
Отметим, что купить компанию СМАРТС целиком планировали давно, помимо “ВымпелКома” переговоры с ней до настоящего момента ведут также “Мобильные ТелеСистемы” и заметно активизировавшийся в последнее время в России шведский оператор Tele2. При этом Tele2 в октябре уже купил одну региональную сеть СМАРТС в Краснодарском крае — деньги были нужны СМАРТС для погашения облигационного займа, а найти альтернативные источники финансирования компании не удалось. Краснодарская “дочка” была продана по рекордно высокой для российского сотового рынка цене — 24,5 млн. долл. за компанию с количеством абонентов всего 20 тыс. (меньше 1% регионального рынка, по оценке J’son & Partners). По мнению аналитиков, цена сделки оказалась вполне разумной, при этом прибыль СМАРТС впечатляет: несколько сотен процентов в валюте за пять лет развития региональной компании. Tele2 же приобрел проблемный актив, который, тем не менее, выгодно расположен рядом с одним из самых “урожайных” регионов для компании (речь идет о Ростове-на-Дону) и будет полностью реструктуризирован в самое ближайшее время. Кроме того, определенные региональные сети СМАРТС готов приобрести “МегаФон”, который интересуется только отдельными активами оператора.
Отметим, что продажа СМАРТС целиком — вполне хороший выход для оператора, который не получил лицензии на развитие сетей третьего поколения, испытывает определенные финансовые сложности, работает меньше чем в четверти регионов страны и по сути не имеет особых перспектив развития в технологическом плане. Вместе с тем осуществлению сделки по полной продаже компании мешал корпоративный конфликт между основным акционером поволжского оператора Геннадием Кирюшиным, контролирующим 80% акций оператора, и группой “Сигма”. Впрочем, в настоящий момент у “Сигмы” нет ни одного выигранного иска против г-на Кирюшина и, как сообщили в СМАРТС, все судебные решения о наложении арестов на акции этой компании отменены. Между тем если договоренности с группой “Сигма” не будут достигнуты, отмечают аналитики “Финам”, “ВымпелКом” рискует не только половиной чистой прибыли по итогам девяти месяцев, но и собственной репутацией, особенно среди американских инвесторов.