Российский рынок DECT-терминалов стабилизировался и практически закончил свое развитие — именно такой вывод можно было сделать по окончании пресс-конференции Panasonic, посвященной планам развития компании в этом сегменте в будущем году. При общем объеме сегмента в 4,43 млн. терминалов в 2007 г. его рост по отношению к 2006-му составил, по данным Panasonic, всего 6%, что позволяет говорить о завершении взрывообразного роста (в предыдущие годы он достигал отметки в 20—30%) и переходе от ценовой конкуренции, направленной на увеличение доли рынка, к конкуренции в области потребительских характеристик, основной из которых является внешний вид терминалов.
В условиях насыщения рынка произошла и его консолидация. Компании Panasonic, Siemens и Philips контролируют практически 85% рынка, оцениваемого в 340 млн. долл., при этом продукция множества китайских производителей представлена только в нижнем ценовом диапазоне.
Будущее развитие российского рынка DECT-терминалов в Panasonic связывают с более активным применением тех функций, которые давно заложены в трубки. Если автоматический определитель номера используется уже повсеместно, то встроенная функция по отправке SMS со стационарного терминала работает не на всех телефонных линиях, а только на цифровых. Учитывая тот факт, что городские телефонные сети в крупных городах цифровизованы далеко не полностью (план цифровизации МГТС на 2007 г. — всего 42% от общего объема проводных магистралей), возможности отправлять и принимать SMS с городского телефона большинству абонентов придется ждать еще долго.
Вместе с тем руководители российского представительства Panasonic отметили, что перспектива развития DECT-терминалов связана с усилением функциональности этих устройств — в частности, с добавлением функций VoIP. Безусловно, рост числа абонентов, отказывающихся от проводной связи в пользу VoIP и сотовой связи, для нашей страны пока не актуален, а увеличение числа пользователей, которым интересны решения DECT/Wi-Fi или DECT/Ethernet, ограничено из-за медленного развития широкополосных подключений к сети Интернет в российских регионах. Пока в портфеле Panasonic есть только две модели подобного типа из серии Globarange — BB-GT1540 и BB-GT1520 ( см. PC Week/RE, № 18/2007), а также терминал KX-TG9120/9140 с USB-адаптером KX-TGA915 (эта “связка” предназначена для работы со Skype). BB-GT1540 и BB-GT1520 сделаны двухлинейными — это значит, что они могут подключаться не только к стандартной проводной телефонной линии (коннектор RJ-11), но и к Интернету по Ethernet-кабелю (порт RJ-45).
Несмотря на желание Panasonic создать свою собственную VoIP-сеть в противовес Skype (в глобальном масштабе), этого не случилось. VoIP-сервис joip, поддерживаемый компанией Deltathree, в России совершенно неизвестен, а сотрудничества с российскими VoIP-операторами у Panasonic не сложилось. При этом отметим, что выход на российский рынок VoIP с таким оборудованием может увенчаться успехом только в случае предложения универсальных решений для широкого спектра абонентов (как у компании SkypeMate) или партнерства с локальным VoIP-оператором, имеющим развитую систему приема платежей от частных и корпоративных пользователей (как у Zyxel с оператором SipNet).