Государство делает ставку на электронные аукционы
В общем объеме госзакупок немалую часть составляет ИТ-техника, поскольку она присутствует сегодня в любой организации и периодически требует обновления. Приводимые разными источниками цифры впечатляют: консолидированный объем государственных и муниципальных закупок в 2006 г. приблизился к 2,3 трлн. руб., а ущерб от необоснованного завышения цен при осуществлении госзакупок составляет 300 млрд. руб. В 2007 г. госзакупки прогнозируются в объеме 4 трлн. руб. (по оценке ФАС).
Надо отдать должное, наши законотворцы проявили стремление к устранению явных прорех в законодательстве, открывающих дорогу для всякого рода злоупотреблений в области госзакупок. Первым антикоррупционным барьером здесь стал вступивший в силу 1 января 2006 г. закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, установивший единый порядок проведения торгов для всех распорядителей бюджетных средств. И уже в 2006 г. этот закон помог органам финансового контроля и экономической безопасности вернуть в бюджет около 100 млрд. руб.
А в октябре 2007 г. вступил в действие новый закон от 24.07.2007 № 218-ФЗ, которым внесено более 150 поправок в предыдущий (№ 94-ФЗ). В основном эти изменения носят четко выраженный антикоррупционный характер и учитывают дальнейшее совершенствование регламента процедур для упорядочения работы государственных и муниципальных заказчиков. “Ряд нововведений направлен на удовлетворение потребностей и защиту интересов участников размещения заказа”, — подчеркивает руководитель департамента контроля за размещением заказов ФАС РФ Михаил Евраев. В законе, в частности, установлено, что значимость таких критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, как функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг, а также квалификация участников конкурса, не может составлять более 20% от общей значимости всех критериев оценки и сопоставления данных, указанных в таких заявках.
Госзакупкам электронно-вычислительной техники (наряду с другими позициями) правительство РФ уделило особое внимание: по его распоряжению (от 15.05.2007, № 609-р) такое оборудование должно закупаться только путем аукционов.
Сегодня закон по госзакупкам, по словам Михаила Евраева, имеет недостатки, но работает: подтверждением тому является парадоксальный факт — увеличение потока жалоб, поступающих в ФАС, на некорректно (т. е. с нарушением закона) проводимые торги. Число таких жалоб ежемесячно возрастает вдвое, в то время как два года назад их практически не было, поскольку четких условий проведения госзакупок вообще не существовало. Михаил Евраев поясняет: “Предложения о дальнейшем совершенствовании законодательства продолжают к нам поступать. Мы их рассматриваем, да и сами готовим свои предложения в этом плане”. Однако сейчас главная задача, по его мнению, — не совершенствование закона, а разработка документов инструктивно-методического характера, обеспечивающих применение закона на практике.
В принципе с этим утверждением согласен и независимый эксперт проекта “Реформа государственных закупок II” Петер Канчани. По его словам, анализ результатов мониторинга внедрения нового российского законодательства по государственным и муниципальным заказам “показывает, что несмотря на некоторые недостатки реформа системы государственных закупок активно внедряется и находит одобрение участников размещения заказа; тем не менее некоторые аспекты по-прежнему вызывают определенные сложности и требуют дополнительных усилий с их стороны, а может быть, и со стороны законодателя”.
Электронные площадки
Рынок электронных госзакупок существует с начала 2006 г., когда вступил в силу закон о госзаказах, где было дано определение понятию “открытый аукцион в электронной форме”. Сейчас электронные аукционы существуют не только в Москве, но и в других регионах.
Михаил Евраев сообщил, что государство рассчитывает повысить эффективность госзакупок: готовится постановление правительства о том, что до 80% товаров и услуг госорганизациям придется закупать на аукционах, в то время как сейчас — только 30%. При этом государство делает ставку на электронные аукционы, поскольку в этом случае отследить размещение заявок, предложений и сам ход торгов можно без особых затруднений.
Уже сегодня на просторах Глобальной сети размещены тысячи аукционных площадок. Однако информация на них в большинстве случаев недостаточна, не систематизирована, да и сами они представлены в основном в хаотичном виде, так что осуществлять контроль за большинством из них со стороны госорганов практически не представляется возможным.
Сейчас ФАС ведет работу по отбору электронных торговых площадок и планирует в течение ближайшего года выбрать пять-семь сайтов для проведения госзакупок товаров и услуг в электронной форме. Именно на этих площадках госзаказчикам и придется размещать свои заявки и проводить все торги объемом свыше определенной суммы, которые можно отслеживать, систематизировать и анализировать. При такой организации дела, заверил г-н Евраев, качество контроля будет высоким.
А с 2010 г. всю информацию о госзаказах предполагается размещать на едином интернет-сайте.
Ни своих, ни чужих
Павел Колыхалов, представитель межрегиональной общественной организации “Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам” (МОО “ГОС”), осуществляющей мониторинг госзаказа на поставку компьютерной техники, отмечает, что “…большинство заказчиков, осознанно или нет, но ориентированы на описание тех спецификаций, которые дают значительное преимущество Intel в сравнении с другими конкурирующими компаниями. Интересно и то, что, как показывают исследования, ситуация по России в целом незначительно отличается от ситуации в Москве”.
ФАС намерена инициировать изменения в законе о поставке товаров для госзаказчиков. Для создания здоровой конкуренции планируется жестко ограничить указание в конкурсной документации торговых марок и технических характеристик закупаемых товаров. Например, нельзя будет указывать марку компьютерной продукции. Скажем, если в заявке на закупку компьютерной техники будет указано, что необходим процессор Intel, то это будет считаться нарушением.
Введение подобных правил, как полагают в ФАС, будет способствовать повышению уровня конкуренции среди поставщиков продукции, позволит обеспечить так называемую нейтральность спецификации приобретаемых на конкурсной основе товаров и значительно сократит коррупцию. Однако подобные ограничения могут быть сняты, если будет доказана необходимость технической совместимости закупаемого продукта с уже эксплуатируемым у заказчика оборудованием.
По мнению главы представительства корпорации AMD в России и странах СНГ Александра Беленького, недостаточная прозрачность правил, применяемых в сфере ИТ-закупок в государственном секторе, приводит к использованию товарных знаков и дополнений типа “или эквивалентный” в технических спецификациях тендеров на закупку ПК, ноутбуков и серверов, что по существу исключает конкуренцию между поставщиками. В частности, он отметил: “У нас есть большой международный опыт разработки рекомендаций по применению открытых спецификаций при составлении технических требований для закупки вычислительной техники, и мы готовы поделиться этим опытом и представить всю полезную информацию по этой проблеме, которую также можно получить на нашем сайте”.
Директор Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева Ирина Кузнецова на основе анализа результатов независимого мониторинга соблюдения закона о госзаказах в России (было охвачено более 17,5 тыс. документов) привела основные причины его нарушения — некомпетентность: 50—60%; сложность выполнения норм ввиду объективных (специфика заказа) и субъективных обстоятельств: 15—20%; сознательное нарушение норм закона путем “моделирования” заказа под конкретного поставщика (например, указание определенного места расположения склада, что заведомо отсекает участие конкурентов в торгах, и т. п.): 15—20%; смешанные причины: 10—15%. По ее данным, коррупция в ходе осуществления государственных закупок в настоящее время перемещается из сектора размещения заказов в сектора их формирования и исполнения. Так, при формировании заказа указывается неверное бюджетирование контракта (завышение максимальной начальной цены), прописываются не нейтральные, а “заточенные” под одного конкретного поставщика спецификации контракта; незаконным также является изменение условий контракта во время его исполнения.
Решение проблем обеспечения нейтральности спецификаций закупаемого товара и повышения прозрачности торгов будет одной из главных задач ФАС в ближайшей перспективе.