Известный маркетинговый принцип гласит: если продукт на рынке предлагается лишь одним поставщиком, значит, этот товар пока не очень востребован. Отражением реального спроса является усиление конкуренции со стороны вендоров, появление как минимум трех серьезных игроков.
Всё это мы можем наблюдать на примере технологий виртуализации для компьютеров архитектуры x86. Первопроходцем с начала 1990-х тут была VMware. Лишь к началу нынешнего века у нее обозначился конкурент — Connectix, но обе компании предлагали решения только для рабочих станций. В 2002 г. VMware приступила к освоению серверного x86-пространства, выпустив сразу два продукта: GSX Server и ESX Server. В тот момент средства для серверной виртуализации Intel-компьютеров предлагала еще SWsoft, но ее технология Virtuozzo решала частную, хотя и очень интересную с практической точки зрения задачу создания однородных виртуальных сред на базе ядра Linux.
Точкой отсчета реального формирования сектора виртуализационного ПО нужно считать 2003 г.: в марте на данный рынок, купив Connectix, вышла Microsoft. Маркетинговая реакция на это событие последовала через несколько месяцев: в декабре корпорация EMC купила VMware за 635 млн. долл. (деньги не очень большие даже по тем временам). Год спустя свои серверные средства представила Microsoft, выпустив Virtual Server 2005. Через небольшой промежуток времени на рынке появился еще один технологический игрок — открытый проект под названием Xen.
В 2006-м о реализации механизмов виртуализации в своих новых версиях ОС объявили ведущие поставщики Linux-систем — Novell, а потом и Red Hat (обе — на базе Xen). В тот же год SWsoft представила вариант Virtuozzo для Windows и начала освоение технологий виртуальных машин для рабочих станций, выпустив продукт Parallels. Появился еще один перспективный независимый проект — Virtual Iron. Примерно тогда же активизировала свою работу в этом направлении Sun, которая сначала реализовала поддержку механизма виртуальных контейнеров в Solaris 10, а через год предложила свой вариант управления разнородными виртуальными машинами -- xVM (на основе Xen) для своих компьютеров Sun Fire x64.
В августе нынешнего года на рынок технологий виртуализации ОС вышел еще один серьезный игрок -- компания Citrix, купившая Xen за 500 млн. долл. (хотя в комментариях наблюдателей в качестве претендента на покупку фигурировали также Sun и Symantec). Перспективность этого шага сразу оценил фондовый рынок — акции Citrix выросли почти на 40%. Что еще симптоматичнее — цена акций VMware, которая минувшим летом была преобразована в открытую корпорацию, также увеличилась на 30%.
Итак, на рынке технологий виртуализации сформировалась команда серьезных игроков, и хотя формальные рейтинги рынка еще не опубликованы, мнение экспертов единодушно — с большим запасом прочности тут лидирует VMware. Но столь же уверенно они заявляют, что конкуренты будут сокращать этот разрыв и возглавит гонку преследования конечно же Microsoft.
За последние полтора года Редмонд серьезно расширил спектр своих виртуализационных предложений. В 2006-м вышел Virtual Server 2005 R2 и была скорректирована в направлении либерализации политика его лицензирования. В начале нынешнего года появилась (теперь уже бесплатная) версия Virtual PC 2007 для настольных компьютеров с поддержкой Windows Vista, а также бесплатное решение виртуализации на уровне приложений (SoftGrid). В конце года поступил в продажу Virtual Machine Manager 2007 — новое средство централизованного управления виртуальной инфраструктурой предприятия.
А решающие шаги в развитии серверной виртуализации Microsoft сделает в феврале следующего года в рамках выпуска Windows Server 2008. Самое главное — помимо развития Virtual Server корпорация впервые представит свою технологию гипервизора (высокопроизводительный механизм управления виртуальными средами без использования хост-системы, на “голом” железе). Это средство пока представлено бета-версией, но уже сменило свое кодовое название Viridian на официальное Hyper-V. Известно, что оно будет поставляться как в составе серверной ОС Windows Server 2008, так и виде отдельного продукта. Таким образом, Microsoft вторгается в область виртуализации, где до сих пор практически монопольно доминировала VMware со своим ESX Server.
Со своей стороны VMware со всей серьезностью готовится к появлению такого активного конкурента. В декабре компания выпустила обновленный вариант своего продукта — ESX Server 3.5. А в начале следующего года должна выйти версия ESX Server 3i с использованием новой архитектуры тонкого ядра, которое будет занимать всего 32 Мб оперативной памяти.
Комментируя перспективы борьбы с Hyper-V, представители VMware делают акцент на более чем пятилетний опыт работы с гипервизорами. Правда, наблюдатели и не прогнозирует драматических изменений в расстановке сил в этом направлении: никто не сомневается, что для признания Hyper-V рынком потребуется время. Однако все отмечают большие возможности Microsoft в плане технологической доводки ее продукта и его маркетингового продвижения.
На наш взгляд, проблема конкуренции ESX Server и Hyper-V сегодня вообще представляется довольно надуманной. В реальности появление здесь Microsoft будет способствовать (об этом свидетельствует исторический опыт) росту интереса к данному виду средств со стороны рынка в целом, от чего может выиграть и VMware. Так что в ближайший год, имеет, наверное, смысл следить не столько за конкуренцией между игроками рынка средств виртуализации (не только гипервизоров), сколько за ростом общего спроса на эти технологии со стороны заказчиков.