Само появление термина “системная интеграция” в нашей стране связано с новейшим этапом развития российского рынка, начавшимся в 1990-х. Но смысл этого термина за прошедшие годы радикально поменялся. Тогда, полтора десятка лет назад он подразумевал, как правило, разовый проект, связанный в основном с поставкой ПК, прокладкой локальной сети и установкой какого-то ПО, причем предоставляемые в рамках такого проекта услуги обычно рассматривались лишь как бесплатное приложение к поставке оборудования. Сейчас в понятие системной интеграции входит большой комплекс работ, включающий предпроектное исследование, консалтинг, поставку и установку ПО и оборудования, разработку собственных решений, процессы внедрения и сопровождения ИТ, в том числе с использованием моделей ауторсинга.
Закончившийся 2007 год вполне может претендовать на звание “года системных интеграторов”. Именно на него пришелся период преобразования количества в качество, которое теперь позволяет говорить о сформировавшемся в нашей стране рынке ИТ-услуг. Наглядным отражением произошедших здесь перемен стало привлекшее широкое общественное внимание обсуждение вопросов определения самого понятия “ИТ-услуга” и оценок объема данного рынка ( см. PC Week/RE, № 33/2007 и № 35/2007). Что же касается глубинных процессов, протекающих в области системной интеграции и ИТ-консалтинга, то для их анализа мы обратились за помощью к представителям ряда ведущих компаний, работающих в этой сфере. Их мнение особенно интересно потому, что, являясь связующим звеном между поставщиком и заказчиком ИТ, именно системные интеграторы имеют наиболее целостную картину происходящего на ИТ-рынке.
Что повлияло на рынок и к чему это привело
Первоначально наш вопрос был сформулирован так: “Какие события повлияли на развитие рынка системной интеграции и ИТ-консалтинга?”. Однако из полученных ответов стало очевидно, что главные факторы влияния на развитие ИТ-рынка (в том числе и системной интеграции) – это не отдельные, пусть даже и весьма значительные события, а долгосрочные тенденции, которые носят глобальный характер. Более того, с точки зрения причинно-следственных связей сами события, происходящие на ИТ-рынке, наверное, не столько влияют на какие-то рыночные процессы, сколько являются их отражением.
Одна из основных мировых тенденций — повышение статуса ИТ-отрасли в экономике (и мировой, и национальной), в результате чего ИТ-рынок не только реагирует на общеэкономическую ситуацию, но и в значительной степени способен влиять на нее. Вторая тенденция — продолжающаяся глобализация и консолидация ИТ-бизнеса как в технологическом, так и в географическом аспектах. И, наконец, третья — это продолжение интеграции российской ИТ-отрасли в мировое ИТ-пространство, что выражается в выходе отечественных ИТ-компаний за пределы страны, но еще больше — в усилении присутствия здесь зарубежных ИТ-поставщиков. Всё это имеет прямое отношение к рынку системной интеграции и ИТ-консалтинга, так как сегодня практически все мировые ИТ-лидеры расширяют свое присутствие в этой сфере.
Самым крупным событием в мировой экономике стал, безусловно, ипотечный кризис, который замедлил темпы роста ведущих мировых экономик и повлек продолжающуюся до сих пор нестабильность на финансовых и фондовых рынках. Однако, что характерно, ИТ-отрасль почувствовала всё это в минимальной степени, более того, она повысила свой авторитет в глазах инвесторов, которые еще раз вспомнили о более высокой надежности вложений в технологические инновации, а не в сырьевые сферы деятельности.
Главный же процесс на мировом ИТ-рынке — дальнейшая консолидация бизнеса крупнейших вендоров. Наиболее значительные события в последние полтора года тут проходили в сегменте средств бизнес-аналитики, планирования и бюджетирования (крупные покупки сделали IBM, Microsoft, Oracle, SAP), что отражает повышение спроса на данные технологии со стороны заказчиков. Важной тенденцией является продолжающееся смещение мультинациональных поставщиков в область сервиса с предложением более комплексного набора продуктов и услуг, чем тот, что могут предоставить локальные российские ИТ-компании.
Что касается России, то здесь нужно отметить не просто рост экономики, но и политическую стабильность. Это нашло отражение, в частности, в том, что начавшаяся в 2007 г. затяжная предвыборная кампания практически не повлияла на ИТ-активность заказчиков как в государственном, так и в коммерческом секторах. Участники нашего опроса отметили также положительную роль государства в качественном развитии российских ИТ-компаний путем создания в том числе свободных экономических зон технико-внедренческого типа, весьма привлекательных для них. Большое влияние на рост ИТ-рынка оказала реализация национальных проектов, в результате чего в список отраслей, активно потребляющих ИТ, впервые попали образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство
Ключевой характеристикой экономической ситуации в нашей стране стало смещение от экстенсивной модели развития к интенсивной (по выражению Сергея Канева, переход страны из фазы “проедания наследства СССР” в фазу созидания), что проявляется в стремлении компаний инвестировать в свое развитие существенно большие средства, нежели ранее, консолидировать бизнес, выходить на новые, в том числе международные рынки, расширять номенклатуру и улучшать качество своих продуктов и услуг. Важной тенденцией минувшего года стало расширение числа заказчиков, выходящих или планирующих выйти на IPO.
Все это существенно изменяет спрос заказчиков на ИТ. По мнению наших экспертов, фактически именно сейчас реально начался тот процесс, о котором много говорилось последние несколько лет: переход от фрагментарной автоматизации к решению бизнес-задач средствами ИТ и управленческих технологий. Другая отчетливая тенденция — это более широкое использование предприятиями модели ИТ-аутосорсинга, т. е. передачи сервисных функций внешним ИТ-компаниям на основе долгосрочного сотрудничества.
Объемы затрат на информатизацию предприятий увеличиваются не только в абсолютном, но и в относительном выражении. Так, за последние пять лет инвестиции ведущих российских компаний в собственную ИТ-инфраструктуру выросли на 65% и составили около трети общего объема капитальных вложений. Соответственно это вызывает необходимость в более глубоком обосновании роли ИТ в повышении эффективности бизнеса предприятия. Второй важнейший глобальный тренд состоит в том, что экономика становится сервисно-ориентированной, что находит свое отражение в изменении структуры спроса и предложения практически во всех отраслях в сторону увеличения доли услуг.
Если же говорить об отечественных поставщиках ИТ-услуг, то изменения условий их работы на рынке определяются двумя ключевыми факторами. Главный на сегодня — изменения потребностей со стороны клиентов (оперативность реакции на изменения потребностей заказчиков, а также повышение сложности проектов — как в плане объемов, так и по составу работ). Второй фактор, который пока не очень сильно проявляется, но будет усиливаться в будущем, — растущая конкуренция со стороны зарубежных игроков.
В этой ситуации от системных интеграторов требуется уже не только умение реализовать сложные, в том числе и географически распределенные ИТ-проекты, но и способность обеспечить свое собственное развитие в долгосрочной перспективе. Важно и то, что реализация современных проектов выходит сегодня далеко за пределы ИТ и, в частности, включает необходимость решения целого ряда дополнительных задач -- от инжиниринга до управленческого консалтинга.
Соответственно перед большинством ИТ-компаний стоит задача ускоренного развития. До сих пор они добивались этого за счет внутреннего органического развития путем расширения своей экспертизы собственными силами. Однако сейчас возможности данного варианта уже исчерпаны и начинается следующий этап — консолидация ИТ-бизнеса.
Проявлением этих тенденций стали главные события на российском рынке ИТ-услуг — ряд сделок по слиянию, среди которых наиболее важными можно назвать объединение компаний IBS и “Борлас”, “Систематика” и TopS BI, а также выход на IPO ведущих игроков российского рынка ИТ-проектов. Но эксперты отмечают, что об окончательном успехе этих сделок говорить еще рано: рынок внимательно следит за их результатами, которые, несомненно, повлияют на принятие другими игроками решений о том, каким путем им двигаться дальше — путем объединения с сегодняшними конкурентами или сосредоточив усилия на внутреннем развитии.
По мнению наших экспертов, которое подтверждается и последними независимыми маркетинговыми исследованиями, за последние два года российский рынок системной интеграции приобрел черты общенационального, и теперь масштабы бизнеса крупных ИТ-компаний сопоставимы с доходами лидеров экономики России. В стране сформировалась двадцатка ведущих игроков, стремящихся работать во всех сегментах ИТ-рынка: в коммерческом и государственном, малом и корпоративном, в различных отраслях.
В то же время говорить о полном доминировании “двадцатки” на российском рынке ИТ-услуг пока не приходится, и вряд ли придется в будущем. Это хорошо видно на примере малого и среднего бизнеса, где сильные позиции сохраняют небольшие нишевые ИТ-компании. К тому же одновременно с консолидацией на рынке идет и процесс отраслевой специализации, что особенно отчетливо прослеживается в сфере ERP-решений (“Клиенты уже не верят в универсальных солдат”, -- отмечает Илья Пантелеев).
Что будет
Поскольку ИТ-рынок подчиняется фундаментальным общеэкономическим тенденциям, в 2008 г. мы здесь сможем наблюдать те же процессы, что и в 2007-м. Свое негативное влияние по-прежнему будет оказывать ипотечный кризис, но, по оценкам мировых финансовых экспертов, к будущему лету его последствия удастся преодолеть. Гораздо более важное значение для отечественного рынка имеют внутриполитические события. Однако уже сейчас можно констатировать, что в целом сложный выборный период успешно преодолен и есть основания полагать, что с выбором через три месяца нового российского президента рыночные механизмы в нашей стране будут превалировать и Россия будет продолжать движение в направлении интеграции в мировое экономическое пространство. В то же время определенные изменения в управляющей ветви власти вполне вероятны, что может послужить основой для появления новых инициатив и проектов с ее стороны.
Однако наши эксперты уверены, что в любом случае объемы государственных затрат на ИТ будут расти, а роль государственного сектора в качестве заказчика -- повышаться. Алексей Ремизов считает, что этому будет способствовать реализация государственной политики в области вооружений, высоких технологий, создания технопарков и т. п.
Впрочем, Роман Плющенков видит, в зависимости от выбранной государственной политики, два сценария развития ИТ-отрасли: оптимистичный, характеризующийся построением экономики знаний и сопровождающийся активным ростом ИТ-рынка, и более консервативный, связанный с проведением государством политики, цель которой – получить максимальную прибыль от использования природных ресурсов, и характеризующийся замедлением темпов роста ИТ-рынка.
Продолжатся консолидация и структуризация игроков рынка ИТ-услуг. По мнению Игоря Касимова, нас ждет еще несколько слияний и образование новых объединенных ИТ-компаний федерального уровня. Но при этом в наступившем году сохранится значительная доля рынка для нишевых компаний, обладающих экспертизой и практикой в узких сферах. При этом крупные интеграторы будут расширять спектр своих компетенций во многом именно за счет поглощений таких специализированных поставщиков услуг. Но для этого покупателям придется активнее привлекать внешние инвестиции для своего развития, а стало быть, им нужно будет учиться играть, как выразился Антон Цыценко, по новым для них правилам — правилам открытого рынка с ориентацией на долгосрочную перспективу развития.
В технологическом плане следует обратить внимание на развитие направления систем с открытым кодом. Игорь Касимов считает, что уже сегодня в России к ним имеется существенный интерес, и в 2008 г. он оформится в растущий спрос. Дмитрий Прокофьев высказал мнение о том, что дальнейшее развитие технологий, ориентированных на использование программных продуктов с открытым кодом и аналитических инструментов, а также усложнение ИТ-инфраструктуры в целом приведут к изменению структуры затрат заказчика на ИТ — доля ИТ-услуг в стоимости проектов будет возрастать.