Хотя сейчас главным новатором в области высоких технологий считается Google, старожилы мира ИТ не сидят сложа руки. Например, IBM уже вовсю внедряет в своей корпоративной сети многочисленные элементы Web 2.0 — блоги, wiki, составные приложения (mashup) и виртуальную реальность. Недавно представители корпорации продемонстрировали некоторые из этих достижений небольшой группе журналистов и аналитиков.
Майк Акербауэр, менеджер IBM по разработке инновационного ПО для коммуникации, представил Metaverse — систему виртуальной реальности, с помощью которой 2200 сотрудников взаимодействуют с коллегами через Интернет. Хотя это ПО еще немного сыровато, специалисты активно используют его для организации Web-конференций в трехмерном виртуальном мире. Такой инструмент жизненно необходим корпорации, имеющей отделения почти во всех странах. В показанном Акербауэром “конференц-зале” было маловато мебели, но на стене висел большой экран, такой же, как в настоящем конференц-зале. Правда, система Metaverse пока отстает от среды Second Life по функциональности. Так, она не поддерживает использование аватаров.
В 2008-м команда Акербауэра собирается подключить к Metaverse mashup-приложения, создаваемые сотрудниками IBM. “Мы хотим расширить возможности традиционных двумерных презентаций”, — пояснил он. Второе направление развития Metaverse связано с организацией индивидуальной связи между руководителем и подчиненными. Это необходимо не для оценки результатов труда, а для обучения персонала. Кроме того, сейчас идут работы по включению в данную систему средств поддержки технологии VoIP (Voice Over IP), возможно это будет сделано путем интеграции Metaverse с IBM Lotus Sametime.
Компьютерная общественность немного знакома с инструментом QEDWiki, созданным в IBM для подготовки mashup-приложений. Однако у Голубого Гиганта есть и другие наработки в области mashup, которые объединены под названием SAE (Situation Application Environment). Специалист IBM по архитектуре ПО Люба Чербакова представила такое приложение под названием Team Analytics. По ее словам, оно объединяет информацию из нескольких источников: данные о сотруднике из внутреннего каталога “кто есть кто”, графическое представление часового пояса, в котором он работает, и графическое изображение взаимосвязей между сотрудниками, показывающее, кто с кем взаимодействует и кому подчиняется. Это — одно из 150 с лишним mashup-приложений, созданных в IBM за последний год, рассказала г-жа Чербакова, которая также руководит блогом Blog Central, системами Wiki Central, Jam (для проведения дискуссий) и ThinkPlace (для обмена идеями между 145 тыс. сотрудников).
С какой же целью IBM разрабатывает Metaverse и mashup-приложения? Не для того ли, чтобы привлечь молодых талантливых программистов, которые охотнее идут на работу в “модные” компании, в частности Google или Facebook? Г-жа Чербакова так не считает. По ее словам, новейшие технологии нравятся сотрудникам, так как позволяют автоматизировать их повседневный труд.
Однако не одна лишь IBM имеет множество удаленных филиалов. Другим фирмам тоже пригодятся перечисленные технологии. Почему бы IBM не начать их продавать? По словам ИТ-директора IBM Марка Хеннесси, корпорация не исключает такую возможность, но сейчас еще не ясно, какая из разработок близка к коммерческому использованию.