“Расходовать оптимизм нужно умеренно, чтобы хватило до конца года”, — предупреждал нас когда-то Станислав Ежи Лец. Судя по ответам на наши традиционные новогодние вопросы, руководителям компаний, выпускающих прикладные системы корпоративного управления, оптимизма не только хватило на прошедший год, но осталось и на нынешний.
По-видимому, один год — слишком короткий срок для проявления заметных рыночных тенденций: по мнению большинства респондентов, ничего кардинально нового в сегменте КИС за прошедшие пару лет не произошло. Экономика растет, наблюдается политическая и экономическая стабильность, увеличивается платежеспособный спрос, по темпам роста ИТ-отрасли Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Тем не менее, если сравнить прошлогодние ответы с нынешними, можно заметить немало интересного.
Ни для кого не секрет, что основная движущая сила отечественной экономики — деньги от продажи нефти, газа и других сырьевых ресурсов, а также продуктов их переработки. Эти отрасли не испытывают финансовых трудностей и поэтому всегда были главными потребителями бизнес-приложений. Но экономика — единый организм и средства, пришедшие через “экспортную трубу”, постепенно перераспределяются по другим отраслям. По каким в первую очередь? Ответ на этот вопрос определяет и востребованность средств корпоративного управления в разных вертикалях.
“Я думаю, что ключевой фактор — продолжающийся рост российской экономики. Причем это касается не только нефтегазовой отрасли, которую не затронуло падение доллара. Впечатляющий рост показали потребительские рынки, рынок продуктов питания и напитков, недвижимости. Я думаю, указанная тенденция сохранится и в следующем году. Это показатель того, что прибыль, сформированная ресурсной отраслью, была потрачена эффективно”, — сказал Йован Марьянович. Схожая оценка прозвучала и из уст Владимира Егорова: “Активный спрос в сегменте СМБ и на динамично развивающихся рынках дистрибуции и ритейла, в финансовом секторе и со стороны международных компаний, расширяющих свое присутствие на отечественном рынке, был продемонстрирован и в прошедшем году. Из новых тенденций, на наш взгляд, стоит отметить повышение спроса на системы управления со стороны транспортных компаний”.
То, что первым звеном, куда пришли нефтяные деньги, стал потребительский сектор, вполне закономерно. Доходы населения заметно выросли, а для того, чтобы оно могло их потратить, достаточно наладить импорт и сбыт качественной западной техники, пищевой продукции и товаров массового спроса. Некоторые отрасли успешно развиваются, занимаясь переработкой импортируемой сельскохозяйственной продукции или сборкой изделий из завозимых комплектующих. Но не следует забывать, что львиная доля доходов от экспорта энергоносителей изымается в виде таможенных пошлин и акцизов и остается в руках государства. А оно, накопив страховые резервы в стабилизационном и других фондах, всё более активно пытается делать инвестиции в реальный сектор собственной экономики. Один канал подобных инвестиций — национальные проекты, другой — формирование крупных госкорпораций в авиа- и судостроении, оборонной промышленности, атомной энергетике и т. д. В какой степени ERP-системы будут востребованы в данных начинаниях, можно будет понять лишь спустя какое-то время, но определенное оживление в промышленности наши эксперты отмечают уже сегодня.
“Одно из заметных событий прошлого года — начало реализации приоритетных национальных проектов, — убежден Николай Красилов. — В первую очередь связанных с оборонно-промышленным комплексом и жилищным строительством. За счет серьезной государственной поддержки у представителей оборонно-промышленного комплекса появились ресурсы, которые они готовы инвестировать в совершенствование системы управления. Особенно хорошо это видно на примере предприятий приборо- и машиностроения. Серьезная конкуренция со стороны западных компаний и появление на рынке новых игроков из Китая и Индии, отставание в плане технологического уровня и нерациональное использование ресурсов на отечественных предприятиях, устаревшее оборудование и архаичная структура управления — роль ИТ в преодолении этих проблем весьма велика. И руководители большинства компаний это видят — видят на примере своих коллег, которые уже приступили к использованию ERP-систем. Поэтому мы наблюдаем огромный интерес к своим решениям именно со стороны представителей приборо- и машиностроения”.
“Схожая ситуация, -- продолжил свой рассказ г-н Красилов, -- сложилась и в строительном секторе. Выполнение работающими в этой отрасли компаниями проекта “Доступное жилье” определило их задачи, существенную помощь в эффективном решении которых окажет применение ERP-систем. Сюда можно отнести жесткий контроль расходов, более четкое планирование строительных работ, сокращение себестоимости проектов, ведение учета на основе законодательства РФ, необходимость внедрения системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Усиление внимания со стороны государства и повышение требований к прозрачности деятельности строительных компаний также становится для них неплохим стимулом к внедрению ERP-системы, обеспечивающей эту прозрачность”.
“В 2007 году мы фактически стали свидетелями первых реальных шагов государства в реализации промышленной политики, — констатировал Юрий Глинский. — В обозримом будущем, при последовательном воплощении намеченных шагов в жизнь, можно будет говорить о росте реального сектора экономики. А это ключевой потребитель корпоративных бизнес-приложений.
Еще одним моментом, напрямую не относящимся к корпоративному рынку, но, безусловно, заслуживающим упоминания, стала история с установкой Windows в школах, а точнее, принятое в этой связи решение создать специальный дистрибутив Linux. К данному проекту можно относиться по-разному, но факт осознания потребности в собственных ИТ-решениях налицо”.
Думается, протекционизм в пользу отечественного ПО, будучи помимо всего прочего еще и картой в политической игре, станет одним из факторов развития рынка КИС в секторе государственного управления и на предприятиях новообразованных гигантских госкорпораций. А вот проблема политических рисков, связанных с очередным избирательным циклом, по известным причинам ушла на второй план. “В предыдущие годы, возможно, стоило бы с опаской ждать предстоящих президентских выборов, — сказал Николай Красилов. — Но сейчас это событие следует отнести в какой-то степени к числу рутинных: существующий курс на политическую стабильность, модернизацию экономики, снижение зависимости от сырьевого экспорта, инновационное развитие промышленности не изменится”. Свое согласие с ним выразил и Владимир Егоров: “Наверное, не буду оригинален, если скажу, что спрос на ИТ-решения в 2008 году во многом будет обусловлен результатами предстоящих президентских выборов, преемственностью выбранного курса. ИТ-проекты — это всегда долгосрочные инвестиции; отдачу от внедрения систем масштаба предприятия топ-менеджмент начинает ощущать через полтора-два года, и поэтому очень важно, чтобы деловая жизнь была в этот период прогнозируемой”.
В прошлые годы наши эксперты неизменно сожалели о том, что спрос на учетно-управленческие системы со стороны госбюджетных организаций остается низким, и выражали надежду на его оживление. По-видимому, их ожидания начинают сбываться. На недавнем общероссийском “Дне бухгалтерии” директор фирмы “1С” Борис Нуралиев, объясняя неожиданный всплеск продаж в 2007 г. “1С:Предприятия” версии 7.7, связал его с тем, что именно на этой версии (а не на “восьмерке”) построены все решения “1С” для бюджетной сферы, а данный сегмент рос в прошедшем году быстрее всего (см. PC Week/RE, № 48/2007). В нем наконец-то начали находить применение и CRM-системы. “Отрадно, что возможностями программных продуктов класса CRM заинтересовались и в госсекторе, — сказал Владимир Егоров. — В 2006 г. мы прогнозировали 30%-ную динамику этого рынка, однако итоги нашего финансового года показали 90%-ный рост. Причем интерес к системе управления взаимоотношениями с клиентами проявляют как небольшие предприятия, так и крупные компании.
Со стороны отрасли ИТ на этом рынке заметны две тенденции. Первая -- увеличение числа компаний, рассматривающих продвижение CRM как перспективное направление бизнеса. Вторая – усиление отраслевой специализации компаний, уже не первый год присутствующих на этом рынке и достигших определенных успехов, например, в сфере издательского или инвестиционного бизнеса”.
“CRM «вырвался» из традиционного сектора банковских услуг и страхования, спрос на CRM-системы стабильно рос во всех отраслях, — отметил Алексей Кудинов. — В 2008 г., я полагаю, спрос на вертикальные CRM-решения возрастет. Клиенты ждут готовых продуктов, которые адаптированы под отраслевые особенности их бизнеса, могут быть внедрены в минимальные сроки, а также наделены такими возможностями, как гибкая настройка со стороны пользователя и взаимодействие с учетными системами и ERP. В течение всего прошлого года наблюдалось увеличение спроса на мобильные решения, интеграцию CRM с телефонией и Web-технологиями”.
Большинство поставщиков комплексных систем корпоративного управления предлагают сегодня CRM-решения как в виде автономных продуктов, так и в качестве модулей своей ERP-системы. Заказчику при этом нередко приходится делать выбор между лучшими в своем классе (best of breed) автономными продуктами и модулями интегрированных пакетов. Впрочем, события прошедшего года дают основания предполагать, что системы best of breed, если их продолжат столь же активно скупать лидеры софтверного рынка, вскоре впору будет заносить в красную книгу.
“Рост спроса на системы бизнес-анализа (Business Intelligence) привел к ответным шагам со стороны крупнейших международных ИТ-компаний: Oracle купила Hyperion Solutions, IBM — Cognos, SAP намерена в I квартале 2008 года завершить сделку по приобретению Business Objects, — напомнил Владимир Егоров. — Это серьезные сделки, и они, безусловно, окажут влияние на структуру спроса и предложения в наступающем году”. Можно по-разному относиться к такому своеобразному “вытаптыванию” рынка best of breed, но для российских заказчиков этот процесс нередко весьма полезен, поскольку только он делает некоторые из подобных продуктов доступными в нашей стране через местные представительства софтверных гигантов.
Прошедший год был отмечен также заметным повышением внимания к рынку предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ). В этом направлении -- не на словах, а на деле -- двинулась даже SAP. “Многие успешные компании среднего рынка России уже признали ERP в качестве стандарта для ведения бизнеса, причем это организации, полностью созданные в рыночный период: ритейлеры, производители пищевых продуктов, одежды и т. д., — убежден Йован Марьянович. — И их акционеры и владельцы больше не задают вопрос, зачем нужны ERP-решения, а четко представляют выгоду от их использования, а потому готовы инвестировать сюда свои деньги. Если посмотреть на дело с точки зрения вендора, то могу сказать, что ERP-рынок растет в соответствии с темпами роста потребительского рынка, и это приводит к увеличению количества решений как для него, так и для всё большего количества связанных с ним отраслей”.
Ситуация, надо сказать, крайне любопытная. Если раньше российские вендоры старались подняться до заказчиков корпоративного масштаба и составить там конкуренцию таким грандам, как SAP и Oracle, то сегодня “небожители”, осознав потенциал рынка СМБ, делают самые серьезные усилия для его завоевания. Что они могут противопоставить отечественным компаниям, имеющим развитые партнерские сети, знающим в деталях особенности нашего бизнеса, готовым учитывать любые требования клиента и продающим свои продукты по весьма умеренным ценам?
“Большой популярностью, прежде всего в крупных российских компаниях, сегодня пользуются западные системы управления, — сказала Дарья Троицкая. — А несколько последних лет они активно продвигаются и на рынок СМБ, где пытаются завоевать доверие новых клиентов, привыкших исключительно к российскому ПО. Следует ожидать, что у отечественных разработчиков решений для СМБ в скором времени появятся новые более чем серьезные конкуренты. Ведущие зарубежные вендоры склонны проявлять гибкость лишь в проектах у крупных заказчиков, разработчикам же ПО для СМБ к этому не привыкать. Одной из главных проблем здесь становится ценовая доступность продукта — российские СМБ-компании вряд ли готовы отдавать большие деньги пусть и за более качественное западное ПО. Оно по определению обойдется дороже из-за немалой стоимости ИТ-специалистов необходимой квалификации и особенностей технологии внедрения.
Большинство как российских, так и западных вендоров планирует расширение линейки своих продуктов за счет разработки отраслевых решений. Тем не менее наиболее востребованными станут скорее всего полнофункциональные “коробочные” продукты, но с возможностью максимальной их адаптации к специфике того или иного бизнеса”. Опережающее увеличение спроса со стороны реального сектора, производственных предприятий, особенно среднего масштаба, а также востребованность отраслевых решений отметил и Алексей Харитонов.
Не были забыты и “внешнеполитические” факторы. На один из них указал Андрей Драченко: “В опубликованном недавно перспективном прогнозе развития мирового ИТ-рынка аналитическая фирма IDC обращает внимание на две основные тенденции: замедление общемировых темпов роста и заметное увеличение их в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). В связи с этим следует ожидать повышенного внимания к российскому рынку со стороны американских и европейских штаб-квартир международных компаний и корпораций и увеличения инвестиций”. Вполне вероятно, что к дополнительным инвестициям прибегнут и поставщики ERP-систем. А это, если учесть огромные маркетинговые бюджеты крупных зарубежных вендоров, может существенно повлиять и на распределение доходов в сегменте СМБ. Впрочем, куда будут направлены подобные средства (на развитие партнерской сети, маркетинг, открытие центров разработки или аутсорсинга, расширение местных представительств) покажет только время.
Есть и другие внешние факторы, отмечавшиеся в прошлые годы. По мнению Алексея Кудинова, обострение конкуренции и возможное вступление России в ВТО подтолкнут многие компании к обновлению информационных систем”. “Динамика спроса и его структура будут также зависеть от планов компаний по выходу на IPO, от степени конкуренции в отраслевых и региональных сегментах и, конечно, от технологических новинок в сфере бизнес-приложений, которые компании-разработчики смогут предложить бизнес-сообществу”, — добавил Владимир Егоров.
О технологических новинках и о том, какова их роль в продвижении бизнес-приложений, наши эксперты практически не говорили (возможно, всех немного утомили бесконечные дебаты по поводу архитектуры SOA, интеграционных платформ и кросс-приложений). По данной теме высказался только Алексей Харитонов: “На российском рынке увеличивается доля платформенных систем, позволяющих сочетать эффективность готовых решений с возможностью учета особенностей бизнес-процессов конкретных предприятий”. Следует отметить, что термин “платформа” в применении к бизнес-приложениям широко используется и такими мировыми лидерами, как IBM, Microsoft, Oracle и SAP, но все они вкладывают в него совершенно иной смысл. Никто не упомянул и о модной ныне модели предоставления ПО как услуги (SaaS): вероятно, ощутимого спроса на такой сервис в России пока нет.
“Важнейшим итогом года также стала консолидация рынка компаний, развивающих практику в области внедрения бизнесс-приложений”, — констатировал Андрей Драченко. Она призвана, в частности, помочь им в выполнении очень крупных проектов и накоплении опыта реальных внедрений в разных отраслях. Из самых заметных событий такого рода в прошлом году можно отметить вхождение TopS BI в “Систематику” и “Борласа” в IBS.
Удивительно, но никто из наших экспертов не вспомнил о кадровой проблеме, упоминавшейся в последние годы в качестве чуть ли не главного фактора, сдерживающего развитие данного сегмента рынка. То ли она волшебным образом разрешилась (что сомнительно), то ли перешла в разряд вечных и воспринимается уже не как проблема, а как неизбежность, с которой следует считаться, не пытаясь ее изменить. Конечно, подготовка кадров — это в первую очередь забота консалтинговых компаний, а не участвовавших в нашем опросе вендоров. Но и без активной работы поставщиков программных продуктов с указанной проблемой не справиться.