Эксперты отмечают положительные тенденции не только технического, но и экономического характера
В конце каждого года мы традиционно подводим итоги деятельности на различных рынках, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). В этом материале представлены экспертные оценки рынка телекоммуникаций.
В подобном опросе, который мы проводили в прошлом году (см. PC Week/RE, № 2/2007), эксперты, как правило, отмечали успешное внедрение технологий IMS, WiMAX, xDSL, переход к сетям связи следующего поколения (NGN) и реализацию на практике комплексных услуг Triple Play. Подчеркивался прогресс в сегменте широкополосного доступа и тенденция использования протокола SIP в ведомственных и корпоративных сетях связи. Заметное внимание уделялось конвергенции фиксированной и мобильной связи (FMC). Немало надежд связывалось с возможным вступлением России в ВТО и предполагаемой гармонизацией отечественной законодательной базы. Посмотрим, как выглядят представления экспертов о телекоммуникационном рынке год спустя.
Итоги года
“На мой взгляд, мировой рынок телекоммуникаций особых перемен не претерпевает, — отметил Георгий Санадзе. — После того как уже довольно много лет назад начались процессы европейской интеграции и глобализации, люди перестали быть разделены границами и резко возросла конкуренция в области рабочей силы, стоимость которой в разных регионах весьма неоднородна”.
Сегодня всё больше предприятий имеют распределенную структуру, и им теперь требуются решения, позволяющие объединять территориально удаленных друг от друга сотрудников. Так, в Индии или Восточной Европе люди работают как полноценные члены западных компаний, но совершенно на других условиях. Это очень давняя тенденция, говорит Георгий Санадзе, и с каждым годом она только усиливается.
С глобальных позиций смотрит на мир ИКТ и представитель другой крупной международной корпорации. “Я не могу отметить каких-либо событий, принципиально повлиявших на рынок, — говорит Евгений Лисицин. — Однако стали ощущаться тенденции, которые неизбежно и очень серьезно повлияют на него в 2008—2009 гг. Я имею в виду сокращение числа игроков рынка и появление объединенных компаний Alcatel-Lucent и Nokia Siemens Networks”.
Впрочем, процесс слияний и поглощений (M&A) характерен не только для мирового рынка, но и для отечественного. Весь минувший год на российском телекоммуникационном рынке происходило множество заметных событий из разряда M&A. Сюда можно отнести покупку “Голден Телекома” компанией “ВымпелКом” за рекордную в отечественной отрасли связи сумму в 4,3 млрд. долл., приобретение МТС 80% акций армянского оператора VivaCell, присоединение к “ВымпелКому” компании “Арментел” и другие сделки.
“Налицо тенденция, когда компании мобильной связи приобретают фиксированные активы, а те фиксированные операторы, у которых есть мобильные ресурсы, явно не спешат отказываться от “непрофильного бизнеса” и активно покупают новые, как, например, поступил “Волгателеком”, приобретя СМАРТС”, — утверждает Алексей Шалагинов.
Не обошла стороной эта тенденция и вендоров: Ericsson присоединяет RedBack, Huawei покупает блокпакет 3Com и организует СП с Symantec; о комбинированных брендах типа Sony Ericsson и Nokia Siemens Networks излишне упоминать — процессы, начавшиеся в 2006-м, в ушедшем году получили свое логическое завершение.
“Все эти процессы вкупе с технологическими новшествами и различными “дорожными картами”, на которые в минувшем году мы всласть насмотрелись на различных конференциях и выставках, можно объединить под общим термином “конвергенция”, — развивает свою мысль Алексей Шалагинов. — Это не только FMC — пожалуй, самая модная аббревиатура прошлого года, означающая конвергенцию фиксированной и мобильной связи, но это также конвергенция технологий и отраслей промышленности (ИТ — телеком — масс-медиа)”.
Но не одна лишь конвергенция пробивала себе дорогу в области ИКТ. Что касается регуляторной сферы, то в ней наконец свершилось то, о чем так долго только говорилось, — долгожданная выдача лицензий на мобильную связь третьего поколения. То ли потому, что этого события уже давно заждались все участники рынка, то ли потому, что реализация этих услуг оказалась сопряжена с довольно большими технологическими проблемами (прежде всего с отсутствием свободных частотных диапазонов), но “всеобщего ликования”, отмечает г-н Шалагинов, по данному поводу пока как-то не видно.
“В нашей стране существенное влияние на рынок оказывает законодательное регулирование, — считает Юрий Бельский. — Идеологически регулирование требует от операторов по сути создания традиционной телефонной инфраструктуры, хотя во многих странах уже начался процесс ее замены на всех уровнях сетевой иерархии на широкополосные IP-сети, способные предоставить обычным пользователям услуги, которые ранее были доступны только в корпоративных сетях”.
Повсеместный переход операторов к Ethernet-технологии, лежащей в основе конвергентных мультисервисных IP-сетей, потребовал решения вопроса детерминированности поведения сетей, которое бы соответствовало существующим операционным моделям, продолжил г-н Бельский. Не все операторы успели построить MPLS-сети к 2007 г., когда на рынке начал активно обсуждаться Provider Backbone Transport (PBT) — стандарт, более простой и дешевый, чем MPLS, и к тому же позволяющий операторам достаточно легко реализовывать пиринговые соглашения. К серьезным последствиям это пока не привело, однако может сказаться на мировом рынке уже в будущем году.
Что касается корпоративного сектора телекоммуникаций, то одним из важнейших трендов здесь становится внедрение сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). “Рынок движется в сторону SOA, — утверждает Георгий Санадзе. — Это процесс необратимый, хотя и медленный. Рост конкуренции в корпоративном секторе продолжается, и выжить в этих условиях с каждым днем всё сложнее”.
Это приводит к тому, что становятся востребованными решения, которые позволяют сократить даже минимальные потери рабочего времени сотрудников современной корпорации. И менеджмент крайне заинтересован в том, чтобы убрать все возможные препятствия, ликвидировать простои, довести бизнес-процессы до совершенства.
В последние несколько лет появилось мнение, что из человека “выжать” уже ничего нельзя и надо поворачиваться в сторону информационных процессов, которые несовершенны. Здесь на помощь приходят телекоммуникационные решения на базе SOA и Web-сервисов. В будущем эта тенденция только усилится.
Между тем телекоммуникации — неотъемлемая часть экономики страны, и многие наблюдатели отмечают значительные хозяйственные успехи в РФ. “За прошедший год Россия укрепила свой статус как одного из наиболее значимых и быстрорастущих телекоммуникационных рынков в мире, — подчеркнул Александр Чуб. — Среди ведущих мировых вендоров и производителей оборудования практически не осталось сомневающихся в том, что присутствовать и вести бизнес в России необходимо”.
Александр Чуб также обратил внимание на существенное увеличение потока инвестиций в нашу индустрию. В 2007 г. был заключен целый ряд сделок, в которых приняли участие венчурные инвестиционные фонды и крупнейшие высокотехнологичные организации. И если еще 10 лет назад инвестиции в основном направлялись на развитие интернет-компаний, то теперь налицо новый тренд.
“Что касается России, то здесь можно отметить тенденции скорее не технологического характера, а экономического, — сказал Георгий Санадзе. — У нас впервые за многие годы стабилизировалась экономика, и теперь наши заказчики могут прогнозировать свое развитие. Это повлияло на характер продаж. Если раньше клиенты покупали решения, не зная, что будет завтра, то сейчас к нам приходят хорошо подготовленные аналитические команды, которые просчитывают всё на несколько шагов вперед, на долгосрочную перспективу. Как телекоммуникационная компания мы остро это почувствовали. Проекты стали сложнее, интересней, работа — более творческой”.
Прогнозы и перспективы
“В ближайшей перспективе начнется внедрение проектов типа Fixed Mobile Convergence на основе технологий широкополосного доступа по оптике в каждый дом, беспроводных технологий 3G и прежде всего 4G (WiMax), — уверен Евгений Лисицин. — По сути это начало реализации концепции гиперподключенности (Hyperconnectivity)”.
Результатом Hyperconnectivity станет возможность подключения к сети практически любого электронного устройства, если оно принесет какие-либо выгоды в части функциональности, удобства и т. д. Принципиально новый подход к построению корпоративных сетей г-н Лисицин видит также в массовом выводе на рынок продукта OCS (Open Communication Server), разрабатываемого в рамках Innovative Communication Alliance.
В компании Avaya, специализирующейся на поставке решений для корпоративного рынка, тоже полагают, что не за горами появление ряда технических новинок. “Растущая мощность аппаратной части и падение цены на нее вызывают к жизни идею расположить все приложения и сервисы на единой аппаратной платформе, поскольку это надежнее и проще, — говорит Санадзе. — И в ближайшее время наверняка будут объявления о выходе продуктов такого типа. Также начинает сбываться великая мечта всех аналитиков и исследователей мира бизнеса: построение гибкой и простой ИС”.
В чисто дискуссионном плане он считает, что “…в будущем, пусть и не очень скором, отпадет потребность в шлюзах. Несколько маршрутизаторов и телефоны — это то, что хотят заказчики, это — запрос рынка. Причем именно SIP-телефоны, ведь они дают полную свободу. Пусть это перспективы не следующего года, но за этим будущее. Все идет к тому, что SIP и SOA станут основой коммуникационных решений современного распределенного предприятия”.
В компании Allied Telesys на этот счет придерживаются несколько иного мнения. “Выпуск сетевого оборудования, поддерживающего PBT-стандарт, рядом производителей и принятие его операторами могут повлиять на рынок уже в 2008 году, — уверен Юрий Бельский. — Кроме того, продолжающаяся консолидация и укрупнение производителей, заключение соглашений и образование альянсов различными компаниями также повлияют на рынок в 2008 г.”.
Продолжающаяся региональная экспансия крупнейших российских операторов, развитие ими соответствующих сетей доступа и построение мультисервисных корпоративных сетей различными ведомствами и компаниями, несомненно, скажется на российском рынке, продолжил г-н Бельский. Кроме того, возможно появление специфичных для нашей страны требований регулирующих органов к поставщикам оборудования.
На законодательные аспекты телекоммуникационного рынка обращают внимание и некоторые другие эксперты. “Я выделю три возможных фактора, которые могут стимулировать развитие телекоммуникационной индустрии в России, — сказал Александр Чуб. — Во-первых, это предполагаемое принятие новых поправок в таможенное законодательство РФ, что в случае положительного решения этого вопроса приведет к тому, что зарубежным компаниям – производителям телекоммуникационного оборудования придется самостоятельно заниматься ввозом техники и ее продажей на территории России”.
Второй фактор, продолжил он, опять же предполагаемое, “долгожданное” вступление России в ВТО в 2008 г. Это снизит защищенность российских производителей оборудования, предоставив международным игрокам возможность более активно вести бизнес в нашей стране. Правда, стоит оговориться, что эта ситуация будет оказывать влияние не на рынок в целом, а лишь на некоторые его сегменты.
И наконец, можно смело прогнозировать, считает г-н Чуб, повсеместное распространение VoIP-технологий на корпоративном уровне. Востребованность подобных решений обусловлена рядом причин, в частности существенным снижением издержек на телефонию и повышением производительности труда сотрудников благодаря появлению целого ряда новых функций.
“В корне изменить ситуацию может лишь одна вещь: устранение неразберихи в регуляторной сфере отечественной отрасли телекоммуникаций и ИТ, — заключает Алексей Шалагинов. — Отсутствие понятных правил игры, многих стандартизирующих документов, противоречия в существующих инструкциях сильно осложняют жизнь игрокам рынка, порождают ситуации типа “если нельзя, но очень хочется, то можно”. Вступление России в ВТО, которое в ушедшем году имело все шансы состояться, могло бы кардинально изменить ситуацию, однако — увы... Наступивший год пока не несет никаких прогнозов на сей счет. Но — цыплят по осени считают, вот тогда и посмотрим”.