Рынок мультимедиа-проекторов для корпоративного и домашнего применения по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста. О проблемах и перспективах дистрибуции и системной интеграции в данной сфере обозреватель еженедельника PC Week/RE Иван Рогожкин беседует с Борисом Эшкиндом, директором компании “Цифровые системы”.
PC Week: Актуальная тема для аудио- и видеоиндустрии — переход на стандарт Full HD. Насколько оправдались ваши ожидания в отношении проекторов этого класса? Как их продажи в России соотносятся с продажами проекторов классов 720p и 480p?
Борис Эшкинд: Само словосочетание Full HD в России носит какой-то сакральный оттенок. Несмотря на отсутствие ассортимента дисков Blu-Ray и HD DVD и полноценного HD-вещания, наш потребитель самоотверженно стремится приобрести проектор класса как минимум HD Ready, а зачастую и Full HD. В этом, с одной стороны, чувствуется хорошая работа маркетинговых служб производителей контента и электроники, с другой — проявляется свойственное россиянам стремление к приобретению наиболее прогрессивной техники.
Хочу добавить интересный, на мой взгляд, факт. Для меня стало открытием, когда я узнал об объемах продаж проекторов Full HD в Германии, где общий проекторный рынок по объёму многократно превосходит российский. Ежемесячно там продается около 30 проекторов Full HD. Я не берусь говорить о России в целом, но только через нашу компанию и несколько других известных мне поставщиков таких проекторов поставляется значительно больше.
Одно из объяснений этого феномена кроется в размерах немецких домов. Общая площадь может быть внушительной, но комнаты в них, как правило, маленькие. Если диагональ изображения небольшая, выгоднее приобрести плоскую панель с разрешением Full HD, чем проектор. В Испании и Франции картина несколько иная, там жилища просторнее, а в США всё традиционно огромное, и квартиры, и дома, недаром американский рынок проекторов Full HD самый емкий в мире.
О серьезных продажах проекторов Full HD в России пока говорить рано. В сравнении с устройствами класса 720p они пока невелики. Однако мы помним, что еще несколько лет назад основная масса проекторов для домашнего кинотеатра имела разрешение 480p и 576p, а моделей класса 720p продавалось совсем немного. Сегодня проекторов 480p и 576p в продаже практически не осталось.
PC Week: Epson недавно предложила дешевое проекторное устройство EMP-DM1 за 750 долл. со встроенным DVD-плейером и колонками для домашних развлечений — игр, слайд-шоу, музыки. Как вы считаете, на смену магнитолам придут ли подобные “проектолы”?
Б. Э.: Добавлю, что компания InFocus начала продажи (вне России) подобного устройства с разрешением VGA по цене порядка 400 долл. Лично я сегодня не вижу в России рынка для подобных устройств. Они, кстати, на мой взгляд, попадают в категорию массовой аудиовидеотехники, а Epson в этой нише не столь сильна, как Panasonic, Sony, Toshiba. Если взять другие “видеобумбоксы”, такие как Toshiba TDP-ET20, то они не стали действительно массовым продуктом. Вообще разрешение 480p я считаю бесперспективным.
PC Week: Какую технологию потребитель сегодня выбирает для дома — LCD или DLP?
Б. Э.: Мне кажется, давно пора закончить противопоставление этих технологий. Для меня очевидно, что обе они (с различными модификациями) востребованы на рынке. В первую очередь потому, что позволяют производить разные проекторы. Например, в сегменте недорогих проекторов в настоящий момент отмечается небольшое преимущество LCD технологии, т. к., она позволяет производить по достаточно доступной цене эргономичные и дружественные для пользователя устройства, в частности благодаря механизму смещения оптики.
В категории «домашних» проекторов высшего класса доминируют модификации LCOS-технологии (D-ILA, SXRD), а также одно- и трехматричные DLP-системы. Исторически DLP-технология появилась позже и потому считалась более прогрессивной. Ей удалось занять серьезную нишу рынка High-End, где LCD-проекторы в данный момент практически отсутствуют.
Я считаю, что противопоставление двух технологий вредит всем производителям. На мой взгляд, это не умно и не этично. Мне непонятно, зачем производители включились в такой спор. Когда потребитель слышит, что одна технология плоха тем-то, а другая тем-то, он приходит к выводу, что лучше вообще не связываться с проекторами, а приобрести, например, плоскую панель. Если бы компании сосредоточились на разъяснении особенностей каждой технологии, потребители выбирали бы устройства более осознанно, а рынок в целом только бы выиграл.
На мой взгляд, технология — это последнее, на что должен обращать внимание покупатель. Ему лучше отталкиваться от своих потребностей. В первую очередь определиться с тем, что он хочет получить в итоге, во вторую — пойти и посмотреть в работе модели разных технологий, удовлетворяющие его запросам.
PC Week: Как идет переход на широкий формат?
Б. Э.: Устойчивая тенденция к переходу наметилась повсеместно, как в AV-, так и в ИТ-сегменте. Например, у компании Toshiba новые ноутбуки только широкоформатные. К сожалению, на сегодня единого широкого формата нет. Есть несколько несогласованных меж собой разрешений, соответствующих форматам 15:9, 16:9 и 16:10.
Скоро аналитикам станет тяжело анализировать рынок видеопроекторов с той точки зрения, что соотношение сторон 16:9 свойственно именно кинотеатральным проекторам, а формат 4:3 исключительно офисный. Пройдет еще пара лет, и, я думаю, грань будет окончательно размыта. Однако о процентном соотношении продаж пока сказать нельзя: статистики еще недостаточно.
PC Week: Каковы перспективы продажи услуг вместе с проекторами? Будет ли в AV-сфере, как в компьютерной отрасли, развиваться консалтинг?
Б. Э.: Мое ощущение, что проекторы класса 720p скоро превратятся в коробочный товар. Дорогие проекторы 1080p будут продуктом с добавленной стоимостью для рынка High End. С ними можно продавать различные услуги по установке и дополнительное оборудование.
Проекторы — это в целом еще молодой товар по сравнению, скажем, с компьютерами и принтерами. А консалтинг подразумевает большой опыт в решении разнообразных конкретных задач. На сегодня консалтинга по использованию проекционной техники не существует. Я думаю, его не будет никогда, поскольку проектор — несамодостаточный продукт.
Развивается консалтинг по вопросам построения помещений (переговорных комнат, ситуационных центров, конференц-залов). Здесь проектор воспринимается, как один из многочисленных видов оборудования для системной и/или AV-интеграции. Специалисты интеграционных компаний сегодня накапливают багаж знаний о проекционной технике и решениях на ее основе.
Для частных пользователей есть смысл говорить о консультациях по построению домашнего кинотеатра с использованием проектора.
PC Week: Как на этом рынке развивается “тяжелая” системная интеграция?
Б. Э.: Системная интеграция и дистрибуция — это два абсолютно разных бизнеса. В рамках одной компании их совместить трудно, поскольку требуются совершенно разные подходы к финансированию. Дистрибуция — это большие обороты, быстрые деньги, малая маржа; интеграция — очень длинные деньги (многие проекты тянутся месяцами и годами, заказчик платит поэтапно). На мой взгляд, когда в одной компании пытаются совмещать оба вида деятельности, общего серьезного роста бизнеса не получается. Вы можете оба направления задекларировать как приоритетные, но в определенный момент выяснится, что одно из них становится дотационным или вторичным.
Тем не менее на рынке сегодня есть игроки, которые совмещают оба вида деятельности. Некоторые дистрибьюторские фирмы пытаются построить интеграционный бизнес, в том числе и мы. Но мы это делаем в рамках отдельной самостоятельной компании “Киносалон”, которая изначально занималась проектированием и консалтингом в сфере построения домашних кинотеатров. Однако сегодня большинство ее проектов — корпоративные.
Мы сейчас набираемся опыта в построении переговорных комнат, систем звукозаписи и трансляции, систем конференцсвязи. Для примера могу назвать оснащение студии “Интерфакса”, которую люди почти каждый день видят в телевизионных новостях. Мы там заменили старую систему звукоусиления, записи и трансляции звука. Задача перед нами была поставлена противоречивая. Заказчикам хотелось, чтобы любой человек в аудитории, вставший с места, мог говорить без микрофона, чтобы его голос был отчетливо слышен на записи, а разговоры людей, сидящих за его спиной, не воспроизводились. Закрепленные на потолке микрофоны мы настроили таким образом, чтобы записывался только голос стоящего человека.
Работая в «средней» нише, мы накапливаем опыт, готовим базу для того, чтобы более активно заняться “тяжелой” интеграций. Это направление для нас очень перспективное, оно входит в стратегию диверсификации бизнеса.
Компания “Киносалон” занимается также и арендой презентационного оборудования. Отмечу, что сегодня аренда уже не та, что была два-три года назад. Когда проектор стоил несколько тысяч долларов, дневная плата за пользование им была значительной. Сейчас проекторы существенно дешевле (если не говорить о моделях со световым потоком от 5000 ANSI-лм), их дневная аренда может не оправдать даже стоимости доставки до заказчика. Сегодня пришло время предоставлять комплексные арендные услуги, такие как арендная поддержка публичных мероприятий с предоставлением средств видео-, аудио- и звукозаписи. Например, единым комплектом предлагать звукозаписывающие системы, проекторы, ноутбуки, маркерные доски и экраны. Аренда таких комплектов остается выгодной.
Сегодня оборот дистрибьюторского направления в нашей компании растет быстрее, чем интеграционного. Но если говорить о процентной прибыльности бизнеса, то здесь преимущества у интеграции.
PC Week: Насколько перспективна продажа аксессуаров?
Б. Э.: Помимо проекторов мы начали продавать совершенно другое (не электронное) оборудование, например подвесы марок IC и CHIEF. Для нас это продукт новый и очень перспективный. Согласно данным компании ITResearch, сейчас происходит массовое обновление телевизионной техники в домах, в связи с чем возрастает спрос на всевозможные крепления.
Мы начали продавать крепления в конце 2006 г., но пока мало статистики, чтобы делать серьезные выводы. Приятно, что подобное оборудование устаревает не так быстро, как электронное. Например, пролежав на складе три месяца, оно не теряет в цене в два раза. Кроме того, этот продукт позволяет нам сотрудничать с крупными AV-реселлерами.
Мы в прошлом году наладили в России производство бюджетных креплений к проекторам для образовательных тендеров. Эти крепления, в первую очередь, отличаются низкой ценой.
PC Week: Пошли ли проекторы в розничные сети?
Б. Э.: Сегодня, на мой взгляд, успешно продавать проекторы получается пока только у “М-Видео”, остальные сети лишь начинают осваивать этот продукт. Продажу в розничных сетях сдерживает отсутствие концепции демонстрации техники. Выключенный проектор сам себя не продает, а включенный в ярко освещенном помещении — вообще профанирует саму идею, делает антирекламу всем проекторам в целом.
Если сравнивать с обстановкой годичной давности, то можно констатировать, что “лед тронулся”. Но говорить, что розничные сети становятся локомотивом продаж, нельзя. Насколько вырос рынок за год, настолько же выросли и продажи в сетях. В ведущий канал сбыта они не превращаются, чего не скажешь о крупных ИТ-реселлерах, которые начинают продавать недорогие офисные проекторы в больших количествах.
PC Week: Вы поставляете интерактивные доски?
Б. Э.: Сегодня мы как дилер продаем интерактивные доски и видим серьезный рост в этом сегменте. К сожалению, в перечне наших поставщиков пока нет компаний, готовых предложить такие изделия.
Сам продукт, на мой взгляд, очень интересный. Это серьезное подспорье для учебного процесса. Плюс ко всему, работа с интерактивной доской требует определенной квалификации, — это товар с добавленной стоимостью, с ним можно продать проектор, ПО и услуги по обучению.
Доски быстро набирают популярность и даже создают тенденции на рынке проекторов. Например, в продаже появились сверхкороткофокусные модели, созданные специально для работы с интерактивными досками.
Пионером в этой области была компания NEC, предложившая модели с зеркальной оптической системой. На выставке IFA‘2007 Hitachi представила зеркальные решения: это модели Hitachi CP-A100 и ED-A100 с откидным зеркалом. Компания Toshiba предлагает подобный продукт на основе традиционного объектива. У него есть свои преимущества перед зеркальным — пылезащищенность и более качественное сведение лучей по краям.
В офисе сверхкороткофокусные проекторы позволяют получить крупное изображение даже в малой переговорной комнате. На выставках это тоже актуально, особенно если стенд имеет малую площадь. Единственный серьезный недостаток короткофокусных проекторов — высокая цена. В государственных тендерах критерий цены один из основных, и потому сверхкороткофокусные проекторы пока плохо вписываются в конкурсные условия. Однако за рубежом они массово поставляются по государственным программам. Возможно не за горами то время, когда подобные проекторы станут массово востребованы и в России.
PC Week: Какие факторы тормозят дальнейшее развитие рынка проекторов, домашних и офисных?
Б. Э.: Во-первых, это необъяснимое с точки зрения бизнеса различие в таможенных пошлинах на проекторы различных технологий. На LCD-проекторы пошлина 10%, а на DLP-проекторы — 20%. Судя по тексту закона, причиной тому техническая безграмотность людей, которые готовили документ.
Во-вторых, замечу, что рост евро подрывает бизнес европейских производителей: многие российские фирмы работают с европейскими офисами японских и американских компаний, оперирующими в евро.
В-третьих, падение цен на плоские панели привело к тому, что для небольших помещений клиенты покупают панели вместо проекторов.
Но в целом серьезных факторов для торможения рынка нет, и это подтверждается темпами его роста. В 2006 г. было продано порядка 88 тыс. проекторов, в 2007-м — где-то около 120 тыс. Мало какой рынок так быстро растет.
PC Week: Каковы ваши прогнозы на 2008 г.?
Б. Э.: Высокие темпы роста проекторного рынка сохранятся. Этому, в частности, будут способствовать государственные программы для сферы образования, особенно те, что связаны с интерактивными досками. Косвенное подтверждение значения сферы образования — функция выбора цвета доски, которая есть сегодня в проекторах практически у каждого производителя.
Неяркие дешевые проекторы для домашнего кинотеатра будут сдавать позиции ЖК- и плазменным панелям. Будет развиваться рынок кинотеатральных проекторов со световым потоком 1500 ANSI-лм и больше. Непонятно, как можно воспользоваться преимуществами высокого разрешения, если реальная яркость в 300—400 ANSI-лм не позволяет развернуть картинку на большой экран, не может обеспечить хорошую контрастность.
PC Week: Спасибо за беседу.