Шварц из Business Objects считает, что дело не только в консолидации рынка
Сектор бизнес-аналитики (BI) активно консолидируется. Это как никто другой ощущает на себе Джон Шварц, исполнительный директор Business Objects: уже в текущем квартале его фирма должна перейти в руки SAP, которая выложила за нее 6,7 млрд. долл. Тем не менее он считает, что возможности для дальнейшего расширения данного сегмента рынка связаны не только с его консолидацией.
Основным потребителем программных средств BI традиционно считаются офисы финансовых директоров предприятий, однако Business Objects надеется сделать такой инструментарий доступным и полезным для множества других корпоративных пользователей. “Предлагая инструменты для связывания структурированных и неструктурированных данных в реальном времени, мы предоставляем среду BI самым разным сотрудникам, — рассказал Шварц в интервью еженедельнику eWeek. — Благодаря им в команду можно включить даже тех, кто не принимает решения, а занимается лишь текущим анализом. Именно к этому мы и идем”.
Самой плодотворной идеей, способствовавшей росту популярности технологий BI в корпоративной среде, Шварц считает выделение в ее рамках набора ролей, в которых выступают сотрудники организаций, поскольку такая структура легко и просто отражается в пользовательских интерфейсах BI-приложений. “Главная прелесть в том, что можно взять уже имеющиеся фиксированные процессы, наложить на них набор инструментальных средств и все это поместить в среду, где пользователи смогут в случае необходимости взаимодействовать с деловыми процедурами и интерфейсами, связывать между собой структурированные и неструктурированные данные”, — уверен Шварц.
Подобный подход в какой-то мере близок к стратегии фирмы SAP, представившей в 2006 г. разработку под названием Duet, которая базируется на ролевой метафоре. Она создана в сотрудничестве с Microsoft и призвана расширить круг сотрудников предприятия, обращающихся к функциям ERP-системы.
Шварц заверил пользователей систем Business Objects, что в них и после слияния с SAP будет сохранена поддержка разнородных сред, и развеял их сомнения относительно полного перехода на инструментальную платформу SAP NetWeaver. “Мы намерены создать отдельное подразделение SAP, своего рода независимую компанию в компании, с собственным руководством и брендом, собственными исследованиями и разработками, собственной стратегией действий на рынке, — пояснил он. — А такая независимая компания по своим задачам, видению и маркетингу просто не может не ориентироваться на открытые гетерогенные среды. В полной мере NetWeaver мы использовать не будем. Отдельные компоненты, конечно, позаимствуем, но целиком интегрироваться с этой платформой не станем”.
Шварц уверен, что такая независимость даст его фирме серьезное преимущество в конкурентной борьбе на все более консолидирующемся поле. Напомним, что три крупнейших производителя BI-приложений — Hyperion, Business Objects и Cognos — уже перешли или вот-вот перейдут в руки трех крупнейших разработчиков программного обеспечения: Oracle, SAP и IBM соответственно.
К перспективам своих конкурентов в составе IBM и Oracle Шварц относится довольно критически, особенно в том, что касается интеграции их разработок с портфелями продукции компаний-покупателей. IBM, например, по его словам, приобретает Cognos ради расширения бизнеса в области СУБД. “Эта корпорация слишком уж сосредоточилась на развитии своей DB2 и на удобстве работы с ней, — отметил он. — У Cognos есть собственные приложения, но долго ли они проживут после слияния, еще вопрос”. Наибольший же скептицизм вызывает у Шварца стратегия приобретений Oracle, что, впрочем, с учетом традиционно напряженных отношений между SAP и Oracle вполне объяснимо. “Oracle любит приходить на готовенькое и ничего не делает, чтобы совершенствовать свои приобретения, — утверждает он. — Взять хотя бы ситуацию с Hyperion. Вместе с этой фирмой Oracle получила OLAP-сервер Essbase и движок Brio, но оба они скорее всего канут в небытие, так как теперь она все внимание сосредотачивает на продуктах Siebel”.
На самом деле различия между SAP и Oracle в этом отношении не столь значительны. Обе компании собираются использовать технологии BI для того, чтобы офис финансового директора мог лучше планировать и контролировать базовые процессы, а также чтобы эффективнее реализовывать корпоративную стратегию, опираясь на средства управления эффективностью (CPM, Corporate Performance Management) и контроля рисков и соблюдения законодательства (GRC, Governance, Risk and Compliance). SAP уже заявила, что намерена сначала включить Business Objects в состав группы Business User, отвечающей в SAP за системы GRC и CPM, а затем отделить ее и превратить в независимый департамент.