Деятельность IBM традиционно ассоциируется с технологиями и решениями для организаций, причем преимущественно крупных. Более того, если вспомнить историю развития компании за последние 10--15 лет, то нетрудно увидеть, что она последовательно “отсекала” (продавала, выделяла в независимые структуры) направления бизнеса, связанные с потребительским рынком (принтеры, компьютерные комплектующие, мониторы, ПК), всё больше смещаясь в сторону корпоративных клиентов.
Однако это совсем не означает, что Голубой гигант оставил без внимания частных пользователей. Напротив, значительная часть фундаментальных исследований и прикладных разработок в лабораториях IBM ориентирована именно на потребительский сегмент. Точный ответ на вопрос, почему так происходит, знает, наверное, только руководство компании, но в целом ситуация выглядит понятно: такие работы связаны с вопросами стратегического долгосрочного развития IBM. Тут нужно иметь в виду, что многие инновации, прежде чем к ним проявят интерес предприятия, проходят основательную апробацию именно в среде частных пользователей. Не стоит забывать и того, что деятельность огромного количества заказчиков IBM связана с обслуживанием людей. А поэтому очень важно, чтобы персональные продукты изначально были адаптированы для работы, скажем, с мэйнфреймами…
В конце 2007 года IBM опубликовала основные результаты глобального опроса общественного мнения, который проводил её собственный исследовательский центр Institute for Business Value с целью изучения схем взаимодействия потребителей продуктов и услуг с торговыми предприятиями и организациями. Главный вывод этой работы таков: сегодня сформировалась новая быстрорастущая категория потребителей нового типа, которую авторы отчета назвали “Omni Consumer” (всесторонне развитый потребитель). Представитель этой группы всегда настроен скептически в плане оценки достоверности сведений, представляемых поставщиками товаров и услуг, его волнуют вопросы охраны здоровья и окружающей среды, он прекрасно знает свои права и полностью экипирован современными мобильными средствами коммуникаций и портативными компьютеризированными устройствами, которые у него постоянно под рукой. С точки зрения ИТ важно отметить, что такой человек готов к использованию технических инноваций, чтобы самостоятельно (без помощи посредников) принимать решения при покупке товаров и услуг, оптимизировать и контролировать такие процессы. Он погружается в социальные сети, чтобы иметь оперативную и объективную информацию по самым разным вопросам.
Информация о таких потребителях и их предпочтениях нужна IBM для планирования собственной деятельности, в том числе в своих научно-исследовательских центрах. Недавно корпорация опубликовала документ под названием “IBM Next Five in Five” — второй ежегодный список пяти глобальных инноваций, способных в течение следующих пяти лет изменить жизнь, работу и досуг людей на планете. В конце января эти сведения были представлены журналистам в Москве ведущим изобретателем IBM Энди Стандфорд-Кларком, который работает в лаборатории корпорации в Херсли-Парк (Южная Англия), специализируясь на технологии брокеров сообщений и дистанционной телеметрии, на интернет-технологиях и широкомасштабных вычислениях.
Он сообщил, что в этом центре трудится около трех тысяч специалистов. В нем ведутся как фундаментальные исследования на отдаленную перспективу, так и конструкторские работы по реализации вполне конкретных проектов. Энди подчеркнул, что “Next Five in Five” — это как раз не общие рассуждения о будущем, а вполне конкретные дела, которые, тем не менее, могут привести к глобальным преобразованиям в нашей повседневной жизни. Инновации были представлены с использованием технических решений, в том числе выполненных в лаборатории IBM с его личным участием. Вот к чему, по словам г-на Стандфорд-Кларка, приведут инновации в ближайшие годы:
- вы сможете лично участвовать в улучшении экологии планеты, управлять своим домашним хозяйством и при этом даже экономить свои деньги. Одна из технических идей здесь — возможность передачи данных через обычные бытовые электросети. Подключив эти каналы связи к Интернету, вы будете в дистанционном режиме полностью контролировать работу всех домашних электроприборов и получать через них информацию о событиях, происходящих в вашем доме;
- полностью изменится способ использования автотранспорта. Речь идет не только об оптимизации движения с учетом дорожной ситуации в городе, но и о новых возможностях технической диагностики автомобиля, об использовании технологий, позволяющих машинам “общаться” друг с другом и с датчиками вдоль дорог для предотвращения аварий и предупреждения водителей о потенциальных опасностях;
- в ы будете точно знать, чем вы питаетесь. Достижения в области беспроводной радиочастотной идентификации дадут вам возможность получать исчерпывающую информацию о пищевых продуктах. Покупатели будут знать о купленном продукте буквально всё — в каких климатических условиях и в какой почве выращен каждый ингредиент, какие удобрения использовались, при какой температуре, влажности и как долго он транспортировался и хранился, прежде чем попасть на ваш стол;
- ваш мобильный телефон станет одновременно вашим персональным банком, кошельком, транспортным билетом, советчиком при выборе товара в магазинах, гидом в новом городе… Например, с помощью камеры мобильного телефона можно будет сфотографировать понравившийся вам костюм незнакомого человека на улице, отослать фото в Интернет и получить об изделии исчерпывающую информацию, включая имя дизайнера одежды или адрес магазина, где можно приобрести такой же. Но сначала можно посмотреть и оценить, как этот костюм “сидит” на вашем персональном аватаре (трехмерное виртуальное представление), и подобрать подходящий размер, цвет и другие параметры. Более того, вы сможете переслать своё изображение в новом костюме друзьям или членам семьи, чтобы они высказали свое мнение;
- врачи получат в свое распоряжение высокоэффективные средства диагностики и лечения пациентов. В ближайшие пять лет возможности вашего доктора по просмотру и анализу вашей персональной истории болезни, данных медицинских обследований и другой медицинской документации существенным образом изменятся. Обратившись к централизованной базе данных и опираясь на многочисленные “медицинские прецеденты”, врач сможет более точно диагностировать ваше заболевание и назначить оптимальный курс лечения.
Конечно, если учитывать темпы развития высоких технологий, представленные краткосрочные прогнозы IBM совсем не выглядят фантастикой. Тем более, что варианты реализации всех этих идей были показаны Энди Стандфорд-Кларком на конкретных примерах. В частности, он рассказал о возможностях решения IBM Mobile Health Toolkit, с помощью которого сведения с медицинских датчиков, установленных на теле человека, автоматически собираются и по мобильной связи переправляются в центр здравоохранения, а доктор в дистанционном режиме может оперативно давать необходимые консультации.
Однако в дискуссии, возникшей по ходу выступления ведущего изобретателя IBM, отмечалось, что самые большие проблемы в реализации представленных идей будут связаны с решением не столько технических, сколько социальных и юридических вопросов (например, с защитой персональных данных). Тем не менее участники встречи пришли к единому мнению: все возникающие трудности на пути внедрения инноваций будут преодолеваться