Конкурентоспособность предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, во многом зависит от эффективности управления транспортными средствами, для повышения которой автоперевозчики внедряют автоматизированные системы. Функционал таких решений, специально разработанных под крупные автопарки, как правило, весьма широк, а их внедрение предполагает не только создание и оснащение компьютеризированных диспетчерских пунктов, но и установку на транспортные средства дополнительного бортового оборудования, производимого отнюдь не в массовых количествах. В результате стоимость подобной системы и расходы на её эксплуатацию оказываются весьма значительными, и далеко не каждое автопредприятие может позволить себе такую автоматизацию, тем более что и функционал предлагаемых решений для автоперевозчиков, как правило, бывает избыточным.
Вместе с тем на сегодняшний день уже есть примеры автоматизации пассажирских перевозок с использованием в качестве клиентского бортового оборудования массово выпускаемых телефонов сотовой связи. Именно такое решение под названием “Вистар” силами компании “Интера-М” установлено на нескольких сотнях маршрутных микроавтобусов автоколонны воронежского автопредприятия “Фенко-транс”. При этом никакого конкурса на выполнение проекта не проводилось: разработчики системы “Вистар” сами вышли на руководство транспортной компании и убедили его попробовать предлагаемый ими вариант решения наиболее типичных проблем, возникающих у организации.
Есть проблемы…
“На нашем предприятии бывают типовые сложности с логистикой, — рассказал начальник автоколонны “Фенко-транс” Виктор Тихоновский. — Например, в Воронеже у нас есть два кольцевых маршрута, не имеющих конечных остановок. До внедрения системы управления транспортом там было только формальное расписание движения, а поскольку из-за различных затруднений на маршруте не всегда работает одно и то же количество автобусов, часто получалось так, что ходили они нерегулярно”.
Для решения этой проблемы, по словам генерального директора компании “Интера-М” Геннадия Пономарева, была реализована система автоматического отправления с определенной (в том числе и конечной) станции: “Мы рассчитываем общее время прохождения маршрута и, зная количество транспортных средств на маршруте, можем задавать оптимальный интервал движения. Это очень полезно, например, в часы пик, когда надо свести к минимуму число транспортных средств на пунктах отправления, — у каждого водителя телефон снабжен программой-таймером, отражающим отведенное ему на отдых время по завершении очередного круга по маршруту; как только таймер “уходит в ноль”, ему надо отправляться. При этом водители на конечной остановке видят таймеры своих коллег, которые поедут впереди них”.
А во время движения экран показывает, с каким промежутком следуют впереди и позади идущие микроавтобусы, — помимо прочего это позволяет бороться с “резинщиками” (водителями, которые специально едут медленно и “крадут” чужих пассажиров на маршруте). Сейчас в системе “Вистар” реализуется вариант, при котором водитель будет видеть, через какое время он должен быть на следующей остановке при соблюдении скоростных норм. А по точности прихода на остановку выводится рейтинг водителя, влияющий на вознаграждение по итогам недели и месяца.
“Еще один маршрут у нас, — продолжает Виктор Тихоновский, — пригородный. По согласованию с администрацией города мы должны регулярно выполнять рейсы на нём. Нам нужно надежное средство, позволяющее определить, сколько автобусов действительно работает на маршруте, и представители компании — разработчика “Вистар” в целом смогли решить наши проблемы”.
Но это ещё не всё: как рассказал Геннадий Пономарев, его компания реализовала систему оповещения пассажиров о времени прибытия транспорта на остановку. Узнать время подхода маршрутных микроавтобусов можно с помощью сотовых телефонов, на которые инсталлируется Java-программа. После своего запуска она показывает список районов и остановок в районе и, по запросу пользователя, делает запрос к серверу и выводит в реальном масштабе времени минуты и секунды до прихода транспорта. Вместе с этим, готова компьютерная версия, которая транслирует время прибытия транспортного средства на остановках на обычные мониторы. Фактически пассажир сможет приходить на остановку к моменту прибытия туда нужного ему транспорта. Например, 366-й маршрут в Воронеже идет в деревню, расположенную километрах в пятнадцати от города. И вечером он ходит не очень часто. С помощью уведомлений от Java-программы жители пригорода могут видеть, сколько им ждать транспорта на этом направлении.
В ходе проекта
Начало реализации проекта было положено осенью 2006 г., на первом этапе было необходимо “разметить” маршруты. То есть проехать по ним, посмотреть, какие позиции можно выбрать в качестве точек слежения (обязательные участки пути, которые маршрутный микроавтобус проходит в любом случае при движении по маршруту). Кроме того, было настроено ПО на мобильных терминалах и запущена первая версия системы слежения за движением транспорта на основе технологии позиционирования с помощью сотовых сетей (LBS). На втором этапе тестовой эксплуатации (он длился примерно месяц) были устранены некоторые недочеты, а заказчики поняли, как это действует. С тех пор на протяжении полутора лет идет плановая работа по совершенствованию системы — дело в том, что “Вистар” не “коробочное”, а настраиваемое решение, которое создавалось с нуля с учетом специфики конкретного рынка. Программное обеспечение системы состоит из четырех частей: устанавливаемое в телефонах водителей маршрутных микроавтобусов; в телефонах или на компьютерах диспетчеров и контролирующего персонала; в телефонах потенциальных пассажиров; серверное ПО.
“Сначала мы просто хотели в реальном времени видеть полную ситуацию по автопарку, т. е. где находится наш транспорт, — пояснил Виктор Тихоновский. — А в результате получили систему, которая позволила увеличить скорость оборачиваемости микроавтобусов и улучшить регулярность движения. А это дополнительные пассажиры, а значит, и деньги. Кроме того, регулярное движение наших транспортных единиц обеспечило нам победу над конкурентами, работающими на больших автобусах: несмотря на меньшую цену билета, они сейчас возят воздух, а не пассажиров”.
Впрочем, не всё при выполнении проекта проходило гладко, были и проблемы. Например, водители не сразу поняли, как нужно работать с системой. Некоторые из них вначале путались, но постепенно привыкли, и во время профилактических работ или редких, но всё же порой случающихся сбоев на стороне интернет-провайдера они отказываются работать без системы “Вистар”. Существуют проблемы и с мощностью сигнала сотовых операторов: не везде по городу поддерживается устойчивая связь с Интернетом, и в тех местах, где она отсутствует, система не передает информацию о местоположении автобусов.
Компоненты системы управления
Система “Вистар” базируется на стандартном оборудовании, которое можно купить в обычном магазине. Типовой комплект — это телефон, GPS-приемник (он необходим, если заказчика не устраивает точность позиционирования, обеспечиваемая по технологии LBS), блок питания телефона и приемника, держатель для телефона.
Архитектура системы довольно проста: программа на сотовом телефоне или компьютере обращается к серверу приложений, а он уже работает с базой данных. Картографическая составляющая общедоступна — Google Maps и Ozi Explorer. Поскольку это профессиональные решения, разработчики “Вистара” не пытаются с ними конкурировать, а используют их данные для интеграции со своими системами.
Системой управляют два сервера (основной и резервный), которые находятся в различных хостинговых центрах и обмениваются информацией между собой в режиме реального времени. В случае потери соединения с первым из них телефоны пересылают данные на второй, который накапливает их, а заодно поддерживает работу системы. Когда связь с основным сервером восстанавливается, компьютеры обмениваются данными и система возвращается в начальную конфигурацию. ПО на самих телефонах тоже умеет корректно вести себя в случае потери GPRS-соединения. Данные не пропадают, а сохраняются в телефоне и оправляются после восстановления связи. Серверы работают на процессоре Pentium 4 с частотой 3 ГГц и 2 Гб оперативной памяти. СУБД — MySQL, есть версия на СУБД “Линтер” (если кому-то нужна сертифицированная по второму классу защита СУБД).
Клиентские терминалы могут быть самыми разными — главное, чтобы они поддерживали Java. Всё это оборудование — мобильное, т. е. при желании его можно быстро перенести с одного транспортного средства на другое. При этом, как отмечает Виктор Тихоновский, компания-разработчик бесплатно установила на телефоны программу, с помощью которой водители могут видеть расстояние до маршрутных микроавтобусов, следующих впереди и позади их машины. День аренды каждого комплекта стоит 20 руб. Стоимость владения системой складывается также из платежей за каналы связи (пока «Вистар» предоставляет их бесплатно) и стоимости трафика передачи данных по GPRS/EDGE — примерно 30 руб. на одно транспортное средство в месяц. Клиент также платит небольшую абонентскую плату за просмотр положения транспортных средств.
Объем данных, передаваемых о местоположении транспортного средства, невелик (порядка 2—3 Мб в месяц). Это достигается за счет того, что GPS-терминалы с помощью мобильных телефонов отправляют информацию о своем местоположении только с официальных и обязательных остановок или, если они расположены редко, то с точки слежения. Обычно такая точка представляет собой квадрат 30х30 м на дороге: как только автобус въезжает в него, центральный сервер запрашивает данные о его местоположении и на сотовый телефон водителя выводится информация о том, каков отрыв от него до транспортного средства, двигающегося впереди. Это похоже на гонку лыжников — им тоже выдается временная информация в сравнении с лидером. К слову, один раз в пять минут на терминал маршрутки системой отправляется принудительный сигнал о ее местоположении (координаты, определенные с помощью GPS или LBS), что позволяет отследить микроавтобусы, сошедшие с линии.
В настоящий момент с помощью системы “Вистар” можно получить такую информацию, как время прохождения автобусами каждой точки маршрута, время простоя на конечной остановке (в среднем за каждый час), среднее время рейса туда и обратно, суммарное количество рейсов в каждом направлении, интервал движения по выбранным остановкам (их может выбрать диспетчер) в каждом направлении, случаи превышения скорости на маршруте, пробег транспортного средства и т. д.
Отметим, что подобная система внедрена не только в Воронеже, но и в Москве (к примеру, 72-й маршрут от станции метро “Речной вокзал” до “Савеловской”, а также микроавтобусы, курсирующие между Москвой и Зеленоградом). Всего под управлением системы “Вистар” в Воронеже передвигается около 200 маршруток, в 2008 г. к ним добавится еще 400—500 единиц транспорта в регионах и, возможно, 2000 единиц компании “Автолайн” в Москве.
На перспективу
Отметим, что варианты развития решения весьма интересны. К примеру, готовится версия системы позиционирования с автокомпьютером, который будет считать пассажиров (контроль выручки и исключение перегрузки транспортного средства), выдавать сводную информацию об их количестве, а также статистику транспортных потоков (когда и где люди вошли в автобус и вышли из него), записывать информацию с видеокамер (своеобразный “черный ящик” на случай аварии или непредвиденных ситуаций в салоне), объявлять остановки голосом и показывать маршрут движения на мониторе (его можно использовать и в качестве рекламоносителя). Кроме того, обсуждается вопрос о том, чтобы внедрить систему “Вистар” на базе ГЛОНАСС — это поможет собирать еще больше статистических данных, следить за управлением транспортом. Аппаратное обеспечение в этом случае — модель в компактном корпусе на базе ITX-платы с процессором Intel Celeron, 256 Мб оперативной памяти, жёсткий диск с 40 Мб свободного пространства (сборщик — воронежская компания РЕТ).