Традиционно первой серьезной выставкой года вот уже на протяжении 15 лет является “Бухгалтерский учет и аудит” (ВВЦ, 22—26 января). Надо сказать, что время для этой экспозиции выбрано весьма удачно: после длинных новогодних каникул к середине января все уже приходят не только в себя, но и на работу, а к 20-м числам мысли о предстоящем годовом отчете формируют у бухгалтера стойкое желание посетить профильную выставку.
Юбилейный год
Да, как ни странно (быстро летит время!), но уже весьма солидный возраст у выставки — 15 лет. Юбилей в первый же день был отмечен торжественным вручением почетных дипломов тем компаниям, которые не пропустили ни одной экспозиции. Интересно, что наиболее постоянными оказались ИТ-компании (“1С”, “Комтех”*, “Гарант”, ДИЦ, “Инотек”, ИНЭК, “Кодекс”, “Консультант Плюс”), к которым примкнуло профильное издание — главный информационный партнер выставки — “Финансовая газета”.
“Как обычно, у нас в этом году обширная программа семинаров и конференций, — отметил Владимир Шевченко, директор компании “Экспосервис-1”, устроителя выставки. — Кроме того, для посетителей уже второй год работает Консалтинговый салон, в рамках которого объединены некоторые компании, предоставляющие консультационные и аудиторские услуги. Советы по оптимизации налогообложения посетители могут получить в Секции налоговых консультантов. В целом же можно сказать, что в нынешнем году количество экспонентов выросло (по сравнению с предыдущим), и число посетителей нас тоже радует”.
По итогам выставки оказалось, что ее посетили около 12 тыс. человек, среди которых были представители в основном частных компаний (около 80%) с численностью до 100 сотрудников (75%) — иными словами, наибольший интерес к экспозиции проявил малый бизнес. При этом “портрет” посетителя выставки за последние годы претерпел существенные изменения. К примеру, четыре года назад, среди посетителей было в полтора раза больше бухгалтеров и в два раза меньше ИТ-специалистов, чем в нынешнем году. Видимо, это может говорить о том, что сегодня уже и в малом бизнесе появляются ИТ-подразделения, на которые ложатся, в частности, полномочия выбора ПО. Гораздо заметнее стал “руководящий корпус”, хотя не исключено, что к руководителям среднего звена могли причислять себя главные бухгалтеры. Выросло за четыре года и число посетителей из других регионов.
Меняется год от года и состав экспонентов. В последние годы наблюдается устойчивое снижение количества компаний — разработчиков бухгалтерского ПО. Нет больше огромных стендов “Галактики”, “Паруса”, да и вообще стенды большой площади были лишь у генерального спонсора выставки — “1С” и пары-тройки других компаний. А “Инфобухгалтер” и “Правовест” предпочли распределенную дислокацию (у первой компании было два места в разных концах выставки, а у второй целых три, правда, рядом).
Зато значительный рост за последние два года продемонстрировала другая ключевая группа экспонентов выставки — аудиторские компании: их количество выросло в полтора раза. Вкупе с уменьшением числа ИТ-компаний это ведет к тому, что выставка логично превращается в то, чем она, на мой взгляд, и должна быть, — в “главного консультанта бухгалтера”, предоставляющего ему разные виды помощи: обучение, консалтинг, бухгалтерские услуги (т. е. аутсорсинг — и таких компаний становится с каждым годом всё больше), ИТ (как один из инструментов облегчения труда бухгалтера), правовую поддержку и пр. На волне увеличения количества аудиторских компаний (и в целом формирования этого сегмента рынка) некоторое время назад появились и фирмы, предлагающие софт для аудиторов. На нынешней выставке их было две: “Термика” и “Гольдберг-Софт”. “По нашему мнению, выставка претерпела значительные изменения, — отметил Александр Орлов, генеральный директор “Гольдберг-Софт”. — Из “ярмарки продаж” (площадки для рекламы и продажи товаров и услуг) она превратилась в “выставку инноваций” (место, где можно увидеть самые новые и перспективные разработки и пообщаться с профессионалами в финансовой сфере). Для нас “Бухучет и аудит” — по-прежнему главное событие года: как правило, именно во время проведения выставки мы получаем до половины тех пожеланий аудиторов (причем, это не всегда пользователи AuditXP), которые мы реализуем в новых версиях своей программы”.
Увеличилось в нынешнем году и количество экспонентов, представляющих правовые базы данных (ПБД). Здесь также появились новые игроки — в частности, “Актион-Digital”, предлагающая бухгалтерскую справочную систему “Система Главбух”.
Что новенького?
Бхгалтерское ПО сегодня становится стандартом де-факто, и об этом свидетельствует, в частности, то, что ИТ-компаний на выставке с каждым годом становится всё меньше. Казалось бы, парадокс, но это лишь на первый взгляд. На самом деле это говорит о том, что “агитировать за ИТ” бухгалтеров (а именно они, как мы видели, основные посетители выставки) уже не надо, они уже все поняли. Поэтому здесь остался костяк фирм, которые бóльшую часть внимания в своих системах уделяют именно бухгалтерскому учету (почти все они участвуют в этой выставке с самого ее основания). Сокращение числа участников, работающих в сфере делового и управленческого ПО, по мнению Аркадия Народицкого, генерального директора фирмы “Комтех — системы для бизнеса”, произошло по двум причинам: “Одна из них заключается в том, что основные посетители выставки — это бухгалтеры, которые в отличие от 90-х годов практически не оказывают влияния на выбор ПО, тем более управленческого. Вторая — сам рынок сегодня вполне насыщен программными продуктами для бухгалтерии. В настоящее время наибольший интерес представляют комплексные системы управления предприятием, охватывающие как учетные, так и управленческие задачи. Причем помимо функционала для конечного потребителя всё большее значение будет иметь технологичность самих решений в части поддержки системы собственными силами предприятия — автоматическое обновление версий, масштабируемость и легкость перенастройки на новые бизнес-процессы, доступность освоения пользователем”.
Именно поэтому “Комтех” в последние годы наращивает функционал своих продуктов в сторону управленческих и аналитических возможностей, таких как CRM (этот модуль позволяет анализировать эффективность работы менеджеров, себестоимость работы отдельных подразделений с тем или иным клиентом и пр.), бюджетирование и т. д. “Кроме того, — добавил г-н Народицкий, — в новой версии нашей системы, которая выйдет на рынок в феврале, кардинально переработан интерфейс: модифицирована структура меню, появились новые инструменты — пользователь сможет сам конструировать вид и функции экрана, те сценарии, которые он реально использует в работе; усовершенствована система репликации данных”.
Компания “Инфо-Бухгалтер” продолжает продвигать свою перспективную разработку “Инфо-Бухгалтер 10”, предназначенную для комплексной автоматизации предприятий любых форм собственности. На выставке, помимо уже запущенных в продажу модулей (“Зарплата и кадры”, “Торговля и склад”), были представлены и новинки: программы “Инфо-Инспектор”, предназначенная для самостоятельной проверки пользователем налоговых деклараций перед сдачей их в ИМНС (она сверяет данные с бухгалтерской отчетностью, выявляет ошибки и несовпадения и тем самым уменьшает вероятность возможных налоговых проверок), и “Составитель учетной политики” (формирует учетную политику предприятия, оптимальную для целей налогообложения). В качестве бонуса своим пользователям компания выпустила бесплатный пакет “Инфо-Право” — справочник-минимум для бухгалтеров, представляющий собой подборку законодательных и нормативных актов, методических материалов, публикаций и другой информации (около 200 документов), которую современный бухгалтер-практик всегда хотел бы иметь под рукой.
Из новинок “1С”, впервые обнародованных на выставке, следует отметить “1С:Консолидацию 8” — новый продукт в системе “1С:Предприятие 8”, предназначенный для автоматизации широкого спектра задач по подготовке и анализу корпоративной финансовой отчетности (как по российским, так и по международным стандартам) в группах компаний и для филиальных структур. Были представлены и обновленные редакции пакетов “1С:Бухгалтерии 8” и “1С:Зарплата и управление персоналом 8” (со средствами для более эффективной и удобной работы, особенно в плане автоматизации самых трудоемких расчетов), а также простая и удобная программа для подготовки, печати и хранения основных бухгалтерских документов — “1С:Платежные документы 8”, в которой доступны все необходимые сервисные возможности, имеющиеся в рамках платформы “1С:Предприятие 8”.
“Наконец, совместно с нашими партнерами мы представляли широкий спектр отраслевых и специализированных решений на платформе “1С:Предприятие 8”, в том числе решения для различных отраслей производства, строительства и др.”, — отметил Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы “1С”. Среди представленных на выставке партнеров этой компании (а на отдельных стендах их было десять, не считая большого количества на стенде самой “1С”) обратил на себя внимание “Медконсалтинг”: одна из специализаций этого экспонента — автоматизация медицинской деятельности (в частности, внедрение пакета “Учет пациентов и услуг, планирование посещений и занятости коек”). Необходимо подчеркнуть, что обращение к этой важной теме — далеко не первое среди партнеров “1С”: ПО для медицинских учреждений продвигает “1С:Рарус” (пакет “Амбулатория”), “Аналит” (целая серия программ для автоматизации разных видов медучреждений и различных видов их деятельности), “Март” (ПО для стационаров и стоматологов) и другие, предлагающие отдельные виды ПО для этой сферы.
Показали свои продукты и уже упомянутые нами “Термика” и “Гольдберг-Софт”. Первая представила новый модуль своей системы “ЭкспрессАудит:ПРОФ”, предназначенный для проведения аудита бюджетных организаций и дополняющий методическое содержание пакета, ранее использовавшегося лишь для проведения аудита коммерческих организаций. Вместе с тем, по оценке руководства “Термики”, рынок (т. е. затраты аудиторских компаний на автоматизацию аудиторских проверок) “падает” с каждым годом. “Поэтому, на наш взгляд, все пять рыночных игроков, занимающихся автоматизацией аудита ищут другие рыночные ниши: внутренний аудит, контроль за расходованием бюджетных средств и т. д.”, — прокомментировала начальник отдела продаж “Термики” Алина Иванова.
Более оптимистичным был Александр Орлов: “На сегодняшний день рынок автоматизации аудита уже устоялся. Выставка показала, что из производителей аудиторских программ на ней остались только две компании (“Гольдберг-Софт” и “Термика”). Оба производителя предлагают решения для автоматизации работы именно аудитора, а не всей аудиторской компании в целом. Это связано с тем, что программ для управления учетом предприятия много, но все они не предлагают решения проблем аудитора при проведении аудиторской проверки.
Спрос на ПО для аудиторов растет (например, за прошлый год продажи нашего продукта AuditXP удвоились). Причем все больший интерес к покупке программы стали проявлять крупные аудиторские компании, хотя изначально наша программа была ориентирована на средний и малый бизнес”.
Отметим и бухгалтерскую справочную систему “Система Главбух” компании “Актион Digital”, в которой собраны нормативные и законодательные акты, необходимые конкретно для бухгалтерского и налогового учета. Бесплатный доступ к ним предоставляется через интернет, однако пользователь системы (заплативший деньги) может оперативно получать (также в электронном виде) индивидуальные консультации экспертов и подборки соответствующих документов по нужным ему вопросам. Вообще, Интернет, как показала выставка, становится все более освоенным инструментом: помимо “Актион-Digital”, его активно задействовала и компания “Правовест” для проведения интернет-семинаров, причем цена на такой дистанционный семинар на порядок меньше, чем на очный, — всего около 300 руб. Так что интерактивные технологии уже вплотную подошли и к бухгалтерско-правовому сообществу. Тенденция, однако. Неотвратимая.