Вслед за компанией IDC, которая оценила глобальные успехи производителей мобильных терминалов (см.www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=106232), аналитическая компания Canalys определила лидера в сегменте “умных мобильных телефонов” — речь в данном случае идет о смартфонах и коммуникаторах. По подсчетам Canalsys, в 2007 г. было продано 118 млн. смартфонов (напомним, что всего мобильных терминалов в минувшем году было реализовано 1,144 млрд. штук), что на 53% больше, чем в 2006-м.
Лидером мирового рынка смартфонов остается Nokia, продавшая 60,5 млн. таких аппаратов. В модельном ряду компании несколько десятков терминалов N- и E-серий, которые кроме функции звонков поддерживают работу с электронной почтой, офисными документами, синхронизацию списка контактов и т. д. Производитель устройства Blackberry компания Research In Motion продала 12,2 млн. устройств, т. е. на 112% больше, чем год назад. Основная категория клиентов компании — корпоративные пользователи. Все терминалы Blackberry предназначены для “мобилизации” руководителей среднего и высшего звена, а также мобильных профессионалов.
Интересные результаты показала компания Apple (2,320 млн. реализованных устройств), которая за три последних месяца 2007 г. продвинулась на третье место. По оценкам Canalys, в IV квартале Apple контролировала 28% быстро растущего рынка универсальных устройств США, уступая RIM (у той 41%), но значительно опережая нишевые устройства от Palm (9%). Продемонстрированный Apple результат позволяет поставить ее впереди всех вместе взятых поставщиков устройств на платформе Windows Mobile, общая доля рынка которых за квартал составила 21%. Как указывают аналитики, связано это, конечно, с рождественскими и новогодними продажами. Интересно, что основные конкурентные преимущества iPhone определяются весьма дружественным пользовательским интерфейсом и стильным дизайном, а не вычислительными возможностями или набором ПО. Способствует росту реализации iPhone и активно идущий во всем мире процесс разблокировки этих устройств для обеспечения их совместимости с местными сотовыми операторами. Напомним, что Apple официально продает свой смартфон (существует несколько видов устройства с разным объемом памяти) только в “связке” с контрактом оператора сотовой связи в четырех странах мира. Однако в настоящий момент, после успешного взлета продаж, компании как никогда необходимо продемонстрировать умение построить долговременный бизнес, расширив рынки сбыта и номенклатуру продуктов.
Отметим, что в Европе, где iPhone начал продаваться только в середине IV квартала и всего в трех странах, Apple заняла пятое место после Nokia, RIM, HTC и Motorola, опередив ряд таких известных поставщиков смартфонов, как Sony Ericsson, Samsung и Palm.
На четвертом месте в общемировом зачете, уступая Apple всего на 19 тыс. устройств, находится Motorola, которая, без сомнения, обладает бóльшим заделом в области создания мобильных терминалов, чем Apple. Надеемся, что покупка компанией Nokia норвежской фирмы Trolltech, которая известна своими библиотеками для разработки приложений, предназначенных главным образом для мобильных устройств (подробнее см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=106244) не повлияет на позиции Motorola на мировом рынке. Однако напомним, что во многих ее телефонах используется программное обеспечение Trolltech Qtopia.
Распределение по операционным системам тоже выглядит интересно — пока доминирует Symbian с 67% рынка, у Windows Mobile от Microsoft 13% рынка, а у Research In Motion 10%. Остальные 10% приходятся на несколько дюжин других экзотических ОС, к примеру Linux.
На российском рынке “умных мобильных”, по данным аналитического отдела компании “Цифроград”, в 2007 г. продано порядка 2 млн. подобных устройств, что составляет 6% рынка, если считать его по устройствам, а в деньгах это уже 13% рынка (24 млрд. руб), что вполне закономерно — устройства с операционной системой, с помощью которой могут функционировать дополнительные приложения, в среднем стоят гораздо дороже другой техники. На российском рынке помимо упомянутых выше брендов неплохо себя чувствуют и такие компании, как HTC, E-ten, Rover и др.