В начале февраля в Москве состоялась 10-я международная выставка и конференция по телерадиовещанию и широкополосным технологиям CSTB-2008, которая проводилась при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций и Мининформсвязи РФ.
Нынешний форум, организованный компанией MIDexpo, в значительной мере прошел под знаком обсуждения концепции развития телерадиовещания в России и ускоренного внедрения цифровых методов передачи и обработки информации в этой сфере. “Я прошел по залам выставки и увидел реальные импульсы рынка, — отметил генеральный директор компании “Российская телевизионная и радиовещательная сеть” (РТРС) Геннадий Скляр. — Он стремительно движется к «цифре»”.
И действительно, тема цифровизации ТВ и РВ — самая актуальная в медийной сфере страны. С нее и начался круглый стол “Обсуждение концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации”, объединивший в одном зале 10 ведущих отраслевых экспертов и порядка 400 представителей компаний и прессы, многим из которых не хватило места, и они готовы были два часа простоять в проходах. Согласитесь, не часто встретишь столь живой интерес к объявленной тематике.
Воспримет ли правительство импульсы рынка?
Цифровое телерадиовещание помимо очевидных преимуществ в качестве “картинки” и звука дает возможность существенно расширить емкость трансляции, увеличив в разы количество телерадиоканалов, обеспечить ряд дополнительных услуг потребителю. Кроме того, как заявил в одном из своих интервью первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, глава правительственной комиссии по развитию телерадиовещания, есть и синергетический эффект: внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее воздействие в целом на медиаотрасли, отрасли связи, предприятия по выпуску отечественного теле- и радиооборудования, на развертывание производственно-внедренческих, сбытовых и сервисных предприятий, дальнейший рост малого и среднего предпринимательства и расширение конкуренции в данной сфере.
В декабре прошлого года Правительство РФ утвердило концепцию развития цифрового телерадиовещания в стране на 2008—2015 гг. (см. PC Week/RE, № 48/2007). Но отношение к этому компромиссному документу далеко не одинаковое у различных участников медиа- и телекоммуникационного рынков.
“Концепция — реальный шаг вперед, в ней впервые изложены проблемы и обозначены пути их решения, — считает Геннадий Скляр. — Правила игры в целом определены. РТРС сейчас участвует в разработке Федеральной целевой программы и других нормативных документов, главный из которых — частотно-территориальный план”.
Несколько иное мнение у Алексея Малинина, заместителя генерального директора ВГТРК: “Концепция представляет собой декларацию, некие базовые подходы, не более того. При этом одна из главных проблем заключается в том, что у России до сих пор нет соглашений с шестью соседними государствами — Китаем, Монголией, США, Японией, Северной и Южной Кореями — о трансграничном использовании радиочастотного спектра. Китай ведь также принял свою программу цифровизации, он развивается очень быстро, и захват частот будет происходить по факту”.
Хотя Геннадий Скляр и признает наличие в данном вопросе неопределенности, которая не позволяет принимать многие решения, тем не менее он утверждает, что подготовка цифрового проекта в РТРС закончена и в нем прописано, как организовать вещание в переходный период, как обеспечить региональное вещание и на границах страны, и внутри ее. “Мы сделали технико-экономический анализ, – рассказал он. – Ведь в правительственных документах не уделяется внимания экономике, а это серьезнейшая вещь для рынка! Без экономической и финансовой базы нельзя принимать решения о развитии сетей. Ближайшие месяцы будут посвящены разработке конкретных документов: импульсы рынка должны быть восприняты правительством”.
Будет ли конкуренция между эфирными и кабельными компаниями?
Между тем концепция, по словам Малинина, должна определять соотношение между эфирным вещанием и кабельным. “Как будет вестись лоббирование тех или иных интересов участников? — спрашивает он. — Еще предстоит большая работа, драк будет много!”
А Эльдар Разроев, генеральный директор “Система Масс-медиа”, напротив, считает, что конкуренции не получится: “В городской черте ТВ уйдет в кабель, а эфирное телевидение будет нужно только социально необеспеченной аудитории, — утверждает он. — Но на территориях с низкой плотностью населения, в деревнях победит эфирное телевещание. В стране более одной трети людей проживает в населенных пунктах с численностью менее 50 тыс. человек”.
Между тем технологическая революция в области медиа неизбежно приведет к перераспределению бизнеса. “Цифровизация — это не просто замена аналоговых передатчиков на цифровые, это преобразование всей цепочки владения: от создателей контента до операторов связи, — считает Юрий Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР), председатель совета директоров компании “Ренова-медиа”. — Сегодня наряду с эфирным ТВ предлагаются комплексные сервисы Triple Play, Quadro Play, и эфир здесь всегда проигрывает. Все инвесторы ставят на интеграцию услуг. Эфирные цифровые компании будут работать лишь на определенный круг абонентов”.
Так, может быть, переход к цифровому телевидению является смертельным приговором для эфирного вещания? “Нет, ни в коем случае: успеха в деле добивается тот, кто грамотно определит свою бизнес-модель, — уверяет Елена Злотникова, вице-президент Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), заместитель генерального директора “ТВ Центр”. — Для эфирных каналов источником финансирования являются рекламные бюджеты, для кабельной среды — деньги абонентов, подписавшихся на тот или иной пакет каналов или услуг”.
Соотношение потенциалов этих двух сред таково, что есть перспектива не умирать, а развиваться. Например, в странах Евросоюза, где цифровое эфирное вещание уже получило достаточно широкое развитие, наблюдается заметный отток пользователей от систем кабельного телевидения (КТВ). В Голландии, где плата за услуги КТВ составляет 40 евро в месяц и где эфирные абоненты могут смотреть 20 цифровых каналов за 10 евро, находится множество подписчиков, готовых вновь вернуться к эфирному ТВ. По стоимости цифровое эфирное вещание имеет заметное преимущество.
Впрочем, есть и третий сегмент рынка, который нельзя не учитывать, — спутниковые системы доставки ТВ-программ. “Наша компания участвует в подаче ТВ-каналов в различные регионы страны, — сообщил Олег Колесников, один из руководителей “НТВ Плюс”. — В нашей платформе более 100 каналов, так что цифровизация эфира — это не панацея, есть и другие возможности”.
“Я предлагаю рассматривать цифровизацию ТВ-вещания как коммерческий проект, — заявил Вячеслав Мордачев, генеральный директор “Национальной спутниковой компании” (“Триколор ТВ”). — Сейчас уже есть места, где нецелесообразно ставить вышки для эфирного вещания. Например, 10% абонентов “Триколора” находятся в Краснодарском крае — там трудно возводить эфирные сети, а уровень жизни населения достаточно высок для оплаты услуг спутникового телевидения. Чем больше выбор у конечных пользователей, тем лучше для всех участников рынка”.
Вместе с тем он отметил ряд критических факторов, оказывающих существенное влияние на продвижение на рынок современных цифровых технологий. В их числе — наличие ограничений нормативно-правовой базы, трудности с аккредитацией “игроков”, поиск решений для малоимущих слоев населения.
Ограничения нормативно-правовой базы
Вот как оценивает комиссия по телекоммуникациям и информационным технологиям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) проблемы нормативно-правовой базы в области телевидения и радиовещания: действующее законодательство в этой сфере и практика его применения тормозят развитие отрасли, сдерживают конкурентоспособность отечественных производителей, стимулируют бюрократизм и коррупцию государственного аппарата, обслуживающего отрасль.
Создалась парадоксальная ситуация: для цифрового ТВ (ЦТВ) выделяется частотный ресурс, организованы экспериментальные зоны вещания, в регионах есть желание начать внедрение ЦТВ, а нормативно-правовые акты отсутствуют. Цифровое вещание, в котором, как известно, применяется метод формирования пакетов программ, нуждается в разработке правил составления таких пакетов и соответственно нового порядка лицензирования деятельности в области телерадиовещания.
Специфика новых технологий требует выпуска руководящих документов для перехода на цифровое вещание в стандартах ТВЧ, DVB-T, DVB-H, IPTV и др., которые должны содержать нормы на технические параметры оборудования, обеспечивающие необходимое качество, и в том числе нормы на параметры сигнала на выходе цифровых приставок, подключаемых к аналоговым телевизорам потребителей.
Кроме того, для обеспечения должного уровня качества телерадиопродукции, поступающей к потребителю, целесообразно включить в состав документов, представляемых на лицензирование телерадиокомпаниями, сведения о наличии сертификата качества технической базы подготовки и производства телерадиопрограмм. Решение этих и другие вопросов предусмотрено при разработке технической политики вещания, указанной в “Концепции развития телерадиовещания на 2008–2015 гг.”.
Далее комиссия РСПП констатирует отсутствие норм в законе “О СМИ”, касающихся правового регулирования отношений при использовании средствами массовой информации современных ИТ, включая Интернет. Не определен статус электронных СМИ, использующих в качестве среды распространения Всемирную Сеть. Игнорирует факт применения интернет-технологий и действующее законодательство в области связи.
В законодательных и нормативных актах, готовящихся Мининформсвязи России, термин “Интернет” не используется, а лицензии операторами интернет-услуг выдаются на оказание телематических услуг и услуг передачи данных. Для трансляции ТВ-каналов по IP-сетям требуется дополнительная лицензия на услуги связи для целей кабельного или эфирного вещания.
Операторы электросвязи и иные лица, оказывающие услуги с использованием интернет-технологий, не могут на основании запутанных и противоречащих друг другу и федеральному законодательству нормативных актов, разработанных Мининформсвязи РФ, однозначно определить, каким образом регулируется (лицензируется) их деятельность, какой государственный орган и какие именно требования может им предъявлять. На практике работающие в России операторы интернет-услуг часто пытаются либо игнорировать требования действующих нормативных актов, либо обходить их тем или иным способом.
Третий пример, приводимый комиссией РСПП, свидетельствует о неготовности ФГУП “Государственный радиочастотный центр” (ГРЧЦ) к большому объему работ по внедрению ЦТВ: несмотря на решение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 06.06.2005 № 05-06-02-001 “О результатах внедрения цифрового вещания в опытных зонах и совместном использовании полос радиочастот 174—230 и 470—862 МГц наземными системами цифрового и аналогового телевизионного вещания” до августа 2007 г. в ГКРЦ почти два года находились в разработке 2800 радиочастот по заявлениям РТРС.
На сегодняшний день для деятельности в области радиовещания и эфирной трансляции необходим набор из двух лицензий, трех разрешений и одного заключения. Он кажется представителям бизнеса явно избыточным, поскольку на практике от момента подачи заявления в ГРЧЦ до регистрации сооружения связи проходит один-два года.
Возвращаясь к дискуссии на выставке CSTB-2008, следует отметить, что ее участники возлагают очень большие надежды на ФЦП по внедрению цифрового вещания, которая должна быть подготовлена в первом полугодии нынешнего года (см. PC Week/RE № 43/2007).
“Мы многого ждем от Федеральной целевой программы, — сказал Андрей Семериков, генеральный директор компании “ЭР-Телеком Холдинг”. — Это будет своего рода конституция отрасли. Концепцию, как документ декларативного характера, обсуждать не стоит, она уже принята, надо обсуждать программу. Надо изучать рыночную ситуацию, ведь соотношение абонентов эфирного, кабельного и спутникового телевидения меняется непрерывно”.
Интерес к анализу рынка сегодня свойственен многим организациям: Геннадий Скляр сообщил о том, что РТРС проводит сейчас анализ приемного парка у населения, а Эдуард Сагалаев, президент НАТ, заявил о необходимости мониторинга вещательных сетей, включая кабельные и спутниковые, и издания атласа российского вещания. Вопрос это не простой, признает он, “ведь многие кабельные операторы не вписываются в существующую нормативно-правовую базу, но важно получить реальную картину в стране”.
Удастся ли преодолеть противоречия?
Конечно, проблем в области теле- и радиовещания хватает. И многие из них основаны на межотраслевых противоречиях. Например, ГКРЧ, работающая под эгидой Мининформсвязи РФ, в декабре прошлого года прекратила выдачу лицензий на телевещание в связи с необходимостью создания частотно-территориального плана для ЦТВ. Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман тогда заявил, что на утверждение плана уйдет примерно полгода, затем выделение частот возобновится.
Между тем Геннадий Скляр заявил на CSTB, что он намерен добиваться отмены решения о приостановке выдачи радиочастот для аналогового телерадиовещания. Скляр назвал такое решение Государственной комиссии по радиочастотам “преждевременным и половинчатым — телега поставлена впереди лошади”. По его словам, он также будет добиваться удовлетворения уже поданных ранее заявок на аналоговые частоты. В настоящее время на рассмотрении ГКРЧ находится большое количество заявок региональных вещателей на получение частот для трансляций государственных телеканалов “Спорт”, “Культура” и “5-й канал”.
Глава РТРС предположил, что решение о приостановке выдачи частот для аналогового вещания до утверждения нового частотно-территориального плана было принято в интересах определенных компаний, “которые уже получили цифровые частоты и собираются ими торговать”.
Сейчас все больше возможностей успешно двигаться к цели — к полному переходу на “цифру” в 2015 г. Более того, в рамках одной отечественной компании уже пройден весь тот путь, который предстоит проделать стране в плане цифровизации. Я имею в виду фирму “Космос-ТВ”, которая 17 лет назад начала свое вещание с восьми аналоговых каналов, а теперь транслирует свыше 70 цифровых ТВ-каналов. В нынешнем году компания планирует перейти к передачам телевидения высокой четкости (HDTV).
“Путь “аналог — цифра” был непростым: он включал проработку частотно-территориальных планов, создание социальных пакетов программ, отработку взаимодействия с владельцами рекламы и контента, — делится впечатлениями Александр Теппер, генеральный директор “Космос-ТВ”. — Такой опыт сейчас постепенно превращается в планы, этапы и юридические документы”.