Предприятия ракетно-космической промышленности (РКП) выдвинули инициативу по концепции внедрения технологии непрерывного развития и поддержки жизненного цикла изделия (Continuous Acquisition and Life cycle Support, CALS) в организациях отрасли и у заказчиков, а также предложили создать центр CALS-технологий. Обсуждению этой инициативы был посвящен семинар, в котором приняли участиe предприятия РКП, вузы, поставщики программных и аппаратных решений.
Напомним, что методика CALS была разработана в 80-х годах военным ведомством США для повышения эффективности управления и планирования в процессе заказа, разработки, производства, поставок и эксплуатации военной техники. Такой подход подразумевает создание единого информационного пространства (ЕИП) для хранения данных в электронном виде и обеспечения к ним доступа всем участникам жизненного цикла (ЖЦ) изделия. У нас для обозначения этой технологии зачастую используют термин “информационная поддержка изделий” (ИПИ), а за рубежом сейчас больше в ходу понятие “поддержка жизненного цикла изделия” (Product Lifecycle Management, PLM), т. е. “гражданский” вариант CALS. Но в принципе все эти аббревиатуры обозначают одно и то же: интеграцию программных решений, применяемых на протяжении ЖЦ, и направлены на повышение качества, сокращение издержек производства и ускорение выпуска продукции в продажу. Другими словами, данные технологии предназначены для повышения конкурентоспособности предприятий.
Ситуация в отрасли
Возникает вопрос: если столь полезная методика CALS появилась еще в 80-х годах, то почему предприятия РКП, до сих пор ее не внедрили? Оказывается, условия для этого созрели только сейчас. Дело в том, что стратегия CALS предусматривает два этапа. На первом выполняется автоматизация отдельных процессов ЖЦ изделия для создания данных о них в электронном виде, а на втором — происходит интеграция автоматизированных процессов и сведений, накопленных на протяжении ЖЦ. Судя по выступлениям на семинаре, в ракетной отрасли лишь недавно завершили первый этап и приступили ко второму. “Многие предприятия уже выполняют обмен электронной информацией внутри своей организации и теперь готовы к интеграции с коллегами по отрасли, — рассказал Александр Филатов, начальник управления информационных технологий Государственного научно-производственного ракетно-космического центра “ЦСКБ — Прогресс”. — Условия для интеграции созрели: имеются каналы связи, существует инфраструктура для обмена данными, есть нормативная база. Нужна целевая федеральная программа, направленная на создание единой информационной среды, через которую все смогут обмениваться данными и обеспечивать их защиту”.
Но вряд ли одной целевой программы будет достаточно. В нашей стране их уже было немало, и ряд отраслей воспользовался ими для развития ИТ. Так, по словам Александра Левина, заместителя директора по науке научно-исследовательского центра “Прикладная логистика”, в рамках программ “Национальная технологическая база”, “Развитие и реформирование ОПК”, “Электронная Россия” были разработаны концепции внедрения CALS-технологий для атомной и судостроительной отраслей промышленности, РЖД, Минобороны. Однако главный орган РКП — Федеральное космическое агентство “Роскосмос”, не проявило особого интереса к CALS-технологиям. “Я не знаю почему, но “Роскосмос” продолжает оставаться в стороне от федеральных программ”, — сказал Александр Левин.
Но возможно, что задачу интеграции отрасли поставит сама жизнь. “Мы пока не очень ощущаем конкуренцию, но аналитики единодушно утверждают, что она будет расти, так как в нашу область выходят Китай и Индия, а США наращивают усилия, поэтому нужно сокращать издержки и повышать качество”, — подчеркнул Александр Феоктистов, заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации “Энергия” им. С. П. Королева.
Однако без волевого решения со стороны государственного органа управления отрасли не удастся решить такую глобальную задачу, как создание ЕИП. Тем более что процесс интеграции затрудняет ряд проблем, которые рассматривались на семинаре.
Проблемы интеграции
Исторически сложилось так, что предприятия ракетно-космической отрасли используют множество разнообразных систем автоматизации проектирования, как отечественных, так и зарубежных. Чтобы наладить обмен информацией необходимы единые стандарты представления данных и документы, регламентирующие этот процесс. “Без нормативной базы CALS-технологию внедрить невозможно”, — отметил Александр Левин. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не делается. Уже разработано немало стандартов, одни из которых дополняют ЕСКД, другие являются новыми стандартами ЕСКД, а третьи — переведенными стандартами международной организации ISO, утвержденными в форме ГОСТ Р ИСО.
Но этого недостаточно. Так, по словам Геннадия Шинкина, ученого секретаря координационного Совета по ИПИ-технологиям из ФГУП ЦНИИМАШ, в отрасли РКП главным является стандарт “РК 98”, который был разработан десять лет назад с упором на расчетные системы, и в него нужно внести изменения и дополнения с точки зрения электронного описания изделия.
Вообще, по словам Александра Левина, в России CALS-технологии сейчас обеспечены стандартами примерно на 20–25%, т. е. гораздо меньше, чем на Западе. Но, с другой стороны, отметил он, у нас наблюдается явный избыток регламентации того, что регламентировать совершенно не обязательно.
Для перехода на электронные рельсы необходимо гарантировать безопасность и достоверность информации. Геннадий Шинкин видит решение первой проблемы в создании специальной ведомственной сети и шифровании данных, а второй — в применении электронно-цифровой подписи (ЭЦП). “Но внедрение ЭЦП сдерживается из-за отсутствия инфраструктуры удостоверяющих центров в “Роскосмосе”, а без ЭЦП невозможно реализовать электронный документооборот”, — посетовал он и высказался в пользу создания при главке такого регистрирующего центра.
Непростой вопрос представляет и выбор корпоративного ПО. Одни участники семинара считают, что этот процесс нужно регламентировать. “Необходимо выполнить унификацию ПО в РКП, — уверен Геннадий Шинкин. — Для этого нужна ведомственная целевая программа по внедрению ИПИ-технологий. Она уже разработана и сейчас проходит стадию утверждение в Минфине и Минэкономразвития, но проблема ее финансирования пока не решена”. Другие специалисты полагают, что право выбора ПО следует оставить за самим предприятием. По мнению Александра Левина, нельзя навязывать организации то или иное ПО, но нужно создавать стандартизованные форматы для обмена результатами проектных работ. С ним согласен Олег Светников, заместитель главного конструктора ОКБ “Спектр”: “Каждое предприятие должно использовать то ПО, какое хочет, но нужно договориться о правилах взаимодействия — стандартах, интерфейсах и форматах”.
К тому же даже внутри одного предприятия невозможно перевести всех инженеров на одну систему. “У нас примерно 20% сотрудников способны освоить тяжелую САПР, а остальные все равно будут с ней работать как с кульманом. Поэтому нет смысла всем ставить тяжелые системы, для начала достаточно более легкой”, — сказал Александр Филатов.
Задача выбора ПО для такой закрытой отрасли, как ракетно-космическая, осложняется еще и вечным вопросом: “Кому отдать предпочтение — отечественным или зарубежным системам?”. Некоторые считают, что раз речь идет о ракетах, то стоит остановиться на российских разработках, но, по мнению большинства участников, нужно брать лучшее и от наших, и от зарубежных систем. “По-моему, ничего нового изобретать не нужно, а стоит использовать то ПО, которое применяется во всем мире, так как оно вполне удовлетворяет всем требованиям к защите информации. К сожалению, вокруг этого вопроса очень много спекуляций”, — полагает Александр Феоктистов.
Тем не менее участники семинара отметили, что ПО все-таки нужно проверять на наличие возможных дефектов и “закладок”, и предложили организовать при “Роскосмосе” центр по тестированию и сертификации ПО.
Решение проблем
Не стоит забывать, что внедрение CALS-технологий — не самоцель. “Для чего нужно управлять жизненным циклом? — задал риторический вопрос Анатолий Птушкин, представитель инженерно-конструкторского центра сопровождения эксплуатации космической техники (ИКЦ СЭКТ), и сам на него ответил. — Для повышения качества изделия и снижения затрат на его создание”. По его мнению, необходимо доказать “Роскосмосу”, что переход на CALS принесет огромную выгоду и инвестиции окупятся через какой-то конкретный срок, так как если затраты на внедрение новых технологий не снизят издержки на поддержку ЖЦ изделия, то никто ничего внедрять не будет. Нужно, чтобы какая-нибудь организация взяла на себя эту задачу, подчеркнул Анатолий Птушкин.
Для реализации любой инициативы необходимо финансирование. Но как прозвучало выше, от ведомственной программы внедрения ИПИ-технологий толку пока не видно. Участники семинара возлагают надежды на новые проекты, в которые государство собирается вкладывать инвестиции, например создание космодрома “Восточный” в Амурской области. “Это как раз тот случай, когда можно начать практически с нуля и объединить существующие на предприятиях САПР и другие системы”, — объяснил Владимир Рысев, начальник информационного вычислительного центра КБ транспортного машиностроения.
Выше приведен далеко не полный список трудностей, которые необходимо преодолеть на пути к ЕИП. Участники семинара видят выход в создании центра CALS-технологий под управлением “Роскосмоса”, который возьмет на себя решение перечисленных и других вопросов. “Может быть стоит поручить это дело существующему координационному совету по ИПИ-технологиям при “Роскосмосе”, или следует создать новый орган. Не мы будем принимать решение, а наш главк, — сказал Владимир Рысев. — Наша цель — поднять вопрос на должный уровень, показать свою заинтересованность в его решении”. Предложения участников семинара, оформленные в виде инициативы, решено передать для рассмотрения в “Роскосмос”.