На прошедшем в середине февраля заседании коллегии Мининформсвязи было объявлено о разработке программы “Связь в каждый дом”, согласно которой все домохозяйства страны должны получить широкополосный доступ в сеть Интернет. Пока эта программа существует лишь в виде предварительной концепции, но в Мининформсвязи уверяют, что к концу нынешнего года концепция будет полностью проработана и, вероятно, в 2009 г. начнется ее реализация в ряде “пилотных” регионов. Скорее всего, в рамках программы любой россиянин сможет подключиться к Сети по установленным государством тарифам, а ограничение по скорости от базовой сети к абоненту составит в лучшем случае 128 Кбит/с, а в худшем — 64 Кбит/с. Правда, чиновники пока не отметили, какие тарифы будут предложены пользователю — безлимитные или с ограничением трафика.
Механизм участия операторов предполагается следующий. Вместо федерального подрядчика конкурсы будут проведены на территории каждого субъекта Федерации, где из местных провайдеров будет выбран подрядчик. Он будет обязан в течение полугода подключить все домохозяйства не только к Интернету, но и при необходимости к телефонной сети. Все убытки, которые провайдер понесет в процессе реализации программы “Связь в каждый дом”, будут компенсированы из фонда универсального обслуживания, в него все операторы связи отчисляют 1,2% своих доходов, за исключением той их части, что определяется межоператорскими расчетами. При этом сколько именно средств потребуется на реализацию программы, сказать совершенно невозможно (собственных оценок Мининформсвязи, пусть и осторожных, пока тоже нет), но и без того понятно, что речь идет о колоссальных ресурсах.
Без сомнения, декларируемые программой цели достойны всяческого одобрения, но опрошенные нами игроки рынка, по их словам, пока не очень хорошо осведомлены о такой инициативе госорганов власти. Как и нам, большинству из них пока совершенно неясно, как локальный игрок, победивший на местом уровне, будет взаимодействовать с транспортными операторами, обеспечивающими поставку трафика по всей стране, — будет ли государство регулировать их тарифы на пропуск данных, скажем, от Владивостока до Москвы или нет? (Напомним, что при стоимости 1 Гб информации в Москве на уровне 0,5--1 долл. тот же объем данных где-нибудь в Воронеже или Екатеринбурге может стоить уже 20 или даже 30 долл.) При любом ответе на этот вопрос неизбежно всплывают вопросы о рентабельности такого начинания, поскольку тарифы, без сомнения, будут социальными, т. е. формально для оператора это будет работа “в ноль”. Добирать дополнительные деньги он сможет только за счет дополнительных услуг (хостинг, создание веб-страниц, доступ к локальным ресурсами и т. д.). Вряд ли такие проекты будут интересны крупным и стабильно развивающимся компаниям — скорее, ими займутся “придворные”, то бишь приближенные к местным администрациям игроки или крупные компании в порядке искусственно стимулируемой инициативы.
Вместе с этим реализация программы “Связь в каждый дом” тянет за собой множество задач, решить которые местные и федеральные власти даже при текущем вполне хорошем уровне своей автоматизации пока не в состоянии. К примеру, всевозможные заявления, квитанции на оплату, инструкции по заполнению документов до сих пор недоступны на официальных веб-сайтах органов власти. В РФ даже не существует централизованного списка всех реквизитов федеральных и местных органов исполнительной и судебной власти, по которым можно было бы произвести тот или иной платеж (госпошлина, штрафы и т. д.), что уж говорить о телефонах местных ЖЭКов, расписании приема в местной префектуре или суде? Для того чтобы получить полную информацию о работе с этими учреждениями, надо потратить время и посетить их лично — киберпространство в этом нам не поможет.
На взгляд экспертов, проект в том виде, в котором он предложен, скорее всего, никогда не будет реализован не только на всей территории страны, но и в подавляющем большинстве регионов. И это при том, что в первую очередь программа ориентирована на те регионы, где отсутствует инфраструктура для доступа в Интернет. Как показал опыт национального проекта “Образование”, в значительную часть подключенных общеобразовательных учреждений (свыше 7 тыс.) вывод канала связи “последней мили” был возможен исключительно по спутнику (весьма дорогие комплекты VSAT). Но в связи с нехваткой спутникового ресурса даже для коммерческих пользователей подобный социальный проект мало осуществим по объективным причина. Как вариант возможно развитие уже созданных подключений в общеобразовательных учреждениях (прежде всего по ADSL) путем увеличения пропускной скорости канала, а также проектов по WiMAX, но это требует крайне объемной организационной работы.