Ни для кого не секрет, что ERP-системы на крупных предприятиях быстро внедряются только на бумаге. На самом деле, даже после того как в эксплуатацию сдается один или несколько утвержденных в техзадании модулей, и формально проект считается завершенным, руководство заказчика обычно инициирует новый проект автоматизации следующих контуров управления. В энергогенерирующей компании ОГК-2 пошли другим путем. Там в 2005 г. была принята стратегия, предполагающая поэтапное развертывание модулей системы SAP ERP в рамках одного проекта. Завершение каждого этапа знаменует очередной шаг компании к намеченной цели, но остается вопрос о последовательности таких шагов. Казалось бы, логично начать с автоматизации учетных функций, затем построить хранилище, где накопленные данные можно было бы анализировать методами BI, и только потом создавать корпоративный информационный портал, на котором вся эта информация, а также неструктурированный контент консолидировался бы и затем поступал самым разным категориям пользователей.
В ОГК-2 отдельные модули SAP ERP уже введены в эксплуатацию, но до полной автоматизации всех учетных и аналитических процессов еще далеко. Тем не менее в начале этого года компания объявила о вводе в строй первого в российской энергетике корпоративного портала, построенного на базе SAP NetWeaver Portal. Проект выполнялся объединенной командой, состоящей из специалистов ОГК-2 и консультантов компании OXS. Как подчеркнул директор департамента SAP СНГ по работе с федеральными заказчиками Юрий Жокин, система SAP ERP пользуется особой популярностью у российских энергетиков: ее выбрали около 20 генерирующих, сетевых и сбытовых компаний. И в восьми из них внедрением занимается OXS. В ОГК-2 она летом прошлого года также развернула систему управления документооборотом EMC Documentum. Через портал сотрудники головной компании и пяти расположенных в разных регионах тепловых электростанций (Сургутской, Псковской, Серовской, Ставропольской и Троицкой) получают доступ к информации, контролируемой продуктами SAP ERP и BI, EMC Documentum и автоматизированными SCADA-системами сбора технологической информации.
По словам директора OXS по консалтингу Сергея Бойко, основные цели данного проекта – предоставление единой точки доступа к информационным сервисам ОГК-2, упрощение взаимодействия пользователей при обмене неструктурированной информацией и организация доступа территориально удаленных подразделений ко всем корпоративным информационным активам. В силу того что многие учетные и управленческие модули SAP ERP еще не введены в промышленную эксплуатацию, интеграция их с порталом пока невозможна. Неудивительно поэтому, что в справке представленной руководителем проекта со стороны заказчика Дмитрием Тяном, в числе наиболее востребованных на сегодняшний день сервисов доминируют новости всей компании и ее подразделений, объявления, отчеты о мероприятиях, телефонные справочники, графики совещаний, библиотеки инструкций и форумы. По мере расширения функциональности основной ERP-системы информационное наполнение портала и спектр его сервисов будут расширяться, и со временем, как считает Сергей Бойко, портал может стать универсальным клиентским интерфейсом для большинства сотрудников ОГК-2.
В ближайших планах компании по развитию корпоративного портала обеспечение выполнения в его среде сквозных бизнес-процессов, охватывающих различные приложения, расширение возможностей коллективной работы, интеграция с модулем управления документацией системы менеджмента качества и службой Service Desk.