Влияние компании Hewlett-Packard на российский ИТ-рынок трудно переоценить. Хотя подобно многим другим акционерным структурам она не разглашает финансовые результаты своей деятельности по регионам, аналитики утверждают, что здесь доля HP уже превышает 10%. Именно поэтому всё, что происходит в компании, а также ее видение различных аспектов развития рынка представляют особый интерес. Об этом с вице-президентом HP и генеральным директором “HP России” Оуэном Кемпом беседует 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.
PC Week: Чем, с вашей точки зрения, минувший год был знаменателен для российского ИТ-рынка в целом?
Оуэн Кемп: В 2007-м российский ИТ-рынок сохранил за собой статус одного из наиболее быстро развивающихся в мире, причем значительную роль в этом сыграли регионы. Когда четыре года назад мы анонсировали региональную стратегию, многие отнеслись к этой идее с большим сомнением. И вот всё изменилось. Теперь регионы превратились в ключевой фактор увеличения доходов для многих компаний, и наши бизнес-направления там очень активно развиваются. Бурный рост переживала розничная торговля, которая стала основной движущей силой в потребительском сегменте. Кроме того, кардинальным образом изменилась роль ИТ на рынке. Руководители ИТ-департаментов становятся полноправными членами советов директоров и правлений компаний, и перед ними ставятся задачи, на которых основывается стратегия их компаний.
PC Week: Быстрый рост по определению присущ так называемым “развивающимся” странам, к которым относят и Россию. Но когда такие страны сравнивают с развитыми, то обычно имеют в виду и иной масштаб рынка, и более низкий уровень его организованности и цивилизованности. Чем, по-вашему, российский рынок сегодня отличается от рынков развитых стран?
О. К.: Да, многие мыслят стереотипно: если рынок быстро развивается, значит, недостаточно развит. Но те задачи, которые перед нами ставят сегодня заказчики, в частности телекоммуникационные и финансовые компании, зачастую оказываются такими же зрелыми, а порой и более зрелыми, чем на развитых рынках. Прежде всего это оптимизация структур, процессов и издержек с целью повышения эффективности бизнеса, и поэтому сейчас выполняется немало проектов по консолидации и стандартизации программных систем. Кроме того, многие российские компании активно растут в связи с выходом на международный рынок или вследствие слияний-поглощений и с помощью ИТ стремятся решить проблемы сохранения своей управляемости. Наконец, предприятия начинают всё больше внимания уделять таким вещам, как снижение рисков, и здесь тоже возникает необходимость в соответствующих ИТ-системах. Точно те же задачи мы обсуждаем с руководством компаний, действующих на развитых рынках. Разница лишь в том, что в России всё это происходит на фоне позитивных рыночных процессов, а в других странах к этому зачастую побуждают негативные тенденции.
И объемы продаж в России уже достаточно серьезные. Наше подразделение устройств печати и обработки изображений продает здесь немногим меньше, чем в Англии, Франции или Германии. А с учетом темпов роста мы очень скоро можем выйти вперед. То есть понятие “развивающийся” здесь применимо только в арифметическом смысле (размер рынка, бюджеты, выделяемые на ИТ и т. д.).
PC Week: Телекоммуникационный и финансовый сектора с точки зрения ИТ всегда были впереди. А ощущаете ли вы подвижки в реальном секторе экономики, в производственных компаниях?
О. К.: Здесь ситуация очень неоднозначна. К примеру, в компании “РУСАЛ”, которая является нашим заказчиком, всё организовано на уровне мировых стандартов и стартовали уже первые аутсорсинговые проекты. С другой стороны, до сих пор есть алюминиевые заводы и другие промышленные предприятия, которым уже по 75 лет и которые пока далеки от передовых информационных технологий. Но должен сказать, что в России ситуация меняется гораздо быстрее, чем на многих других рынках.
PC Week: Некоторые представители бизнеса придерживаются мнения, что нынешний год для ИТ-компаний будет гораздо более тяжелым, чем прошлый. Вы с этим согласны?
О. К.: Я об этом много думал, поскольку наше планирование на 2008-й началось еще в июне прошлого года. Но должен признаться, что я — патологический оптимист, и всем, кого интересует мое мнение, нужно иметь это в виду. Как бы то ни было, я не вижу никаких серьезных причин для ухудшения ситуации на рынке. С одной стороны, есть политическая стабильность, с другой стороны, внутренние экономические показатели России выглядят весьма неплохо. Кстати, и в IDC сейчас пересмотрели прогноз роста ИТ-рынка в сторону увеличения, что стало для нас приятным сюрпризом. Ну а проблемы общемирового экономического спада и стагнации, о которых много говорят на CNN и других зарубежных телеканалах, на самом деле имеют лишь косвенное отношение к России. Пожалуй, возможны некоторые паузы в реализации проектов корпоративного уровня на время предстоящих президентских выборов, связанные с ожиданием результатов и завершения кадровых перестановок. Но в направлениях бизнеса, ориентированных на сектор розничных продаж, а также на малый и средний бизнес, это обычно не отражается. Поэтому мы, например, планируем увеличить штат сотрудников еще на 25% и продолжать развитие в регионах, совершенствовать сервис и т. д.
PC Week: Сейчас много разговоров о создании в России инновационной экономики. Вы уже ощутили какие-то результаты выполнения принятых решений о создании технопарков, особых экономических зон [далее ОЭЗ], госкорпораций?
О. К.: Все это в принципе очень грамотные государственные инициативы, но эффект для бизнеса от них может проявиться только в среднесрочной, а может, и в долгосрочной перспективе. Тем не менее подобные шаги демонстрируют позицию государства, что очень важно. То, что в России занимаются такими вопросами, способствует формированию положительного имиджа страны в глазах Запада и притоку иностранных инвестиций. Так что в долгосрочной перспективе мы видим в этом много позитивных моментов для себя. Это и новые специалисты, и новые сотрудники, и, возможно, новые технологии и приобретения. Кроме того, мы намерены воспользоваться и теми экономическими выгодами, которые государство оговаривает для технопарков и особых зон.
PC Week: Вы упомянули о западных инвестициях. Пока они проявляются, как правило, в том, что ИТ-компании вкладывают деньги в развитие своего бизнеса. Крупные инвестиционные фонды сюда не торопятся, да и об инвестициях в технопарки и ОЭЗ пока не слышно. Для Запада это сейчас не интересно?
О. К.: Безусловно интересно, но ведь еще не создана необходимая инфраструктура, а кроме того, здесь важны специальные программы и опыт по привлечению инвесторов. Например, Коста-Рика сейчас успешно привлекает иностранные инвестиции в области ИТ.
В России ОЭЗ пока формируются, а технопарки уже есть, но это скорее инкубаторы для внутреннего российского бизнеса, для выращивания каких-то технологий с использованием иностранных инвестиций. Со своей стороны мы определенно рассматриваем возможности участия в процессе, поскольку имеем необходимый опыт. Я лично участвовал в нескольких таких проектах в самых разных странах мира: в Ирландии, в Куала-Лумпуре, на Маврикии. Но нужно понимать, что вложения в проекты обычно приходят после окончания стадии их формирования.
PC Week: Судя по результатам, прошлый год для “HP России” сложился удачно. На чем вы намерены сфокусироваться в нынешнем?
О. К.: При выборе приоритетов мы исходим из ситуации на рынке и непосредственно в компании, а также сравниваем себя с другими нашими отделениями, работающими в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Сейчас у нас два четко выраженных направления фокусировки.
Во-первых, мы больше не хотим мириться с ролью нишевого поставщика персональных компьютеров, тогда как во всем мире HP занимает лидирующие позиции. На некоторых развивающихся рынках темпы роста продаж наших ПК достигают 100% в год, а доля рынка иногда доходит до 50%. И мы чувствуем определенные обязательства перед российскими потребителями. Если во всем мире людям нравятся те продукты, что мы производим, значит, мы должны предложить их в большем ассортименте и в больших объемах и российским покупателям. Обещаю, что мы будем очень активны в этом сегменте.
Во-вторых, я имею в виду сектор услуг. Если в чем российский рынок еще недостаточно зрел, то как раз в данном секторе. Он по-прежнему очень фрагментирован, здесь много мелких игроков с рыночной долей не более 5%. Это именно то направление, где мы должны активно развиваться. Уже сейчас мы предлагаем услуги по консалтингу и интеграции ИТ-систем, аутсорсингу, а также обеспечиваем послепродажное обслуживание систем (технический сервис и техническую поддержку), ориентируясь при этом и на корпоративных клиентов, и на розничных покупателей. В области услуг у нас работает более 300 человек, а в перспективе мы планируем удвоить это число.
PC Week: Что, по-вашему, помешало HP занять подобающие позиции в российском сегменте ПК раньше?
О. К.: Во-первых, мы испытывали определенные сложности с выходом в сегмент розничной торговли — в основном из-за проблем с логистикой в России. Забегая вперед, скажу, что в этом смысле производство продуктов НР в Санкт-Петербурге станет нам большим подспорьем. С другой стороны, здесь приходится конкурировать с российскими сборщиками, которые в условиях глобального рынка, безусловно, не смогли бы выжить. Но многое меняется, и эти проблемы уже не столь остры, как раньше. А главное, на таком высококонкурентном рынке ключ к успеху — это объемы и экономия за счет масштаба поставок, чем и обусловлена консолидация рынка, которая, я уверен, будет продолжаться. Объем наших продаж в сегменте ПК на мировом рыке составляет где-то 36,6 млрд. долл. и ежегодно увеличивается примерно на 30%. Мы являемся крупнейшим партнером Intel, AMD и Microsoft. И, естественно, наши объемы позволяют нам договариваться с ними об интересных пакетных предложениях и таким образом оптимизировать маржу, логистику, дистрибуцию. Кроме того, сами покупатели становятся более требовательными. Они больше внимания уделяют бренду и качеству послепродажного обслуживания. Эти тенденции, я думаю, помогут нам занять достойное место на российском рынке.
PC Week: Во время нашей беседы двухгодичной давности вы не проявили особого энтузиазма в отношении перспектив открытия производства продуктов НР в России. Теперь вы на пороге такого проекта. Чего вы от него ждете?
О. К.: Я по-прежнему считаю, что в мире не нужно много новых заводов по производству персональных компьютеров. Данный проект можно рассматривать больше как шаг к совершенствованию логистической инфраструктуры. Конечно, проект будет иметь и побочные положительные эффекты. В частности, несколько тысяч дополнительных рабочих мест наверняка порадуют губернатора Санкт-Петербурга г-жу Матвиенко. Для нас же всё-таки важно решение проблемы оперативного реагирования на потребности крупных ритейлеров, которым нужны большие объемы и которые не хотят ждать по два-три месяца продукцию из других стран. Кроме того, при наличии такого производства появляется возможность сборки продуктов под заказ.
Хотя о каких-то деталях говорить рано, поскольку мы находимся еще на этапе переговоров с нашим партнером по проекту Foxconn, однако после первого совместного анонса о намерениях по созданию этого проекта мы получили очень много положительных комментариев от наших партнеров и заказчиков, и нам ясно, что это дело нужное.
PC Week: Вы уже, наверное, сформулировали для себя конкретные цели в сегменте ПК? Скажем, четвертое место к концу года вас устроит?
О. К.: Четвертое — это как-то несерьезно. Как тогда смотреть в глаза коллегам на ежегодных встречах руководителей компании? Нам трудно будет объяснить Марку Хёрду (президент и исполнительный директор HP. — Прим. ред.), почему в России наши позиции слабее, чем в других странах. Так что вопрос лишь в том, сколько времени он нам даст для достижения позиции ключевого поставщика на рынке. Не думаю, что много.
PC Week: Мы уже затронули вопросы логистики. В связи с этим хочу уточнить, как вы относитесь к идее перехода на прямые поставки продукции в страну, за что ратуют многие крупные российские дистрибьюторы.
О. К.: Для нас безусловно важно, чтобы любой заказчик мог получить нашу продукцию наиболее удобным способом. При этом мы следим за тем, чтобы наши цены соответствовали мировому уровню, чтобы все пошлины и налоги уплачивались, как положено. В данный момент мы как раз работаем над тем, чтобы в ближайшем будущем предложить партнерам дополнительные варианты поставок и предоставить возможность выбора. Если у кого-то из наших партнеров отлажена логистика поставок со склада за рубежом, мы привезем ему продукцию туда. Если другому партнеру это неудобно, мы привезем ему на склад в Москве или, скажем, в Иркутске. И это не повлияет на стоимость товара ни для нас, ни для партнера, ни для конечного пользователя.
PC Week: Говоря о фокусировке на услугах, вы упомянули аутсорсинг. Два года назад вы констатировали, что рынок таких услуг находится в зачаточном состоянии. А сегодня?
О. К.: Рынок аутсорсинга еще не разродился. И до сих пор под аутсорсингом понимают самые разные вещи. В частности, некоторые компании называют себя лидерами в области аутсорсинга, хотя занимаются только офшорным программированием для международных клиентов. Но движение есть. Этому способствует, в частности, развитие российских филиалов крупных международных компаний вроде Procter&Gamble, которым мы оказываем аутсорсинговые услуги по всему миру. Когда я только приехал сюда, обеспечить поддержку множеству совсем небольших на тот момент филиалов таких компаний было большой проблемой для нас, поскольку мы не могли сэкономить на масштабе. Но за минувшее время эти филиалы заметно выросли, и теперь данный бизнес нам действительно интересен. В прошлом году рост его объемов был действительно значимым.
Вот внутренний российский рынок в этом плане меня, конечно, разочаровывает. И я пытаюсь разобраться, почему это направление развивается так медленно.
PC Week: Каковы первые выводы?
О. К.: Во всем мире аутсорсинг базируется на принципе коллективного использования ресурсов: например, строится центр обработки данных и отдается в коллективное пользование. Вот с этим в России как раз тяжело — большинство российских компаний по-прежнему не готовы доверить свои данные или процессы сторонней фирме. Кроме того, до сих пор живет миф о том, что мы можем привести в порядок чью-то инфраструктуру за меньшие деньги, чем сама компания. Увы, так не бывает. Наконец, многие компании просто по своему состоянию не могут перейти к таким формам работы: у них не задокументированы процессы, нет соглашения об уровне сервиса и т. д. Но мы не сдаемся. Года через полтора-два та работа, которую мы сейчас ведем с группой наших заказчиков (несколько банков и металлургических компаний), должна принести результат. Это произойдет в любом случае, хотя и не так быстро, как я ожидал.
К моему удивлению, многие компании сегодня стремятся стать аутсорсерами. Это хорошо, что мы не единственные стараемся развивать рынок таких услуг. Но вряд ли здесь можно рассчитывать на успех, не имея дешевого доступа к технологиям (в HP мы ведь сами их создаем) и миллиардов свободных средств. Как без этого можно поддержать тот же “РУСАЛ” где-нибудь в Швейцарии или Канаде? Сделать аутсорсинговый проект рентабельным весьма сложно, и цена вхождения на этот рынок очень высока.
PC Week: В прошлом году Россия стала для HP еще и местом проведения исследований. Какое значение открытие филиала HP Labs в Санкт-Петербурге имеет для “HP России”?
О. К.: Мы считаем, что управление гигантскими объемами данных в будущем будет одной из основных проблем для многих компаний. И то, что решение этой проблемы поручено филиалу HP Labs в Санкт-Петербурге, означает долгосрочный вотум доверия по отношению ко всему российскому рынку. Ведь если исследования в этой лаборатории принесут коммерческий результат раньше, чем через 10 лет, это будет большим сюрпризом. Тут расчет на перспективу в 15—20 лет.
Уже подписано пять соглашений с российскими университетами (со временем их станет больше), и они будут вносить свой вклад в работу HP Labs. Мы будем привлекать к исследованиям российских ученых, и кто-то из тех, кто уехал за границу, наверное, вернется в Санкт-Петербург. Они будут взаимодействовать с нашими российскими заказчиками, используя их в качестве экспериментальной площадки, так что и наши заказчики будут играть определенную роль в построении будущего HP. Всё это для нас очень важно.
PC Week: Спасибо за беседу.