Персональные устройства как задачка для корпоративных ИТ-отделов
Место взаимного пересечения бизнеса и личной жизни всегда было “зоной повышенного напряжения”. И это, в частности, касается использования смартфонов, коммуникаторов и тому подобных мобильных устройств на рабочем месте. За последние полтора десятка лет по корпоративной среде прокатилось несколько волн освоения мобильной аппаратуры, поднимавших на гребень интереса то сотовые телефоны, то пейджеры, то КПК и карманные ПК. Гвоздем нынешней бизнес-моды становятся устройства, объединяющие наряду с прочими возможностями функции всех этих видов аппаратуры.
Действительно, организации — как и частные лица — активно раскупают эти портативные и многофункциональные персональные аксессуары. Согласно прогнозу IDC относительно корпоративного использования мобильной аппаратуры в ближайшие пять лет, ее мировые поставки бизнес-покупателям будут ежегодно возрастать на 54% (в сложных процентах), и в 2011 г. будет продано свыше 82 млн. единиц этой техники.
IDC также установила, что в США 70% обладателей комбинированных устройств предпочитают их использовать одновременно для бизнеса и личных целей. А по данным аналитика этой исследовательской компании Сина Райана, более 40% работников США уже “самомобилизировалось”, купив соответствующую аппаратуру двойного применения.
При этом есть модели, одобряемые и поддерживаемые ИТ-департаментами, и устройства, образно говоря, вносимые пользователями через “черный ход”.
Корпоративные ИТ-службы не видели ничего подобного с первых лет пришествия ПК, когда эти “еретические диковины” стали вырастать на рабочих столах как грибы после дождя.
“Это мне напоминает времена, когда только появились персональные машины, а специалисты вычислительных центров бросали на них косые взгляды”, —сказал Джуди Браун, независимый консультант и корпоративный партнер eWeek.
Подобно тому как первое поколение персональной вычислительной аппаратуры некоторое время воспринималось как проклятие на головы ИТ-менеджеров, новые маленькие устройства тоже могут создать крупные проблемы для ИТ-специалистов.
“Это страшная проблема, — сокрушается Брайан Джафф, ИТ-директор одной из нью-йоркских компаний. — Административные хлопоты вокруг карманных изделий зачастую становятся настоящим кошмаром”.
С этим соглашается и Кристофор Свансон, вице-президент по обучению и управлению ростом кадров для мобильной стратегии компании Merrill Lynch (Нью-Йорк): “Люди хотят иметь интегрированное устройство. Им нужно всё в одном — личный сотовый телефон, корпоративный сотовый телефон, средство просмотра видеофильмов, личная и рабочая электронная почта”.
Примером изделия, которое многие пользователи начитают активно вводить в корпоративную среду, является Apple iPhone. “Пара наших людей обзавелись iPhone и теперь ходят гордые, как павлины”, — сказал Грег Смит, глава ИТ-служб Всемирного фонда живой природы (WWF).
Это не совсем по душе и Смиту, и другим ИТ-руководителям, которые не видят в iPhone мобильный терминал бизнес-класса. “Оно может стать эффективным только при полной интеграции в ИТ-систему компании”, — полагает Смит, указывая на недостатки, препятствующие внедрению iPhone во многих крупных организациях.
Проблема ИТ-отделов
Поскольку ИТ-отделы отвечают за продуктивность работы при условии безопасности данных и приемлемых затрат, для них важна не только эффективность мобильных устройств, которые объединяют телефон, почтовый терминал и Web-браузер и даже могут выступать в роли ПК и GPS-прибора, но и реальную возможность ими централизованно управлять — примерно как это делается с обычными офисными ПК.
В идеале ИТ-менеджер должен иметь шанс удаленно конфигурировать многофункциональное изделие, загружать на него новое системное или специальное ПО, задавать политику паролей, использовать шифрование и централизованно удалять данные из мобильного терминала в случае его утери или кражи.
Компании также вправе налагать запрет на наличие в мобильном устройстве определенного контента (например, информации, касающейся конкретных людей), имея возможность технически реализовывать политику безопасности. Всё это непростые задачи, и разные производители, включая Research In Motion, Nokia, IBM Tivoli и Microsoft, решают их в разной степени. Так, Microsoft усовершенствовала функции мобильного управления в System Center Mobile Device Manager 2008, который появится во II квартале. По сведениям корпорации, ее ПО будет поддерживать Active Directory, мобильные VPN-подключения, шифрование устройств и дистанционную зачистку данных.
Поскольку многие работники пользуются сотовыми телефонами не меньше и даже больше, чем офисными телефонами, некоторые организации хотели бы объединить оба типа связи под одной системой управления. Поэтому производители предлагают технологии, связывающие мобильные устройства с корпоративными АТС. Так, RIM, купившая пару лет назад Ascendent Systems, обзавелась ПО, превращающим смартфоны, например ее BlackBerry, в расширения офисных телефонов. Ascendent как подразделение RIM сегодня продает ПО, позволяющее администраторам устанавливать политику, равно применимыеую к настольным и мобильным устройствам, и получать отчеты о звонках, показывающие характер использования обоих видов аппаратуры.
Дилеммы разработчиков
Богатые клиенты
- BREW
- J2ME
- Платформа Microsoft Mobile .Net Compact Framework
- Palm CodeWarrior и средства PRC с открытым исходным кодом
- Android — проект Google
- Qtopia для Linux-телефонов
- Преемники AppForge, в том числе CASL, Satellite Forms, NS Basic и SuperWaba
- Flash Lite от Adobe / Macromedia
СУБД
- Oracle Database Lite
- Microsoft SQL CE
- Sybase SQL Anywhere
- Неструктурированные системы
Микробраузеры
- Microsoft Explorer для Pocket PC и смартфонов
- Palm — несколько разных версий
- NetFront фирмы Access
- Opera
- Safari (на iPhone)
- ThunderHawk от Bitstream; клиент-серверный сервис
- Mobile Firefox
- Google Mobile Browser, ныне Android
При разработке приложений для многофункциональных мобильных устройств организации сталкиваются со сложным выбором. Во-первых, надо решить, создавать ли приложения для Web-браузера или богатого клиента, который применяет какую-либо свою, уникальную систему. Также важно определиться, будет ли устройство использовать СУБД или одноуровневую систему. Еще один вопрос связан с предполагаемыми функциями серверов связующего ПО, такими как преобразование данных, географические сервисы, синхронизация, электронная почта и мультимедиа.
Источник: Фрэн Рабук, независимый консультант.
Но, пожалуй, самая важная проблема связана с наличием сильной платформы для разработки приложений.
“Заниматься разработками для телефонов сегодня жутко сложно. Здесь нет общего браузера, и вам приходится оптимизировать программный код под 15—20 разных типов операционных систем”, — сетует Фрэн Рабук, независимый консультант по мобильным технологиям и корпоративный партнер eWeek.
Еще одо осложнение, по его словам, – краткость жизненного ресурса мобильной аппаратуры: “Когда вы заканчиваете писать новое приложение, уже появляется на свет следующее поколение устройств”.
Google намеревается облегчить эти проблемы посредством своего проекта Android и примыкающего к нему Open Handset Alliance, но кроссплатформенный Android SDK (пакет разработчика ПО) пока имеет только предварительный комплект утилит для разработчиков. До появления Android'а или других решений разнобой мобильных браузеров и вариантов поддержки используемых в них языков будет вынуждать организации стандартизироваться на одном устройстве, а не возиться с разными платформами.
Устройство выбора
Многие организации действительно решили свои мобильные проблемы, взяв за стандарт какую-то одну платформу. Чаще всего ею оказывается BlackBerry. По словам аналитика IDC Сина Райана, в корпоративном мире BlackBerry — безусловный лидер.
Так, на платформе BlackBerry остановила свой выбор Merrill Lynch. Три года назад она поддерживала 70 корпоративных пользователей этих устройств посредством одного сервера BlackBerry. А сегодня эта гигантская брокерская компания управляется с 22 тыс. корпоративных устройств BlackBerry при помощи 60 серверов BlackBerry Enterprise.
“Мы добавляем по 500 новых устройств в месяц”, — сказал вице-президент компании Кристофор Свансон. По его словам, недалек день, когда BlackBerry получат почти 100% из 64 тыс. работников Merrill Lynch.
Следующим шагом является адаптация BlackBerry в корпоративную культуру Merrill Lynch, что и пытается сделать Свансон путем создания специальных приложений. “Это наша естественная потребность. Мы "меррилизуем" BlackBerry при помощи внутренних приложений, предназначенных, например, для обучения сотрудников соблюдению нормативов и для оценки деловых качеств работника”.
Приложение Merrill Lynch для оценки труда работников хорошо себя зарекомендовало на ПК. Оно служит для пятибалльного ранжирования личных отчетов менеджеров на основе группы факторов, однако на мобильных устройствах приживается пока что слабо. “Мы его предложили 8000 обладателей BlackBerry, но к его использованию приступили всего 1,4 тыс. человек”, — с сожалением отметил Свансон.
По словам Смита из WWF, его организация разрабатывает BlackBerry-приложение, которое позволит персоналу выводить информацию о планах пополнения фонда на специальный экран, и эти данные будут сохраняться на сервере. WWF тестирует интеграцию приложения со своей CRM-системой (ПО управления взаимодействием с клиентами).
WWF также тестирует приложение для натуралистов, занимающихся полевой оценкой численности особей биологических видов. Соответствующая информация должна сохраняться на BlackBerry и потом передаваться на удаленные ПК для аналитической работы.
Другие компании санкционируют право пользователей применять на рабочих местах различные устройства, что расширяет выбор, но увеличивает хлопоты администраторов.
Это особенно сложно, когда важно соблюдать регулятивные требования. “Люди все больше работают в дороге, — констатирует Роб Израил, глава ИТ-служб John C. Lincoln Health Network. — Они пользуются ноутбуками и КПК и хотят иметь доступ к разным технологиям передачи данных. Однако в сфере здравоохранения действует закон HIPAA (Health Insurance Portability and Accountability Act), требующий защиты целостности сетевой информации при подключениях разнородного оборудования”.
Запрещая неавторизованные устройства, Израил все же дал добро на использование нескольких типов коммуникаторов и смартфонов, и работники вправе выбрать из них то, что лучше отвечает их конкретным нуждам.
Для безопасности систем Израил применяет ПО фирмы Lumension, поддерживающее устройства разных производителей. “Нам нравится, что программа Lumension позволяет авторизовать и эксплуатировать множество продуктов, — говорит он. — Людям хочется иметь определенный выбор приложений и устройств. И ПО это позволяет. Мы не собираемся быть Большим Братом. Иметь несколько типов устройств нам удобно”.
Стандартами John C. Lincoln Health Network является группа моделей BlackBerry плюс Palm Treo с сервисом передачи сообщений GoodLink.
Если вы чувствуете, что использование тех или иных персональных устройств вызывает повышенный градус эмоций, разумнее предложить сотрудникам организации некоторый, хоть и ограниченный выбор. И надо иметь в виду, что сегодняшняя корпоративная политика диктуется сегодняшними же условиями.
Если Android все же станет стандартной платформой мобильной отрасли, то с созданием приложений многое изменится. Обладая единой платформой для разработок, компания сможет получить одно корпоративное приложение для целой группы устройств — причем не только для схожих изделий нескольких производителей, но и для функционально различных, удовлетворяющих индивидуальным нуждам пользователей.
Дополнительную сложность принесет разработчикам запланированный на февраль выпуск Apple SDK для iPhone. Такой SDK может стимулировать интерес к iPhone как к конкурентной платформе приложений. “Наши сотрудники спрашивают про iPhone. И я заинтересован, чтобы Стив Джобс выпустил SDK”, — сказал Израил.
Поскольку продуктовые линейки всех производителей весьма часто обновляются (скажем, этим летом ожидается новый iPhone), любой корпоративный стандарт для мобильных вычислений неизбежно будет преходящим.
Еще один злободневный вопрос состоит в том, как корпоративные пользователи отреагируют на “корпоратизацию” своих персональных устройств.
Как ПК превратился из независимой системы в компонент корпоративных ИТ-инфраструктур, так и использование многофункциональных мобильных устройств будет все больше подчиняться порядкам, определяемым организацией. Хотя более пристальный контроль из центра улучшит работу с деловыми приложениями и уровень безопасности, что, по-видимому, понравится большинству пользователей, этот же контроль может поставить какие-то препоны для индивидуального применения устройств, ведь, как известно, у людей есть склонность использовать корпоративную аппаратуру для личных нужд.
“Пока продуктовая масса не достигнет зрелости и пока практически все продукты не будут изначально иметь полный набор функций, что снизит остроту проблем выбора, будет возникать немало поводов для конфликтов”, — отметил Джафф.
Ясно одно: когда бизнес-пользователь находится в пути, грань рабочего и личного времени размывается и мобильное устройство неизбежно будет служить как деловым, так и личным инструментом. И ИТ-отделам надо отыскать правильный баланс между, с одной стороны, поддержкой приложений, их управляемостью и безопасностью, требуемыми бизнесом, а с другой – определенной свободой в использовании широкого спектра функций персонального коммуникационного устройства.