Многие пользователи уже знакомы с термином Voice-over-IP, который определяет технологию, позволяющую осуществлять голосовые звонки по интернет-каналам. Активное развитие таких сервисов в России началось три-четыре года назад с многочисленных провайдеров “карточной” телефонии, а сейчас подобные решения применяются и в крупных российских компаниях. Но основной импульс развитию VoIP придаст массовый спрос, в частности возможность использовать этот сервис с помощью мобильного терминала. Скорость, необходимую для организации высококачественного канала голосовой связи, обеспечат сети третьего поколения (3G), которые будут запускаться операторами “большой тройки” в российских регионах уже в нынешнем году.
Главными потребителями VoIP-услуг у нас в стране являются мобильные профессионалы, предпочитающие пользоваться смартфонами и коммуникаторами. Среди доступных владельцам таких устройств сервисов отметим прежде всего популярные службы Skype, SipNet и Fring, обеспечивающие соединение с центром авторизации (у каждого свой) по любому доступному каналу связи, а затем – с любым клиентом той же службы, имеющим в ней учетную запись (при условии, что он находится в режиме онлайн).
Но есть и второй класс сервисов с более интересной схемой работы. К таковым относятся, например, EZtalk, Gizmo, Talkonaut, Сomutator. Они действуют по принципу клиент-серверного запроса, при этом входящие звонки в сетях сотовой связи являются бесплатными. Когда же абонент совершает исходящий звонок, программа, установленная на его аппарате, по каналам передачи данных сотового оператора (EDGE/GPRS) либо по служебным каналам связи (SMS или USSD-команда) отправляет запрос на сервер организатора VoIP-сервиса, который и осуществляет вызов требуемого номера. После этого тот же сервер инициирует обратный звонок на вызывающий номер и обеспечивает коммутацию разговора. Благодаря такой схеме абонент получает значительный выигрыш в стоимости, так как оплачивает соединение по тарифам компании – организатора услуги, которые значительно ниже обычных расценок на мобильную связь. Типовая стоимость 1 мин при международном вызове в таких сервисах составит 20–50 центов при звонке в Европу, США или Австралию и 10–20 центов при звонке по СНГ, а по России — не больше 15 центов. Стоимость одного текстового сообщения (SMS) составит всего 1–2 цента.
Без сомнения, более широкое развитие подобных сервисов ударит по доходам сотовых операторов от роуминга: по своей схеме работы такой способ очень напоминает так называемые “туристические” SIM-карты, распространенные в нашей стране. Фактически это доступное по цене решение для тех абонентов, кто ищет альтернативу “традиционной" междугородной связи. Основной вопрос успеха таких сервисов — грамотное нишевое позиционирование, рассчитанное на технических энтузиастов и “продвинутых” пользователей, которых, по оценкам аналитиков, может быть до 10% от абонентской базы каждого оператора связи.