Выставки, конференции, симпозиумы, семинары и т. п. являются одним из главных источников получения информации о событиях в мире медицинских информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Количество специализированных мероприятий по медицинским ИКТ с участием российских фирм в прошлом году практически не изменилось по сравнению с 2006-м. В 2007 г. состоялись: ·

  • 3-й международный форум “MedSoft-2007” — выставка и конференция по медицинским информационным технологиям (Москва, апрель 2007); ·
  • выставка и конференция “Медицина-2007” (Москва, июнь 2007); ·
  • симпозиум “MedSoft — e-Health” (Амстердам, июнь 2007); ·
  • конференция “Информационное обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»”. Выставка “Информационные технологии в медицине — 2007” (Москва, октябрь 2007); ·
  • II московская международная конференция “Информационные и телемедицинские технологии в охране здоровья” (Москва, октябрь 2007); ·
  • выставка “Здравоохранение-2007” (Москва, декабрь 2007).

Если число участников специализированных выставок в 2000—2006 гг. практически не увеличивалось и колебалось в диапазоне 22—37, то в 2007-м наконец произошел определенный прорыв: 52 участника на MedSoft-2007. Спонсорами и участниками MedSoft-2007 были такие всемирно известные бренды, как InterSystems (генеральный спонсор), Cisco, HP, IBM, Intel. Главными причинами такого скачка, полагаю, являются увеличение расходов медучреждений на ИКТ (благодаря нацпроекту “Здравоохранение” и другим источникам финансирования), что, безусловно, активизировало рынок, а также рост авторитета и опыта Ассоциации развития медицинских информационных технологий — организатора MedSoft.

Затем по числу русскоязычных ИT-участников следует выставка “Информационные технологии в медицине — 2007”, которая в очередной раз сменила адрес (Москва, РАГС) и собрала около 30 участников. На “Медицине-2007”, сменившей “Крокус-Экспо” на Центр международной торговли, ИКТ являются далеко не единственным, но существенным сегментом: было представлено 16 экспонентов ИКТ.

Отдельно надо сказать о “Здравоохранении-2007” (Москва, Экспоцентр): 63 ИКТ-экспонента, однако разбросанных по всем павильонам. Хотя в этом году и была предпринята попытка выделить ИT в отдельный блок, но поскольку многие фирмы предпочитают быть ближе к своим медицинским сегментам (например, часть лабораторных информационных систем демонстрировалась в разделе “Лаборатория” и т. д.), представить целостную ИT-картину из-за огромной выставочной площади “Здравоохранения” довольно сложно.

Надо отметить, что на всех перечисленных выставках мы видим практически одних и тех же экспонентов. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, это свидетельствует о том, что у многих фирм имеются устойчивые доходы, позволяющие им в течение года участвовать в нескольких мероприятиях, а другой — отсутствие новых лиц значительно снижает интерес потенциальных посетителей, как профессионалов, так и пользователей. Главные причины отсутствия интереса у организаций к участию в выставках таковы: ·

  • отсутствие государственной политики в сфере медицинских ИКТ. Для абсолютного большинства медучреждений ИКТ остаются необязательной экзотикой. Исключение составляют лишь несколько направлений деятельности — бухгалтерия, кадры, медстатистика, ОМС и др.; ·
  • неучастие руководства Минздравсоцразвития и других органов управления здравоохранением, спекуляция организаторов на предполагаемом (и необеспеченном) участии VIP-персон; ·
  • нецивилизованность рынка и отсутствие реальной конкуренции; ·
  • несоразмерность результатов участия с затратами финансов, времени и человеческих ресурсов (на подготовку выставки и стояние на стенде), которые в последнее время учитываются в не меньшей степени.

Важнейший вопрос — использование административного ресурса. Вместе с тем опыт последних лет показывает, что это условие, безусловно, необходимое, но недостаточное. Ставки на постоянное упоминание Минздрава (Минздравсоцразвития) и авторитет VIP-персон показали малую продуктивность такого подхода.

Как и после MedSoft-2006 и MedSoft-2005, мы провели анкетирование участников (экспонентов и посетителей) завершившегося форума. Анализ результатов (см. таблицу) позволяет оценить, насколько нам удалось на деле реализовать наши же принципы.

Некоторые итоги следует прокомментировать.

Посещение MedSoft-2007 потенциальными покупателями. Это один из самых важных вопросов. Интересно, что число посетителей по сравнению с 2005 г. увеличилось более чем в 2.5 раза, а оценка участников понизилась с 58 до 47 баллов. Это говорит о том, что ожидания экспонентов растут быстрей, чем число посетителей.

Посещение MedSoft-2007 профессионалами. Оценки по сравнению с MedSoft-2006 несколько, хотя и незначительно, возросли: с 44 до 58. Но здесь жаловаться не на кого. Наши рассылки охватывают абсолютное большинство разработчиков, и приходит (приезжает) тот, кто считает это необходимым. Видимо, должно пройти несколько лет, чтобы разработчики считали необходимым для себя посещать MedSoft независимо от того, участвуют они сами в выставке или нет.

Посещение MedSoft-2007 чиновниками. Здесь мы имеем самый низкий показатель из всех — 37 баллов. Представителей органов управления здравоохранением можно было пересчитать по пальцам одной руки. Выставку посетил представитель только одного (из десяти) окружного управления здравоохранения Москвы. Если бы не присутствие на открытии MedSoft-2007 министра правительства Москвы, руководителя Департамента поддержки и развития малого предпринимательства М. М. Вышегородцева, оценка посещения MedSoft-2007 чиновниками была бы близка к абсолютному нулю.

Конференция

Не меньше специфических проблем и с организацией конференций и симпозиумов. На основании анкетирования участников MedSoft-2007 мы получили информацию о наиболее понравившихся докладах (получивших наибольшее число голосов). Результаты анкетирования, как и в прошлом году, показали, что реальный интерес вызывает лишь 20—30% докладов, что главными причинами успеха являются содержание доклада и ораторские способности докладчика, а не “престижное” время, которое часто определяется исходя не из логики программы конференции, а из представлений организаторов о месте докладчика на иерархической лестнице. Кстати, никто (!) из докладчиков, не вошедших в опубликованный после MedSoft-2007 и MedSoft-2006 список лидеров, не поинтересовался местом своего доклада в рейтинге. Что в общем-то довольно странно.

Программа должна выстраиваться организаторами, а не пускаться на самотек. В программе многих конференций практически отсутствуют наука, экономика, аналитика, анализ ошибок (своих и чужих), вопросы практического использования ИКТ, время на дискуссию. Реальная дискуссия (с критикой) часто считается дурным тоном, хотя в большинстве случаев это связано с недостаточной осведомленностью о том, что происходит у коллег-конкурентов и с неспособностью предлагать что-то конкретное. Авторам надоедает представлять, а слушателям — слушать одно и то же. Рекламные “ролики” и разговоры “вообще” аудиторией уже не воспринимаются.

Не менее важны и “технические” требования: ·

  • соблюдение сроков подачи докладов. Сейчас часто происходит следующее: в последний момент появляются заявки на доклады спонсоров и VIP, которые организаторы по понятным причинам не могут отклонить. В результате программа ломается и все вместе дружно жалуются на эклектичность и непродуманность. Правила должны быть обязательны для всех; ·
  • обязательность обратной связи (e-mail всех авторов докладов). Авторы докладов, видимо, не всегда хотят представлять впоследствии доказательства реальности своих достижений; а организаторы — давать конкурентам контактные реквизиты “своих” авторов; ·
  • обязательная публикация в Интернете тезисов, презентаций, решений.

Основные выводы

  1. Какие бы усилия ни прилагали организаторы, какие бы спонсоры ни привлекались, сколько бы министров и академиков ни включалось в состав оргкомитета и ни резало ленточки на открытии, всё это вместе взятое не заменит осмысленной государственной политики в сфере ИКТ для здравоохранения. Можно собрать на выставку всех руководителей медучреждений, но нельзя заставить их тратить деньги, если этих денег нет либо они есть, но нет понимания, зачем их надо тратить на приобретение компьютерных систем.
  2. Естественно, что никто никого не может и не собирается заставлять участвовать в выставках, конференциях и проч. Но специалисты по созданию ИКТ для медицины и руководители организаций-разработчиков должны понимать, что “светлое завтра” само по себе не наступит, что медикам и организаторам здравоохранения надо вбивать в голову, что компьютеризация — это “всерьез и надолго”.
  3. Организации-экспоненты должны понимать, что просто присутствовать на выставке недостаточно: там надо активно работать. Некоторые участники стоят на своих стендах с такими кислыми лицами, что надеяться на интерес публики не приходится; особенно на фоне организаций, “высаживающих” целый десант сотрудников, включая руководителей.
  4. Необходимо стремиться к проведению большой — имиджевой выставки, участие в которой было бы свидетельством принадлежности организации-экспонента к элите разработчиков. Такая экспозиция должна быть ежегодной, проводиться в определенное время и быть объективным индикатором состояния развития отрасли. Мне кажется, что на MedSoft мы приближаемся к достижению этой цели.
  5. Призывать организаторов дублирующих друг друга мероприятий объединяться или координировать свои действия бесполезно: идет нормальная конкурентная борьба за деньги, авторитет, влияние. Выживут наиболее компетентные и профессиональные. Вместе с тем этот имеющийся на сегодняшний день “зоопарк” не столько способствует развитию отрасли, сколько дезориентирует потенциальных покупателей и пользователей медицинских ИКТ, ведет к распылению средств экспонентов, затрудняет формирование сильных программ конференций. В этой ситуации органам управления здравоохранением, видимо, нужно определиться, какие мероприятия нужно официально поддерживать, чтобы эффект от них был максимальным, а деньги, на отсутствие которых постоянно ссылаются, не расходовались бы попусту.
  6. Обязательны анализ итогов (анкеты посетителей и участников и т. п.) и “сухой остаток” — решения конференции и пр. Причем не формальные, а выполнимые и проверяемые. В противном случае уже через несколько недель об этих решениях никто и не вспомнит (как это сейчас часто и бывает).

Видимо, наша “работа над ошибками” не пропала даром: о своем участии в MedSoft-2008 (Москва, Центральный дом предпринимателя, 9—11 апреля 2008 г.) заявили уже более 60 фирм.

Результаты анкетирования по итогам форумов MedSoft-2007, MedSoft-2006 и MedSoft-2005
Оцениваемые параметры выставки Средняя оценка участников (по 100-балльной системе)
MedSoft-2007 MedSoft-2006 MedSoft-2005
Место проведения форума (Центральный дом предпринимателя)97 99 93
Освещение форума в СМИ 4435
Освещение форума в Интернете 64 48
Качество организации выставки (стенды, работа оргкомитета до и во время выставки и т. п.)919088
Посещаемость выставки профессионалами 58 4460
Посещаемость выставки потенциальными покупателями и пользователями 443857
Посещаемость выставки чиновниками 37 30
Организация и проведение конференции 868875
Организация и проведение форума в целом 858591
Прогресс по сравнению с прошлогодним форумом 8179
Готовность принять участие в выставке MedSoft в следующем году 8887 83

С автором, генеральным директором АРМИТ, можно связаться по адресу: info@armit.ru .

Версия для печати