Аналитическое агентство ABI Research сообщило о результатах исследования рынка домашних интеллектуальных систем, более известных как комплексы типа “умный дом”. В отчете “Home Automation and Security” (“Домашняя автоматизация и безопасность”) агентство дает весьма оптимистичный прогноз развития данного сегмента, в первую очередь благодаря освоению новых дешевых технологий беспроводной связи, а также возникшему интересу интернет-провайдеров к этой сфере.
Исследования ABI позволяют говорить о том, что за последние тридцать лет сформировалось два пути автоматизации дома. Первый предполагает внедрение комплексных решений от крупных компаний, берущих на себя и все вопросы, связанные с установкой и поддержкой таких решений. Подобные услуги обходятся заказчикам в сумму порядка 60--70 тыс. долл.
Второй путь более доступен для массового клиента и потому шире распространен. Технически подкованные хозяева, способные установить и настроить необходимое оборудование самостоятельно, сами создают свои “умные дома”, постепенно докупая новое оборудование и модернизируя старое.
Как полагают в ABI Research, дороговизна первого варианта автоматизации, а также ненадежность второго в значительной мере сдерживали рост рынка систем для обустройства “умных домов”, который по сути оставался нишевым.
Отличные перспективы для его развития принесли новые технологии беспроводной связи: развивающаяся ныне Z-Wave и уже довольно распространенная и известная ZigBee. Обе обеспечивают возможность построения многоуровневых беспроводных сетей, на базе которых может быть создана централизованная система домашней автоматизации любой сложности. При этом цены на оборудование, поддерживающее технологии Z-Wave и ZigBee, весьма щадящие, что привело к тотальному удешевлению услуг автоматизации.
Старший аналитик агентства ABI Сэм Люцеро особо отмечает и ещё одно важное следствие появления ZigBee и Z-Wave: многие провайдеры и телекоммуникационные компании начали предлагать услуги по домашней автоматизации и наблюдению за жилищем в пакете прочих сервисов вроде доступа в Интернет, телефонии и цифрового ТВ. Уже сейчас некоторые компании применяют веб-камеры и сенсоры для обеспечения безопасности пользователя. Со временем перечень доступных сервисов, вероятно, будет расширен.
Сэм Люцеро считает, что именно благодаря возникшему у провайдеров интересу к продвижению подобных услуг системы, воплощающие концепцию “умного дома”, существенно подешевеют и выйдут на массовый уровень спроса.