Жизненно важные для основного бизнеса крупных или средних организаций подразделения в большинстве случаев распределены между несколькими солидными офисами, которые располагаются в российских мегаполисах. При этом хорошая скорость каналов связи и надежность телекоммуникационных систем, которые использует та или иная компания, напрямую влияют на скорость принятия решений и эффективность ее бизнеса. Учитывая тот факт, что в некоторых секторах (ТЭК, финансы и т. д.) телекоммуникации не просто лежат в основе корпоративных сетей, но и являются одним из ключевых элементов обеспечения бизнес-процессов, добиться определенного ускорения в принятии решений и повышения их качества можно помимо прочего и с помощью компьютерных устройств, обеспечивающих оперативное взаимодействие сотрудников с использованием беспроводных сетей. Такая техника функциональна и мобильна, а следовательно, может быть применена в различных ситуациях, которые возникают в рабочем процессе бизнес-пользователя.
Мотивация на внедрение
Реализовывать многочисленные сервисы, необходимые мобильным пользователям, способны только производительные мобильные терминалы — не обычные сотовые трубки, а смартфоны и коммуникаторы. По подсчетам Canalys, в 2007 г. было продано 118 млн. таких устройств (напомним, что всего мобильных терминалов в минувшем году было реализовано 1,144 млрд. штук), что на 53% больше, чем в 2006-м. При этом, по самым последним данным, объем “умных” мобильных в России в 2007 г. вырос на 117%, до 2,67 млн. штук, что составляет 8,6% от всего объема рынка сотовых терминалов (данные MForum Analytics). И это, по мнению аналитиков, практически “потолок” рынка — рост продаж смартфонов и коммуникаторов в 2008 г. замедлится, поскольку производители за исключением Nokia не очень серьезно заинтересованы в развитии сегмента таких устройств. Напомним, что лидирующими компаниями в России являются Nokia, HTC, E-ten, MiTAC (перечислены в порядке уменьшения доли на рынке).
Без сомнения, основное внимание корпоративные производители уделяют, как правило, мощности конфигурации устройства, его внешнему виду и размерам (большое значение имеет компактность). Как отмечает Алексей Потапов, большое значение придаётся интерфейсу, экрану (его размеру и разрешению), при этом корпоративные пользователи предпочитают, чтобы устройства в дополнение к сенсорному дисплею были оснащены еще и клавиатурой и модулем Wi-Fi (количество хотспотов в деловых центрах продолжает увеличиваться). Вместе с этим в смартфонах и коммуникаторах хорошо реализованы мультимедийные возможности: и те и другие оснащены фото- и видеокамерами с высоким разрешением, а также высококачественными MP3-проигрывателями. К слову, ИТ-специалисты, выбирающие “умное” устройство на роль карманного помощника, как правило, обращают внимание на мощность процессора, а также на время работы батареи.
Не секрет, что мобильные устройства быстрыми темпами повторяют весь путь, который потребовалось пройти рабочим станциям и портативным ПК для полноценной интеграции в корпоративную ИТ-инфраструктуру. Несмотря на вполне обоснованные сомнения ИТ-специалистов по поводу безопасности обработки информации на миниатюрных компьютерных устройствах, большинство крупных международных и российский компаний уже применяют преднастроенные терминалы для повышения информированности своих сотрудников (причем решения BlackBerry в данном случае — только один из возможных примеров). В основном выбираются коммуникаторы или смартфоны, для которых уже существует набор специфического ПО, используемого в каждой конкретной организации для автоматизации работы сотрудников, ведь набор предустановленного делового ПО по большей части практически у всех вендоров одинаков (стандартные коммуникационные программы, офисные пакеты т. д.). Между тем когда бизнес-пользователь находится в пути, грань рабочего и личного времени размывается, и мобильное устройство неизбежно будет служить как деловым, так и личным инструментом. В данном случае ИТ-отделам необходимо отыскать правильный баланс между поддержкой приложений, управляемостью и безопасностью, требуемыми бизнесом, с одной стороны, и определенной свободой в использовании широкого спектра функций персонального коммуникационного устройства — с другой.
В настоящее время типичный клиент для компаний, предлагающих решения по организации мобильного офиса, — это, по мнению Павла Кочнова, динамично развивающаяся компания, рассматривающая возможность эффективной работы своих сотрудников вне офиса как средство трансформации бизнеса, позволяющее ей получать долгосрочные конкурентные преимущества. “При этом мобильные сотрудники в такой компании являются непосредственными участниками бизнес-процессов, — уверен он, — а бизнес-процессы ориентированы на дополнительные возможности, предоставляемые мобильным офисом”.
Среди наиболее активных корпоративных пользователей, внедряющих мобильный офис в свои бизнес-процессы, говорит Дмитрий Малаканчиков, можно отметить транспортные и логистические организации, а также фирмы, оказывающие курьерские услуги, многие сетевые компании, ориентированные на розничные продажи. Даже государственные структуры проявляют все больший интерес к мобильным решениям для повышения оперативности принятия решений. “В любом случае, — продолжает он, — правильно подобранные открытые софтверные решения, основанные на скоростной технологии сотовой связи, могут обеспечить не “увеличение скорости” и не “снижение расходов”, но оптимизацию бизнеса каждого клиента”. Благодаря такому подходу можно утверждать, что корпоративным клиентам интересен весь спектр услуг, основанных на современных технологиях сотовой связи, — от защищенных протоколов удаленного доступа к локальным корпоративным сетям, телеметрии, видеонаблюдения, организации видеоконференций, online-трансляций до традиционного набора услуг сотовой связи.
При этом корпоративная политика приобретения оборудования для сотрудников средних и крупных компаний, говорит Дмитрий Лавриненко, имеет несколько основных направлений: оснащение мобильных сотрудников (людей, проводящих вне офиса значительную часть рабочего времени) возможностью доступа к корпоративной почте, календарю и контактам (личным и корпоративной адресной книге), а также доступ как к корпоративным ресурсам информационного характера, так и к системам ERP, CRM и им подобным, хотя второй вариант обмена данными является пока довольно редким. В то же время нишевым, но крайне востребованным решением является автоматизация разъездной торговли (Sales Force Automation).
Сегодня, говорит Игорь Харлашкин, сложно выделить сугубо корпоративные сервисы. Например, обязательная для бизнес-пользователей мобильная электронная почта стала популярным сервисом не только в корпоративном сегменте. А мгновенные сообщения (Instant Messaging) также все глубже проникают в среду корпоративных пользователей — от простого ICQ до полноценных решений Skype и Lotus Sametime. “Просто у корпоративных пользователей более высокие требования по взаимодействию с инфраструктурой, — уверен он, — здесь необходим и доступ к WLAN, и вариант работы с закрытыми сегментами сети, и широкие возможности интеграции в существующую инфраструктуру”.
Вместе с этим компании предъявляют все более высокие требования к безопасности передаваемой информации, они нуждаются в удаленном администрировании, поддержке мультиплатформенности, масштабируемости и интеграции с другими корпоративными приложениями. Фактически корпоративным клиентам интересна комплексная мобильная инфраструктура, в которой особое внимание уделялось бы сохранности и надежности информации, легкой синхронизации информации между различными компьютерными устройствами, а также возможности удаленного администрирования, установки, удаления и модернизации программ на устройствах связи без вмешательства пользователя.
Таким образом, к настоящему времени, уверен Дмитрий Малаканчиков, мобильный офис становится нормальным атрибутом, необходимым для ведения дел, обеспечивающим минимум потерь рабочего времени, помогающим своевременно и оперативно принимать решения, экономить трудозатраты, а иногда даже средства на аренде офисных помещений.
Вариации использования
Судя по мнению опрошенных нами экспертов, существует три основных варианта мобильного офиса, каждый из которых имеет несколько размытые границы и может использоваться в сочетании с другими, особенно на крупных предприятиях. Самый простой и распространенный случай — так называемый “типовой проект” в виде ноутбука в сочетании с мобильным модемом (порт USB или Express-карта). Типичная диагональ экрана портативного компьютера для мобильного офиса составляет 14—15 дюймов, реже — 12 дюймов, а процессор должен обеспечивать работу ресурсоемких приложений с рабочей частотой от 1,5 ГГц. Вместе с этим в “кандидатский минимум” для претендента на звание рабочего ноутбука входит и значительная оперативная память. По опыту корпоративных пользователей, для надежного функционирования Windows Vista необходимо как минимум 2 Гб ОЗУ. Жесткий диск — от 100 Мб (более подробно о новиках этого класса см. PC Week/RE, № 7/2008).
Чаще всего ноутбук используется как удаленная рабочая станция, поддерживающая ограниченное количество специальных приложений. В подавляющем числе случаев с помощью мобильного ПК сотрудник получает контроль над электронной почтой и веб-серфингом, эксплуатацией интернет-мессенджеров и VoIP-клиентов. Фактически речь идет о стандартном офисном наборе приложений, используемых на мобильной платформе. При этом эффективность от внедрения таких решений состоит помимо экономии рабочего времени, которое затрачивается персоналом на поездку до офиса из дома, в оперативной обработке документов, поскольку пользователи портативной техники могут работать во время авиаперелетов и в любое удобное время, включая выходные.
Чаще всего в современных российских организациях мобильные ПК используются для взаимодействия с широким кругом корпоративного программного обеспечения: с системами автоматизации бухгалтерского учета, управления базами данных, специальными пакетами для автоматизации кадрового учета, СЭД (как с клиентскими компьютерами) и workflow-системами, ERP-системами, АСУ поддержки проектной деятельности и т. д. В любом случае каждая организация стремится самостоятельно встроить мобильные решения в свою ИТ-инфраструктуру в соответствии с индивидуальными особенностями, спецификой отрасли и требованиями, предъявляемыми со стороны государственных органов, партнеров и поставщиков.
Взаимодействие с базовой сетью компании осуществляется обычно с помощью мобильных модемов, обеспечивающих скоростную передачу данных. Их можно разделить на несколько основных групп. Самая большая — это телефоны или коммуникаторы с интегрированным высокоскоростным модемом. Такой телефон, отмечает Дмитрий Дубров, можно использовать как для привычного веб-серфинга на встроенном дисплее, так и в качестве высокоскоростного модема для подключения мобильного ПК. Подсоединить компьютер можно через USB-кабель или Bluetooth. “При этом вариант беспроводного подключения позволяет разместить телефон в зоне более высокого уровня сигнала сети, например у окна, — говорит он, — а пользователю дает возможность свободно перемещаться по квартире или офису с ноутбуком. За последнее время интернет-страницы и электронные письма значительно “потяжелели”, поэтому переход к более высоким скоростям EV-DO Rev. A будет нелишним”.
Популярны и мобильные модемы во внешнем корпусе. Это USB-модемы, а также модем-карты (карты передачи данных) с интерфейсом Express card и PCMCIA II. При этом, утверждает г-н Дубров, количество карт с интерфейсом Express card должно резко увеличиться и к 2009 г. в два-три раза превзойти число моделей с интерфейсом PCMCIA. Это связано с тем, что все новые модели ноутбуков оснащаются слотом Express card, но вместе с тем у корпоративных пользователей очень много ноутбуков с интерфейсом PCMCIA, приобретенных в рамках предыдущих проектов по автоматизации. Для использования мобильных модемов с интерфейсом Express card существует специальный чехол —переходник на интерфейс mini-USB, что позволяет использовать такие модемы с настольной рабочей станцией. Таким образом, удобные в эксплуатации беспроводные модемы в сочетании с высокой скоростью сети передачи данных могут составить серьезную конкуренцию фиксированным способам доступа к сети Интернет и корпоративным ресурсам.
И наконец, терминалы линейки FMC (Fixed Mobile Convergence) — многофункциональные устройства, объединяющие несколько различных функций. Например, беспроводной шлюз, позволяющий организовать комбинированную локальную беспроводную и проводную сеть в небольшом офисе, квартире или загородном доме совместно с услугами голосовой связи, VoIP-телефонии и видеоконференцсвязи. Доступ в Интернет или корпоративную сеть в таком случае осуществляется через беспроводной канал сотовой сети. Здесь особенно необходима высокая скорость передачи данных, которую даст переход к стандарту EV-DO Rev. A для сетей CDMA2000, а также HSPA для сетей UMTS, так как число пользователей данного устройства может достигать десяти человек. Такие точки доступа можно устанавливать и в движущихся объектах, за считанные минуты инсталлируя мобильный офис в микроавтобусе или машине. Именно увеличение скорости передачи данных позволит развиваться этому направлению.
Второй вариант мобильного офиса — так называемые средства оперативного реагирования, при использовании которых основой корпоративной мобильности являются смартфоны или коммуникаторы, обладающие возможностью оперативного ввода данных. В этом случае говорить о полноценной и эффективной мобильности сотрудников, признается Павел Кочнов, можно только понимая, что для ее достижения необходимо обеспечить сотруднику полный комплект доступных услуг, как голосовых, так и по передаче данных.
Отметим, что аппаратные возможности коммуникаторов, которые являются базой для этого варианта “мобильного офиса”, за последний год расширились — современные мобильные терминалы базируются на мощных платформах от Marvell, Samsung или Qualcomm, обладают процессором с частотой 400—500 МГц и оперативной памятью объемом 128 Мб. Фактически рынок смартфонов и коммуникаторов полностью повторяет развитие сегмента настольных ПК, удваивая свои вычислительные возможности каждые год-полтора (см. PC Week Mobile, № 1/2008). Отметим, что согласно прогнозу компании IDC по корпоративному использованию мобильной аппаратуры мировые поставки смартфонов и коммуникаторов только бизнес-покупателям будут ежегодно возрастать на 54%, и в 2011 г. по целевым контрактам будет продано, как ожидается, свыше 82 млн. таких терминалов.
Подобные “умные” устройства помимо функции голосовой связи могут хорошо справляться с четырьмя основными сервисами, реализуемыми в ИТ-системе компании. Один из основных — это push email, позволяющий сотрудникам компании получать электронные сообщения вне зависимости от их местоположения (при наличии сигнала мобильной связи). В данном случае стоит отметить, что оконечные устройства могут быть самыми различными : присутствующий на рынке спектр ПО позволяет настраивать этот сервис на работу не только с устройствами BlackBerry, “заточенными” для реализации именно этого функционала, но и с локальным сервисами как производителей мобильных устройств, так и крупных потребителей. К слову, при использовании коммуникаторов можно локально, в рамках одной компании, вводить основы нового бизнес-этикета, уже вошедшего в практику во многих западных (особенно американских) компаниях, размышляет Михаил Фадеев: “Это ответ на любое электронное письмо не позднее чем через три часа после его получения (в рабочее время). Коммуникатор позволяет это сделать, так как в плане выполнения задач не привязывает человека к его рабочему месту или же к точке доступа в сеть Интернет”.
Если во время формирования этих услуг основными потребителями были в основном банки и финансовые структуры, то сейчас сервис становится востребованным и в производственном секторе (в управляющих компаниях), и в ритейле. Вместе с этим, уверен Дмитрий Лавриненко, наблюдается смещение акцентов в позиционировании сервиса внутри компаний: если раньше смартфоны и коммуникаторы были аксессуаром топ-менеджмента ввиду своей дороговизны и сложности, то сейчас, желая повысить продуктивность работы своих сотрудников, той же “мобильной почтой” оснащаются руководители среднего звена, торговые представители и прочие разъездные сотрудники. “В наиболее активной по развитию рыночной нише автоматизации торговых представителей, — продолжает он, — большой популярностью пользуются коммуникаторы под управлением Windows Mobile, обеспечивающие поступление информации в КИС компании в реальном времени и с минимальными возможными ошибками”.
При этом объем потребности в синхронизации почты и приложений между настольным компьютером и мобильными устройствами напрямую зависит от индустрии и бизнес-процессов компании. “Если деятельность компании непосредственно связана с работой выездного персонала (продажи, сервис, сбор информации), — убеждена Мария Чинкова, — то удобное решение для мобилизации корпоративной почты и приложений просто необходимо, ведь потребность у менеджмента в оперативном и взвешенном принятии решений в сочетании с его растущей мобильностью означает, что им нужно больше информации, чем можно передать в разговоре”.
Еще один сервис, увеличивающий мобильность корпоративных клиентов, — системы интернет-месседжинга, программы-клиенты для которых активируются при включении коммуникаторов и находятся в оперативной памяти в течение всего рабочего дня. Это может быть программа-агрегатор для многих похожих сервисов (к примеру, Fring) или ПО для отдельной программы интернет-пейджинга (скажем, ICQ или QIP). Таким образом пользователи получают возможность обмениваться текстовыми сообщениями не с помощью SMS, где тарификации подлежат каждые 160 символов, а с помощью дополнительного ПО, оплачивая только интернет-трафик (в один мегабайт данных, переданных по GPRS-интернету, за что придется заплатить 20 центов, может войти несколько тысяч коротких сообщений, каждое из которых могло бы стоить 6 центов).
Возрастает востребованность такого сервиса, как VoIP, но не только в “чистом” виде, а также в качестве транспорта для проектов FMC. Дело в том, что у сотрудника компании с территориально распределенной инфраструктурой может быть как минимум три телефонных номера — прямой городской, внутренний и мобильный. Чтобы не дозваниваться до него методом перебора номеров во время рабочего дня, все больше компаний внедряют решение, реализующее единый номер в корпоративной ИТ-системе. С помощью специального ПО (к примеру, one-X Mobile от Avaya) коммуникатор превращается в “персональный пульт дистанционного управления” для корпоративных коммуникаций: в результате сотрудник, снабженный многофункциональным мобильным терминалом, оказывается доступен по единому номеру и в офисе, и вне его, так как звонки автоматически перенаправляются по корпоративной сети. Кроме того, работники получают доступ ко всем функциям настольных телефонов, включая конференц-звонки с несколькими участниками, переводы звонков и сокращенный набор.
В целом эта ситуация соответствует текущему положению дел: по мнению Дмитрия Лавриненко, обычно сервисы VoIP выступают как часть конвергентных проектов операторов связи, что является промышленно правильным и на порядок надежнее “наколенных решений”, реализуемых в компаниях своими силами. При этом операторы “большой тройки” (“ВымпелКом”, “МегаФон”, МТС) предлагают вполне разумные тарифы, зачастую даже более выгодные, чем у проводных операторов, а экономия в несколько центов, которую дает “карточная телефония”, не оправдывает себя из-за сложностей использования и не всегда гарантированного качества сервиса.
Примерно аналогичное мнение высказывает и Мария Чинкова — на ее взгляд, расширение применения VoIP развивалось как ответ на высокие цены операторов дальней фиксированной связи. “Но за 2007 год меры операторов фиксированной связи по снижению тарифов на дальнюю связь привели для корпоративных клиентов к ценовому паритету VoIP и традиционных голосовых услуг по критерию качество/стоимость, — комментирует она. — На сегодняшний день, поскольку поставщики услуг VoIP гарантируют качество связи лишь в пределах собственной территориально распределенной сети, в больших и средних компаниях эта технология используется исключительно для связи собственных офисов (на основе транспортной сети единого сервис-провайдера). А вот для организации дальней связи (вне сети единого сервис-провайдера) — только в условиях существенной бюджетной экономии на услугах связи, что может быть реализовано лишь для очень крупной компании, гарантирующей значительную загрузку каналов связи”.
Хотя, по мнению Николая Чураева, у “чистого” VoIP есть свое будущее. “С точки зрения технологий, — говорит он, — внедрение данной услуги возможно на базе скоростного протокола передачи данных CDMA EVDO Rev. A, но только при условии, что в сети с поддержкой данной услуги используется достаточное количество терминального оборудования. При этом развивать направление VoIР операторам мобильной связи было бы интересно лишь для предоставления абонентам зарубежного роуминга по тарифам домашней сети”.
Мобильные устройства быстрыми темпами повторяют весь путь, который потребовалось пройти рабочим станциям и портативным ПК для полноценной интеграции в корпоративную ИТ-инфраструктуру. Несмотря на вполне обоснованные сомнения ИТ-специалистов по поводу безопасности обрабатываемой на миниатюрных компьютерных устройствах информации, большинство крупных международных и российских компаний уже используют преднастроенные терминалы для повышения информированности своих сотрудников.
Помимо основных функций, перечисленных выше, ИТ-подразделение компании, внедряющей подобные решения, может использовать дополнительный функционал, который поддерживается основными операционными системами для мобильных устройств (Symbian и Windows Mobile). К примеру, устанавливать единую политику в отношении шифрования файлов или дисков, использовать определенные настройки паролей, а в случае утери или кражи в дистанционном режиме заблокировать или удалить находящуюся на устройствах информацию.
Интересным примером, говорит Павел Кочнов, может служить организация “виртуального центра обработки вызовов”, предоставляемого оператором мобильной связи. С помощью данной услуги консультант call-центра или какой-либо другой специалист с уникальным опытом (юрист, сотрудник службы безопасности и т. д.) вне зависимости от своего местоположения регистрируют свой мобильный терминал для приема вызовов, по беспроводной сети подключается к приложению “консоли оператора” и может обрабатывать вызовы не менее эффективно, чем в едином call-центре.
Наиболее перспективный сервис для мобильных устройств — GPS, интеграция с которым (будь то коммуникаторы, смартфоны или автомобильные навигаторы) будет расширяться все больше. При этом вариантов применения систем глобального позиционирования может быть очень много, уверен Михаил Фадеев. “К примеру, — говорит он, — это отслеживание и сложная многопараметрическая оптимизация движения транспорта и мобильных сотрудников (и как следствие экономия на “разъездах просто так” и стояниях в пробках), контекстная (применительно к местоположению) реклама и контекстные информационные каналы, системы безопасности и контроля доступа”. И первые ласточки корпоративного применения уже появились — та же мобильная торговля с системой отслеживания передвижений мерчендайзеров.
Однако, отмечает Игорь Харлашкин, “самыми острыми сдерживающими факторами для развития навигационных сервисов остаются наличие актуальных электронных карт и высокое энергопотребление самого GPS-чипа. Пока эти проблемы более чем актуальны, но несмотря на то, что добавить GPS-модуль гораздо сложнее, чем функционал EDGE или SMS, количество устройств с поддержкой навигации растет — ведь навигация нужна всем, будь то глава корпорации или скромный торговый агент. А возможности развития и применения навигационных сервисов ограничены лишь фантазией разработчиков”.
Третий вариант корпоративной мобильности можно образно назвать “специальное использование” — речь идет не об индустриальных мобильных терминалах или устройствах для сбора данных (см. PC Week/RE, № 31/2007), а скорее о мобильных ПК или коммуникаторах, которые применяются для сбора вполне ограниченного объема данных, причем основная задача использующих их удаленно работающих сотрудников заключается в оперативной передаче этой информации в единый информационный центр своей компании. Но этот вопрос мы уже рассматривали подробно ( см. PC Week/RE, № 14/2007).
Отметим, что ультрамобильные ПК и интернет-планшеты, хотя на рынке представлены разнообразные модели, пока не столь широко распространены в качестве базы для мобильного офиса — они используются только на нишевых рынках (сбор телеметрической информации, медицинские системы, логические компании и т. д.) и чаще всего в пылевлагозащищенном исполнении с весьма ограниченным функционалом.
При этом, несмотря на то что появление этих новых категорий портативных устройств, казалось бы, должно потрясти сами основы рынка смартфонов и коммуникаторов, ничего подобного не происходит. Как отмечает Игорь Харлашкин, ультрамобильные ПК, как и интернет-планшеты, все еще остаются нишевым компромиссом между мобильностью устройства и его функциональностью. “Ноутбук, аналогичный по размеру UMPC, — говорит он, — может быть куда производительнее, а сенсорный интерфейс может привлечь к себе пока лишь заядлых экспериментаторов, но не массового потребителя. Вообще же интернет-планшеты изначально развивают другую идею “Интернета на диване”: для того, чтобы проверить почту, посмотреть новости или любимые ролики, совершенно не обязательно включать стационарный компьютер или ноутбук”.
При использовании коммуникаторов можно локально, в рамках одной компании, вводить основы нового бизнес-этикета, уже вошедшего в практику во многих западных компаниях.
Его поддерживает и Николай Чураев, который уверен, что “…такие устройства вряд ли будут использоваться как привычный мобильный телефон вследствие своих ограниченных технических возможностей. Данные решения относятся к категории “нишевых” продуктов, которые могут быть использованы как “мобильные телевизоры” или навигаторы”.
Терминалы с двумя радиоблоками
Корпоративная мобильность, несмотря на довольно простую типологию проектов, обычно предполагает инсталляцию индивидуальных решений, “коробочных” вариантов как таковых не существует. И в этой связи особенно интересно отметить дополнительные устройства для повышения эффективности голосовой связи — так называемые “дуальные терминалы” с двумя SIM-картами, работающие в стандартах GSM/UMTS, вполне реальное настоящее рынка мобильной связи. Правда, пока встречаются только терминалы, которые работают в GSM без поддержки UMTS, но этот недостаток будет исправлен в III—IV квартале 2008 г., когда вендоры выпустят обновленные линейки своих мобильных терминалов. По-прежнему остается нерешенным вопрос относительно одновременного использования стандартов связи CDMA2000 и UMTS — подобных терминалов на российском рынке не представлено, а единственный оператор CDMA2000 компания “СкайЛинк” выпустила в продажу только коммуникатор AnyData ASP-500GA и смартфон Ubiquam U520, которые поддерживают работу в двух стандартах связи попеременно, в не в режиме реального времени.
Между тем бизнес-пользователи весьма активно приобретают подобные устройства. Как отмечает Яков Гительман, по данным маркетологов компании “Ситроникс” около 6 млн. человек в России используют одновременно два и более терминалов сотовой связи (не путать с количеством номеров, т. е. SIM-карт — их значительно больше). Таким образом, целевая аудитория использует несколько контактных номеров для связи как на уровне “домашнего” региона, так и перемещаясь во внутрисетевом и международном роуминге. При этом, уверен г-н Гительман, данная тенденция будет только усиливаться: четко разграничатся “личное и рабочее”, а сохранность privacy становится очень значимым фактором для людей. К слову, согласно исследованиям компании Samsung, более 80% опрошенных ими российских абонентов сотовой связи положительно отнеслись к концепции телефона с двумя SIM-картами.
С этим согласен и Михаил Фадеев: “Особенно дуальный терминал пригодится в роуминге, где во второй слот можно добавить локальную SIM-карту, при том что российский номер многим бизнес-пользователям отключать никак нельзя. Да и одна трубка и одно зарядное устройство занимают гораздо меньше места в багаже, чем две”.
Развитию рынка дуальных терминалов, по мнению Игоря Дугинова, способствует и еще одна интересная тенденция. “Вопреки опасениям операторов за свою абонентскую базу, — считает он, — телефоны с двумя SIM-картами стимулируют пользователей по одному телефонному номеру попробовать услуги или тарифы разных операторов”. Именно поэтому, уверен г-н Дугинов, — все ведущие вендоры приступят к производству дуальных терминалов в течение ближайших полутора лет. Основной упор будет сделан на смартфоны и коммуникаторы и другие нишевые модели техники.
Отметим, что история терминалов с несколькими слотами для SIM-карт началась в России еще три-четыре года назад. Самые известные модели того времени — Sagem GSM/DECT, Siemens S46 GSM/DAMPS, а также Benefon Twin Dual Sim. Современные модели появились пару лет назад, когда их активным продвижением занялись такие компании, как Samsung (модель D880 DuoS), Philips, Fly (B700 Duo), Elenberg (частный бренд сети “Эльдорадо”), хотя больших продаж компаниям они не принесли: речь идет о десятках тысяч реализованных терминалов. В ближайшее время рынок пополнится и четырьмя моделями от “Ситроникс” — одним коммуникатором (SDC-106) и тремя телефонами (SMD-104, 105, 106), каждый из которых оснащен двумя трехдиапазонными GSM-модулями, поэтому обе SIM-карты будут постоянно активны для приема и совершения звонков.
Между тем на рынке дуальных терминалов появляются новые игроки, в основном из Юго-Восточной Азии. К примеру, китайская компания General Mobile анонсировала коммуникатор с двумя SIM-слотами, работающий под управлением ОС Windows Mobile 6. По существу в небольшом корпусе устройства, на который нанесена аббревиатура DSTW1 (от Double SIM Technology), скрываются два сотовых телефона стандарта GSM (GPRS/EDGE). Первый, на базе чипсета TI OMAP850, поддерживает четыре диапазона (850/900/1800/1900 МГц), второй интегрирован в микросхему Nexperia 5210 и может работать на частотах 900, 1800 и 1900 МГц. Производитель не уточняет, каким образом две платформы делят компьютерные функции коммуникатора, так как в OMAP850 и Nexperia 5210 интегрированы собственные процессоры обработки приложений, функционирующие с тактовой частотой 200 и 133 МГц соответственно. Но 2,8-дюймовый сенсорный экран коммуникатора поддерживает разрешение 320×240 точек, устройство оборудовано модулем Bluetooth, 2-мегапиксельной камерой и слотом расширения microSD. Объем оперативной памяти составляет 64 Мб, а постоянной флэш-памяти — 256 Мб.
Позиции операторов связи по поводу дуальных терминалов различны. К примеру, Дмитрий Лавриненко из “ВымпелКома” считает, что способствовать развитию этого сегмента мобильных терминалов будет отсутствие в России возможности перевести свой мобильный номер от одного оператора к другому. При этом использовать переадресацию в эпоху SMS-общения не представляется полностью возможным, да и платить за все переадресованные звонки при введенном принципе “платит вызывающий абонент” никому не нравится. С другой стороны, фактор, снижающий спрос на дуальные мобильные терминалы, вполне очевиден: все операторы, работающие в одной области, оперативно запускают тарифы и услуги по ценам, практически не отличающимся от предложений конкурента; это снимет необходимость выбора комплексного набора SIM-карт ради экономии нескольких рублей в месяц.
С коллегой согласна Мария Чинкова из МТС — по ее мнению, дуальные терминалы будут пользоваться популярностью в тех сегментах рынка, где еще не прекратились межоператорские “тарифные войны”. А для развитых рынков характерна более взвешенная позиция относительно “тарифных войн”, когда ради сиюминутных конъюнктурных показателей одним из игроков на рынок выводится заведомо демпинговое предложение, на которое вынужденно реагируют иные участники рынка, существенно ухудшая показатели доходности по всей отрасли. “На развитых рынках доминируют новые технологии и сервисы, — продолжает она, — стимулирующие потребление VAS, а не влекущие еще большее падение доходности от “традиционных услуг” на основе демпинговых тарифных планов, побуждающих пользователей искать копеечную выгоду на переключении SIM-карт конкурирующих операторов”.
А вот Николай Чураев из “Скай Линка”, напротив, считает, что у терминалов, работающих в сетях GSM/GSM, достаточно хорошие перспективы по дальнейшему завоеванию рынка. “Сейчас спрос на такие решения ограничивается сужающимся с каждым днем сегментом пользователей, которым нужны разные тарифные предложения, — размышляет он, — но в дальнейшем он будет поддержан за счет пользователей, заинтересованных в эксклюзивных контент-сервисах, которых не предоставляет основной оператор связи. Между тем у устройств с поддержкой разных стандартов (например, CDMA/GSM), объединивших сразу несколько технологий, больше преимуществ. Это именно то направление, которое задает тенденции на рынке мобильных устройств на ближайшие несколько лет и будет интенсивно развиваться дальше: при высокой скорости передачи данных в стандарте CDMA и значительной территории распространения сетей, построенных на стандарте GSM, плюсы этого объединения очевидны. В целом конвергенция стандартов и устройств становится магистральной идеей развития телекоммуникационного рынка и меняет привычные представления об услугах связи. С выходом в свет мультистандартных устройств (что действительно является следствием обострения конкурентной борьбы операторов за потребителей) абонент будет свободен от выбора той или иной технологии, он выберет услугу, необходимую в данный момент времени”.
В заключение отметим, что решения для корпоративной мобильности сейчас находятся в ранней стадии своего развития. К примеру, число активных корпоративных мобильных пользователей пока крайне невелико, но потенциал роста огромен. Как сказал Павел Кочнов: “На текущий момент во многих компаниях не сформирована стратегия “мобилизации” при том, что есть ощущение ее необходимости, да и возможности реализации уже существуют. Это приводит к тому, что данный процесс пока движется хаотично, зачастую без адаптации бизнес-процессов и подготовки корпоративной инфраструктуры”. Следовательно, в ближайшие год-два данный рынок будет активно расширяться, подобную модель бизнеса опробуют пионеры, после чего массово начнут подтягиваться другие компании. Без сомнения, наиболее востребованной, по мнению опрошенных нами экспертов, такая модель бизнеса будет в транспортной, страховой, энергетической отраслях, в здравоохранении, а также в торговле.