Отчеты предупреждают о приближающемся дефиците пропускной способности
Представители сетевой индустрии не один год обсуждают вопрос, достаточно ли быстро модернизируются ресурсы разных звеньев коллективного Интернета, чтобы справиться с растущими запросами. В ноябре в эти пространные дебаты включилась компания Nemertes Research, выпустившая отчет, где заявляется, что уже в 2010 г. часть пользователей Web начнет испытывать дефицит пропускной способности.
Инициированная Nemertes полемика перетекла в новый год, так как вывод, что всего через пару лет (по крайней мере в Северной Америке) увеличение спроса на пропускную способность в зоне доступа — на так называемой “последней миле” Интернета — превысит реальные ресурсы, взволновал многих представителей индустрии.
В исследовании независимо оцениваются планируемые сервис-провайдерами инфраструктурные инвестиции и прогнозируемые структуры трафика. Авторы заключают, что экспоненциальный рост потребностей в пропускной способности для передачи видео, файлообмена в P2P-сетях и доставки другого Web-контента первым делом превзойдет темпы расширения ресурсов не в ядре Интернета, а в зонах доступа.
Если уровень инвестиций в ядро, т. е. магистрали Интернета, можно считать адекватным, то для закрытия бреши между растущими запросами и ресурсами доступа в ближайшие два года надо выделить 43 млрд. долл.
Под доступом здесь понимаются высокоскоростные широкополосные и DSL-подключения к Интернету, которыми пользуется население и некоторые компании. Сюда не входят выделенные линии или сетевые сервисы, гарантирующие оговоренную скорость передачи данных, обычно используемые средними и крупными предприятиями.
Однако с прогнозом Nemertes согласны не все игроки индустрии.
“Поскольку Сеть — основа бизнеса сервис-провайдеров, они кровно заинтересованы действовать на опережение, — заявил Дуг Уэбстер, директор Cisco Systems по маркетингу продуктов для сервис-провайдеров. — И мы замечаем, что немало из них так и делает. Значительно расширяет свою базу AT&T. То же самое относится к Savvis или к XO Communications. Это стратегия многих сервис-провайдеров, причем не только самых крупных, но и молодых или работающих на новых рынках”.
Пожалуй, наилучшим примером крупного провайдера, работающего с опережением спроса на краю Сети, является Verizon. Компания реализует проект FiOS (Fiber Optic Service), вкладывая миллиарды долларов в модернизацию своей сети, чтобы подвести оптоволокно к домам и доставлять информацию со скоростью не менее 50 Мбит/с.
“Мы считаем, подключение оптоволокна к дому — правильный подход, — сказал Стюарт Элби, вице-президент Verizon по сетевой архитектуре. — Потому что мы тоже почувствовали тенденции, о которых говорится в отчете”.
По словам Элби, исследование Nemertes доказывает правильность многомиллиардного проекта FiOS: “И на это нам кое-что перепало от Уолл-стрит. Наверное, другие крупные операторы последуют тем же путем. Но через четыре-пять лет добывать такие инвестиции будет намного сложнее”.
Выбор Verizon, намеренной создавать пассивную оптическую сеть до самого порога жилищ, отличается от того, что делают ее конкуренты, например AT&T. Последняя в своем проекте U-verse задействует оптоволокно вплоть до границы земельного участка или ближайшего сетевого узла, но на дальнейшем пути к жилищу используется обычная медная витая пара.
По словам Дейва Пассмора, аналитика Burton Group, “большинство нынешних оптических сетей для локального доступа основано на пассивном волокне”, и этот подход заведомо гарантирует, что ресурсы удовлетворят все требования: “Главный вклад в доступ создает реальный провод в земле, т. е. ответвление кабеля. Когда оптоволокно уложено на место, скорость является уже практически неограниченной. Вы можете модернизировать оконечную электронику, оставляя в центре прежние коммутаторы и маршрутизаторы, и это позволит извлекать из оптоволокна всё большую пропускную способность. И тогда провайдеры всегда смогут удовлетворять реальный спрос”.
В январе Verizon сообщила о модернизации до гигабитных скоростей своей Passive Optical Network в Калифорнии, Массачусетсе, Мэриленде, Техасе, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Род-Айленде, Пенсильвании и Виргинии.
Однако этот подход подразумевает, что сервис-провайдеры будут по-прежнему использовать ту же самую, что и сегодня, недифференцированную (“all-you-can-eat”) ценовую модель. Конкурент Cisco, компания Juniper Networks, согласна, что сервис-провайдерам надо реагировать на растущие запросы пропускной способности на краю Интернета, однако собирается решать эту задачу путем повышения интеллектуальности сети, сказал Рави Медиконда, заведующий в Juniper маркетингом услуг доступа по кабельным линиям.
По его словам, “доходы сервис-провайдеров перестают расти, так как использование пропускной способности приближается к уровню насыщения. Поэтому модернизировать сеть надо уже по другим моделям. Сервис-провайдеры будут соучастниками в бизнес-модели разделения доходов, а сетевая архитектура должна меняться от крупных, недифференцированных сетей к сетям, умеющим управлять: 1) идентификацией и полномочиями пользователей, 2) политикой и контролем”.
Сегодня модель разделения доходов используют Google и Yahoo, которые платят партнерам, например AOL и EarthLink, за выполнение роли канала для взаимодействия с абонентом.
Так, оборот Google за I квартал 2007 г. составил 3,6 млрд. долл., но 1,1 млрд. долл. из них было перечислено тысячам ее партнеров. Причем в этой модели главные отчисления партнерам достаются сервис-провайдерам — AT&T, British Telecom и др.
Поскольку в ближайшие три-пять лет Интернет начнет работать с перегрузками, эти провайдеры, продолжает Медиконда, будут оказывать давление на Google и подобных ей партнеров по разделению доходов, чтобы те помогали — в интересах конечных пользователей — финансировать модернизацию сетей.
Juniper создала интегрированные методы управления идентификацией, позволяющие сети опознать клиента, а затем задействовать систему контроля, формирующую политики “по требованию” с учетом приложений, к которым получает доступ пользователь.
“Если провайдер видео по требованию пожелает улучшить обслуживание пользователя, он сможет подать сигнал системе политики и контроля на расширение пропускной способности для текущего сеанса”, — заметил Медиконда.
Руководство Juniper и Cisco выразило взаимное согласие в необходимости повышать интеллект сети и применять QоS-контроль (контроль качества сервиса) к приложениям, которые чувствительны к задержкам передачи информации, и, по мнению Медиконды, “управление идентификацией привлечет новую волну предстоящих инвестиций сервис-провайдеров”.
Однако, предупреждает Пассмор из Burton Group, этот подход более дорогостоящий, чем простое расширение каналов.
“Дешевле физически расширить пропускную способность, чем обращаться к QоS и нарушать принцип сетевого нейтралитета, — сказал он. — 40% вашей оплаты по телефонному счету составляют затраты на сам счет. И это говорит о том, что подъем пропускной способности при сохранении единообразных тарифов решит задачу гораздо эффективнее, чем попытки всё и вся замерять”.
Вопрос сетевого нейтралитета инициирует дебаты, способные привести, по крайней мере в США, к запрету на применение QоS-управления, которое будет ужимать каналы для данных одних приложений в пользу других.
Сегодня эти дебаты создают неясность для многих сервис-провайдеров, теряющих уверенность в окупаемости инвестиций в расширение каналов на “последней миле” Интернета.
“Все эти вопросы публичной политики стесняют свободу бизнес-решений о том, как инвестировать в зону доступа, — заявил автор отчета Nemertes, аналитик Майк Джуд. — По-моему, политическая полемика потенциально сдерживает инвестиции в эту область”.
Тот или иной исход дебатов может внести свою лепту в возможный кризис пропускной способности Интернета. Но, по мнению Медиконды, дискуссии о сетевом нейтралитете со временем утихнут и через три-пять лет “разделение доходов войдет в более широкую практику”.
В отчете Nemertes говорится, что даже если спрос превысит реальные ресурсы, то Интернет не разрушится: “Это попросту невозможно, поскольку такому развитию событий препятствует фундаментальная архитектура Интернета”.
Вероятнее всего, “в некоторых местах в какие-то часы дня будут возникать локальные заторы”, — считает Пассмор из Burton Group.