OCS 2007 объединяет все виды связи, но требует мощной инфраструктуры

На протяжении многих лет казалось, что Microsoft медленно движется в направлении унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC). Но с выпуском Office Communications Server 2007 корпорация, кажется, достигла этой цели.

Передача голоса по IP (Voice Over IP, VOIP), видеоконференцсвязь и обмен мгновенными сообщениями интегрированы в единый пакет со знакомым пользовательским интерфейсом, который обеспечивает доступ к унифицированному почтовому ящику и средствам совместной работы. Таким образом, Microsoft предложила интересное решение в области коммуникаций и организации коллективной работы, особенно для компаний, уже широко использующих созданные ею компоненты инфраструктуры.

В таких организациях инструменты UC хорошо знакомы. OCS в реальном времени встраивает информацию о присутствии сотрудников в Office (версий 2007 или 2003) и в Office Communicator 2007. Это дает пользователям возможность устанавливать сеансы связи, забирая данные абонентов для вызова из списков контактов, сообщений электронной почты, а также из справочных данных документов, работа над которыми ведется коллективно, и т. д.

Кроме того, OCS позволяет им легко переходить от одного вида коммуникаций к другому, наблюдая статус пользователей независимо от их местонахождения в пределах предприятия и выбирая наиболее эффективный вид связи (фиксированная линия, мобильная и т. д.).

Например, пользователь А может видеть, что пользователь Б помечен значком “отсутствует”. Тогда он не станет обращаться к службе мгновенных сообщений, а отправит сообщение по электронной почте. Пользователь Б вернулся и видит, что пользователь А находится на рабочем месте. Он отвечает на полученное по почте послание через службу мгновенных сообщений. Тогда пользователь А переходит к голосовой или видеосвязи с пользователем Б. Любые контакты требуют от сотрудников лишь одного-двух щелчков мышкой. Точно также можно связаться сразу с двумя коллегами и с помощью нескольких щелчков мышкой организовать полноценную конференц-связь. Новые участники автоматически получат по электронной почте приглашение принять участие в обсуждении.

Система достаточно интеллектуальна, чтобы при проведении конференций выделять именно то, что необходимо. Например, во время видеоконференций она фиксируется на том спикере, который говорит в данный момент, а когда слово берут другие участники, показывает их. Кроме того, принимающие участие в обсуждении могут совместно обращаться к документам или приложениям, а руководитель конференции имеет возможность по мере необходимости передавать управление приложениями другим участникам.

Предусмотрено применение всех этих возможностей непосредственно с помощью ПК без необходимости в настольном телефоне. Я тестировал OCS, используя несколько веб-камер и телефонных гарнитур с интерфейсом USB без дополнительной настройки. Однако Microsoft предлагает также некоторые аксессуары, специально предназначенные для работы с OCS. Это USB-гарнитура под названием Catalina и персональный спикерфон Polycom Communicator C100. Оба устройства обеспечивают минимальные возможности управления входящими или исходящими звонками. Львиная доля функций управления сосредоточена на ПК.

Для работы OCS необходим Microsoft Exchange Server 2007, который позволяет создать универсальный почтовый ящик. Теперь сотрудники могут из одной точки получить доступ ко всем адресованным им сообщениям, прослушивать голосовую почту непосредственно через компьютер (отпала необходимость в перепрограммировании телефона) и делать ответные звонки, используя полученные сообщения. Exchange Server 2007 способен также архивировать чаты, организованные с помощью Office Communicator.

Те, у кого не установлен Office 2007, могут подключаться к OCS, используя его в качестве OCS Communicator Web Access. Через веб-сервер они получают доступ к Communicator, который позволяет искать пользователей в масштабах всей организации. Хотя этот интерфейс не предоставляет возможности обращаться к VoIP, можно вступить в контакт через службу мгновенных сообщений и перевести входящий звонок на обычный телефон, например на сотовый.

OCS выпускается в редакциях Standard и Enterprise. Enterprise предназначен для компаний, которым необходимы кластеры высокой доступности, и стоит 2790 долл. на сервер. Гарантированное право на приобретение новых версий (Software Assurance) в течение года обойдется еще в 698 долл. Лицензия Standard стоит 488 долл. на сервер плюс 122 долл. за Software Assurance сроком на год. Реальные затраты скорее всего окажутся выше, если вы добавите к этому лицензии на клиентский доступ Office Communications Server CAL и лицензии External Connector, которые необходимы для участия в аудио-, видео- или интернет-конференциях. (Примечание: цены приведены без учета стоимости Exchange Server, Office или SQL Server).

Интеграция

В настоящее время Microsoft поддерживает два способа интеграции с устройствами, использующими протокол SIP (Session Initial Protocol).

Шлюзы ТфОП (телефонной коммутируемой сети общего пользования) служат мостами между телефонной сетью на базе SIP и аналоговой ТфОП. Помимо оборудования AudioCodes, с которым я проводил тестирование, OCS может работать со шлюзами ТфОП производства Cisco Systems, Dialogic, Network Equipment Technologies и Quantum Technologies.

Кроме того, OCS интегрируется с некоторыми АТС, использующими протокол IP. Те корпоративные клиенты, которые не готовы совсем отказаться от имеющегося телекоммуникационного оборудования в пользу OCS (либо потому, что действующие системы не полностью выслужили свой срок, либо потому, что OCS не обеспечивает всех функций телефонной связи, которые выполняет голосовая система), могут изучить возможности интеграции OCS и АТС, которая позволит функционально объединить настольные системы OCS, имеющиеся телефонные аппараты и другое оборудование.

В настоящее время единственным независимым производителем АТС, получившим сертификат на работу с OCS, является Nortel Networks. Однако интеграция осуществляется с помощью протокола SIP. Поэтому, вероятно, в определенной мере можно применять и другие решения.

Как я имел возможность лично убедиться на заводе Nortel Networks в г. Сан-Рамон, шт. Калифорния, АТС Nortel CS1000 под управлением самого современного ПО поддерживает работу двух линий (dual forking) и удаленное управление. Это означает, что во время сеанса связи между телефоном Nortel и OCS Communicator они могут совместно использовать спаренный интерфейс (twinned extension) АТС. Звонок направляется сразу в две точки, давая возможность без прерывания связи переходить от одного устройства к другому. При этом благодаря функции обнаружения присутствия OCS знает, как именно действует данная функция АТС.

Контроль качества

Поскольку по умолчанию OCS применяет шифрование при передаче голоса и видео, сетевые администраторы могут получить лишь ограниченную информацию о качестве обслуживания (Quality of Service, QoS) с помощью стандартных сетевых средств мониторинга VoIP. Чтобы устранить это ограничение, Microsoft разработала набор функций (server role) OCS Quality of Experience Monitoring Server. Он помогает администраторам вести мониторинг сети на основе собранных внутри системы данных.

Вместо того чтобы анализировать пакеты исключительно с точки зрения сетевого трафика, Monitoring Server обобщает данные первичных серверов управления сеансами связи (которые, в свою очередь, собирают данные с конечных точек) и промежуточных (Mediation) серверов (для мониторинга входящих и исходящих звонков с использованием ТфОП). Эти данные сохраняются в СУБД SQL Server, которая входит в состав Monitoring Server. Запросы к БД можно составлять с помощью заготовок отчетов в форме веб-страниц.

Отчеты разделены на группы по типам сеансов связи (ПК-ПК, ТфОП-ПК, ПК-ТфОП, конференц-связь) и содержат несколько усредненных экспертных оценок (Mean Opinion Score, MOS) качества звука для каждого говорящего и другие показатели. В отчетах имеется также информация об используемых кодеках, потерянных пакетах, изменении порядка следования пакетов при передаче, ошибках в пакетах, дрожании несущей частоты и даже об установленном в качестве конечной точки устройстве.

Поскольку по умолчанию в OCS применяется кодек Microsoft RTAudio, который в зависимости от состояния сети может использовать широкую полосу пропускания с высоким разрешением или узкую полосу пропускания, в основе всех показателей MOS лежит максимальное качество, ожидаемое при широкополосном соединении. Поэтому внутренний сеанс связи между двумя находящимися в рамках одной подсети людьми может получить максимальную оценку MOS в 4,1 балла (случае широкополосного кодека). А качество звонка с выходом в ТфОП с использованием узкополосного кодека (ТфОП поддерживает только такие) будет оценено примерно в 2,5 балла. Соответственно сетевым администраторам потребуется пройти переподготовку для изучения новых критериев оценки, применяемых для аудио с высоким разрешением.