На прошлой неделе наконец-то завершились результаты аукциона, проведенного Федеральной комиссией по связи США (FCC) для распределения лицензий на работу в так называемом диапазоне 700 МГц (698--806 МГц) на всей территории Соединенный Штатов Америки. Этот диапазон предназначен для развертывания сервисов персональных коммуникаций и беспроводного Интернета. Торги за него проходили анонимно, и всего в ходе аукциона был сделан 261 шаг — этот процесс занял свыше двух месяцев и закончился, когда ни один из участников не предложил новой ставки. Всего было предложено 1,099 лицензий, разделенных на 5 блоков — A, B, C, D и E с различиями по полосе пропускания канала и условиям лицензирования. Отметим, что остался невыкупленным блок D, зарезервированный ранее под систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, но его судьбу FCC определит после обсуждения: на ближайшем аукционе этот блок выставляться пока не будет.
Самые интересные “куски” диапазона достались компаниям Verizon Communications и AT&T, которые суммарно заплатят около 16 млрд. долл. из общей суммы в 19,5 млрд. долл., которые были выручены FCC в результате аукциона. Отметим, что наиболее привлекательный блок частот C-Block, на который претендовала компания Google, был выкуплен оператором Verizon Wireless, сделавшим ставку, на 300 млн. долл. превышающую предложение поискового гиганта, в результате эта покупка обошлась Verizon в 6,64 млрд. долл. Оператор AT&T выложил на аукционе 4,741 млрд. долл. и приобрел часть частот, которые относятся к диапазону B-Block. Среди прочих участников -- победителей аукциона значатся такие компании, как Frontier Wireless и Qualcomm, но их части очень небольшие. Вместе с этим можно отметить, что среди американских компаний второго эшелона, получивших крупные пакеты лицензий, присутствует оператор спутникового телевидения Echostar Communications, получивший новые частоты почти во всех штатах.
Отметим, что победа в конкурсе еще не означает, что строительство новых сетей может быть реализовано немедленно. Ожидается, что частоты станут доступны покупателям в феврале 2009 г., когда в США полностью завершится переход с аналогового на цифровое телевещание и закончатся лицензии у работающих на них сегодня дециметровых телеканалов (каналы с 52-го по 69-й).
Компания Google, участие которой в аукционе было широко разрекламировано, не получила ни одной лицензии. Тем не менее, по мнению западных аналитиков, позиция Google даже укрепилась: дело в том, что компания добилась в FCC определенных условий для покупателей самого привлекательного блока частот, согласно которым Verizon Communications не может ограничивать потребителей в использовании устройств и программного обеспечения сторонних производителей. Следовательно, выход на рынок при минимальных затратах (из них можно исключить деньги на инсталляцию сети) у Google остается. Поскольку интернет-компания развивает свой проект Android в виде платформы с открытыми стандартами для мобильных устройств (основана на ОС Linux), то эта платформа может быть использована в любых носимых терминалах вне зависимости от рабочей радиочастоты. Стратегия интернет-компании вполне очевидна: Google уже не первый год пытается диверсифицировать свои источники дохода за счет интернет-сервисов, работающих на различных мобильных телефонах и портативных терминалах.
К слову, Google не прекратила попыток реализовать свои планы по строительству беспроводной сети на территории США. Недавно компания отправила в FCC письмо с планом развития так называемых “окон” — т. е. неиспользуемых телечастот, на которые не распространяются лицензии по связи. Если предложение будет принято, то корпорация намерена именно при помощи этого блока частот (правда, в разных штатах он разный) развернуть на всей территории США сеть беспроводного доступа в Интернет. Но надо сказать, что жесткая конкуренция присутствует и в этом сегменте — ведь использовать данные частоты также намерены корпорации Intel и Microsoft для совершенно аналогичных проектов. Напомним, что еще в декабре прошлого года Google провела частотную проверку “окон” и направила весьма обнадеживающие результаты в FCC. Между тем использованию “окон” противятся телекомпании, которые опасаются того, что это затруднит переход с аналогового на цифровое вещание в США и внесет определенные помехи в телепередачи.