“Самое значительное решение, принятое мною в качестве исполнительного директора Microsoft (разумеется, пока мы не довели до конца планируемую сделку с Yahoo!), касалось выхода в свое время корпорации на рынок бизнес-приложений”, — заявил Стив Балмер в своем выступлении на очередной конференции Microsoft Convergence 2008, прошедшей в середине марта в Орландо. Таким своеобразным способом глава Microsoft подчеркнул значимость для компании данного направления и линейки продуктов Dynamics, занимающих в структуре ее доходов, прямо скажем, далеко не самые первые позиции. Зачем же понадобилось делать столь сильные заявления и как будет развиваться семейство бизнес-приложений Microsoft в ближайшие годы?
Консолидация отменяется
По-видимому, до сих пор так и не изжиты последствия провозглашенной некогда стратегии Project Green, предполагавшей постепенное слияние четырех линеек ERP-продуктов (AX, NAV, GP и SL) на единой технологической основе. Мы практически ничего не знаем о силах, стоявших за ее принятием, и причинах, заставивших отказаться от Project Green. Вполне возможно, что отражением этой внутренней борьбы, стала недавняя калейдоскопическая смена руководителей подразделения Microsoft Business Solutions. Не успел на прошлогодней Convergence 2007 Даг Баргум передать бразды правления Сатье Наделла, как того сменила Тами Реллер. Последние полгода руководителем этого подразделения является наш бывший соотечественник Кирилл Татаринов. Конечно же, столь частые перемены не прибавляли уверенности нынешним и будущим клиентам Microsoft Business Solutions.
Вероятно, многих клиентов беспокоила также перспектива миграции с привычной ERP-системы на пусть и совершенно замечательное, но незнакомое консолидированное решение Project Green. В условиях, когда клиентская база становится чуть ли не основным сокровищем любой ИТ-компании, оставлять своих заказчиков и партнеров в неведении было бы крайне неразумно и опасно. Именно поэтому Стив Балмер решил расставить все точки над i: “Наши партнеры и клиенты неоднократно спрашивали меня, действительно ли мы продолжим полноценное развитие всех четырех продуктовых линеек. И сегодня я говорю им — да. Мы имеем долгосрочные планы по их совершенствованию, расширению функциональности и продвижению. Вам нравится ролевой пользовательский интерфейс? Знайте — он будет реализован во всех линейках. Вам полезны средства бизнес-аналитики, доступные через портал SharePoint? Они тоже появятся во всех бизнес-приложениях. Однако в плане моделей кастомизации и прикладной функциональности каждый продукт будет следовать своей линии еще много, много лет”.
На очереди – объединение моделей вычислений
Но какова же общая стратегия развития продуктов семейства Dynamics? Ее разъяснение Стив Балмер начал с констатации того, что сегодня существуют четыре основные модели компьютерной среды: настольные ПК, Интернет, корпоративные дата-центры и разнообразные мобильные устройства. В перспективе, по мере того как эти модели будут сближаться, мы сможем сочетать богатые возможности ПК с мощными средствами администрирования, присущими дата-центрам, простотой развертывания и доступностью приложений в среде Web, причем всё это будет реализовано на самых разных вычислительных устройствах. В указанном направлении будут развиваться и приложения семейства Dynamics.
Но, как подчеркнул глава Microsoft Business Solutions Кирилл Татаринов, важно не только создать полезное ПО, но и сделать его удобным, а может быть, даже желанным. Вероятно, кому-то покажется странным, что в центре внимания разработчиков корпоративных бизнес-приложений находятся вопросы совершенствования не базовой функциональности, а пользовательского интерфейса. Сегодня заявления вендоров об исключительном удобстве и интуитивной понятности интерфейса их продуктов стали общим местом и нередко воспринимаются как дежурные заклинания. Скажем честно, удобство — категория относительная и во многом субъективная: одному удобно есть ложкой, другому — палочками. Людям удобно иметь дело с привычным интерфейсом, а он, так уж сложилось, ассоциируется в первую очередь с офисными приложениями Microsoft. С учетом этого обстоятельства будет продолжена линия на обеспечение доступа к функциям ERP-систем Dynamics непосредственно из продуктов Microsoft Office. В прошлом году клиентам была предложена, в частности, новая недорогая лицензия Dynamics Client for Office, позволяющая любому сотруднику обращаться за информацией (но не вводить ее) к ERP-системе, не прекращая работы с офисным приложением. Как утверждает Кирилл Татаринов, эта лицензия пользуется большой популярностью: появились даже предприятия, где такой доступ имеют все сотрудники.
Другой аспект удобства — эргономичность интерфейса — совершенствуется с помощью так называемой ролевой его модели. Фактически у системы появляется множество интерфейсов, причем каждый из них максимально учитывает специфику той роли, которую исполняет на предприятии тот или иной пользователь. При этом важно, что ненужные ему функции просто скрыты и не загромождают меню и инструментальные панели. Такая разумная аскетичность будет особенно полезна в случаях, когда ПО предоставляется как услуга (SaaS), и пользователь может работать не только на стандартном настольном ПК, но и на самых разных мобильных устройствах.
Сервисы в плюсе
Тема SaaS обсуждалась на конференции очень активно. Дело в том, что в конце июня планируется запустить (сначала в США и Канаде) онлайновый SaaS-сервис Dynamics CRM Live. Наряду с ним предполагается предоставление CRM-системы и в режиме хостинга, который на первый взгляд технологически ничем не отличается от CRM Live. Как пояснил мне директор MBS по Microsoft CRM Брэд Уилсон, разница между моделями хостинга и Live состоит в том, что первая осуществляется партнерами в их дата-центрах и подразумевает более глубокую дополнительную настройку с учетом требований заказчика, а Live реализуется самой Microsoft в ее собственных дата-центрах и не предполагает существенной кастомизации. У Microsoft будут стандартные цены для сервиса Live, а также специальная лицензия Service Provider Licenses Agreement (SPLA) для хостинг-партнеров. Купив SPLA, те могут устанавливать цены для клиентов по своему усмотрению. Стоимость их CRM-сервиса будет варьироваться в широких пределах в зависимости от сложности и глубины настройки решения.
Кстати, из уст Стива Балмера прозвучало очень важное заявление, призванное подчеркнуть тот факт, что с выпуском в конце прошлого года версии Microsoft Dynamics CRM 4.0 этот продукт вступил в фазу зрелости. Корпорация решила отказаться от используемых ею для собственных нужд на протяжении многих лет CRM-систем Siebel и Clarify и перевести всю работу со своими клиентами на Dynamics CRM. По словам Брэда Уилсона, сегодня CRM-решениями в Microsoft пользуются около 5 тыс. сотрудников, а система Dynamics CRM 4.0 масштабируется до 30--40 тыс. рабочих мест.
Продолжая обсуждение перспектив концепции SaaS, Стив Балмер отметил, что выбор модели развертывания должен определяться реальными бизнес-процессами предприятия. “Хотите ли вы, чтобы приложение было инсталлировано в корпоративном дата-центре? Или поддерживалось хостинг-провайдером? Или функционировало “в облаках” на сервере Microsoft? — с подчеркнутым азартом спрашивал он у аудитории. — Почему я должен думать об этом, спросите вы? Потому, что вы всегда должны учитывать массу факторов: ценовых, рисковых и законодательных. Ведь для сохранения своих конкурентных преимуществ и защиты собственной интеллектуальной собственности предприятие может захотеть эксплуатировать некое заказное приложение только в собственном дата-центре. В других случаях ему более важно, как можно быстрее выйти на рынок. И тогда лучше подписаться на программные услуги, предоставляемые по требованию из Сети.
Как правило, с учетом всех вышеупомянутых обстоятельств одно и то же предприятие может сочетать разные модели развертывания для тех или иных эксплуатируемых им приложений. Одни из них целесообразнее устанавливать на собственной площадке, другие получать в виде сервиса от независимого провайдера. По сути, именно отсюда берет начало активно прокламируемая Microsoft концепция “софт плюс сервис” (Software Plus Service, SpS). Имеется в виду, что внешний провайдер может предлагать не приложение, а услугу, дополняющую функциональность базового приложения Microsoft. Первые три услуги такого рода, доступные пользователям ERP- и CRM-систем Dynamics, представил Кирилл Татаринов.
Первая предоставляется подразделением Microsoft AdCenter и помогает управлять рекламными кампаниями в Web из системы Dynamics CRM, передавая в нее статистику популярности тех или иных ключевых слов, применяемых в контекстной рекламе. Вторая — Marketplace Service — создана совместно с крупнейшим онлайновым аукционом eBay и позволяет предприятию оперативно реализовывать через эту торговую площадку избыточные запасы товаров и неликвиды. Причем синхронно с выставлением позиций на аукцион и продажей товаров все операции отражаются в ERP-системе. Третья расширяет функциональность платежной системы, реализованной в продуктах Dynamics, и дает возможность при обработке карточного платежа, проводимого в Web, оперативно проверять подлинность кредитной карты и платежеспособность ее владельца. Эта услуга предоставляется совместно с компаниями PayPal и Chase Payment Solutions.
Следует отметить, что в рамках данной концепции сервисы располагаются в Сети, но базовые приложения могут быть развернуты, как “на облаке”, так и на площадке самого предприятия. Слушая всё это, я сразу же вспомнил главную причину, удерживающую российские компании от реализации своих CRM-систем в режиме SaaS: боязнь передавать куда-либо информацию о своей клиентской базе. А почему бы не выделить в рамках CRM-системы ту часть, что имеет дело с конкретными именами клиентов, и не развернуть ее на предприятии, отдав всё остальное внешнему провайдеру услуг? Когда я обратился с этим вопросом к Брэду Уилсону, он заявил, что разделить таким образом функциональность CRM-системы нельзя, поскольку для этого пришлось бы поддерживать две БД: одну “на облаке”, другую на площадке клиента. Трудно сказать, насколько принципиален такой запрет, но, беседуя с некоторыми участниками конференции, я почувствовал, что подобная архитектура была бы востребована не только в России.
У партнеров свои задачи
Не следует забывать, что в качестве основы для всех этих инноваций Microsoft настойчиво предлагает использовать собственный стек технологических продуктов, включающий ОС, СУБД SQL Sever, инструментарий Visual Studio, BizTalk Server, Workflow Foundation и др. В частности, как объявил Кирилл Татаринов, теперь все следующие версии продуктов Dynamics будут тесно интегрированы с серверной платформой Windows Essentials Business Server. Она в какой-то степени напоминает пакет Small Business Server, но ориентирована не на малые, а на средние предприятия.
Как бы в подтверждение приверженности Microsoft к полноценному развитию всех продуктов линейки Dynamics, объявлено, что следующие их версии будут выпускаться каждые 24 месяца. Судя по всему, меняется и способ нумерации версий: анонсированы Dynamics AX 2009 и NAV 2009. Не совсем, правда, понятно, почему запланированная на 2008 г. версия AX в своем названии содержит число 2009. Возможно, это подстраховка на случай срыва сроков, а может быть, таким образом собираются поддерживать имидж актуальности версии на протяжении всего ее предполагаемого 24-месячного жизненного цикла.
По мере перехода к сервисным моделям SaaS и SpS корпорации придется как-то корректировать свои отношения с партнерами: ведь предоставляя услуги, подобные Dynamics CRM Live, она по сути вступает с ними в прямую конкуренцию. О неизбежности такого хода событий Стив Балмер говорил еще на прошлогодней конференции Convergence (см. PC Week/RE, № 11/2007), тогда он напомнил, что аналогичная ситуация возникла, к примеру, после того, как в Windows был реализован стек протоколов TCP/IP. Впрочем, у партнеров по-прежнему остается широкое поле деятельности в области консалтинга, разработки дополнительных функций и внедрения специализированных отраслевых решений.
Ни для кого не секрет, что многие партнеры грешат тем, что, развернув то или иное решение у одного заказчика, они сразу же называют его отраслевым и предлагают как некий готовый к быстрому внедрению продукт. В результате подобной мимикрии потенциальный заказчик испытывает немалые трудности при выборе внедренца и рискует получить сырое и не в полной мере проверенное решение. В то же время до недавних пор представители Microsoft настаивали на том, что они не могут оценивать решения партнеров, поскольку это дает некоторым из них конкурентное преимущество перед другими. Интересы заказчиков при таком подходе уходили на второй план. Судя по всему, ситуация в этом отношении начинает меняться.
Как сообщил мне директор Microsoft Business Solutions по отраслевым решениям Джефф Макки, в настоящее время в арсенале корпорации наряду с базовой версией продуктов AX и NAV есть специальный слой, содержащий расширения функциональности для предприятий с непрерывным и дискретным технологическим циклом. Стратегия Microsoft состоит в том, чтобы специализированные отраслевые решения, скажем, для пищевой или нефтеперерабатывающей промышленности на этой основе разрабатывали партнеры. Важную роль здесь призвана сыграть сертификация подобных вертикальных решений, начатая Microsoft в июле прошлого года.
Для ее прохождения необходимо будет выполнить ряд условий и пройти процедуру весьма жесткого тестирования. В частности, разработчик обязан иметь высший партнерский статус Microsoft Gold Certified Partner, само решение должно быть успешно внедрено у 10 заказчиков, которые предоставляют корпорации свои отзывы о качестве эксплуатируемого ими продукта. В процессе независимого тестирования проверяются возможности резервного копирования, расширения функциональности, переноса настроек и доработок при переходе на следующие версии базового продукта и т. д. После этого решение получает сертификат Certified for Microsoft Dynamics, свидетельствующий о высоком качестве продукта.
Процедура, надо признать, довольно жесткая. Чего стоит только одно требование о наличии 10 успешных внедрений в единственной довольно узкой отрасли. Выполнить его будет по силам только крупным компаниям, а значит, появится еще один лишний стимул для консолидации игроков рынка ERP, в том числе и российского его сегмента.