Передача электронной отчетности по телекоммуникационным каналам связи — это важный и динамически развивающийся сегмент реальных услуг, соответствующий стилю XXI века. Трудно найти еще одну сферу, в которой так массово и успешно внедрены технологии электронной цифровой подписи и достигнут такой уровень автоматизации. За пять лет, прошедших с начала промышленной эксплуатации систем электронной отчетности, общее число их абонентов в России почти достигло миллиона, составив порядка 40% от числа всех юридических лиц в стране, которые и являются основными потребителями данной услуги, хотя доля индивидуальных предпринимателей тоже растет.
На наш взгляд, такой успех во многом обусловлен удачно сформированной нормативной базой электронной отчетности. Еще в 2002-м, сразу вслед за публикацией закона “Об электронной цифровой подписи”, налоговая служба выпустила “Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи” (приказ МНС России № БГ-3-13/169 от 02.04.2002) и “Методические рекомендации” к этому порядку (приказ МНС России № БГ-3-13/705 от 10.12.2002). Эта нормативная база оказалась очень устойчивой и остается неизменной вот уже более пяти лет.
Благодаря такой стабильности, а также потому, что организацией системы электронного документооборота изначально занимался конкурентный рынок, сейчас в каждом регионе России работает не менее трех (кое-где пять-шесть и даже восемь) спецоператоров, которые конкурируют между собой за каждого налогоплательщика. Это способствует повышению качества обслуживания и поддержанию доступных цен. Сейчас средняя стоимость полного комплекса услуг электронного документооборота со всеми государственными органами для юридического лица на обычной системе налогообложения колеблется по регионам от 5 до 9 тыс. руб. в год, на упрощенной — от 3 до 6 тыс. руб. в год. В эту сумму входят техподдержка, обновление ПО, организация документооборота, реализация электронной подписи, защита информации и многое другое.
На рынке соперничают более десяти программных комплексов формирования и обработки отчетности, которые спецоператоры используют для оказания услуг своим клиентам. Все они проходят ежегодную сертификацию в ФНС России, проверяются на предмет соответствия установленным форматам и процедурам электронного документооборота.
Это позволяет говорить о построении глобальной, всероссийской инфраструктуры предоставления услуг электронного документооборота, которая имеет отличный потенциал развития до системы “единого окна”, предназначенной для взаимодействия хозяйствующих субъектов и всех государственных органов, нуждающихся в таком документообороте.
Однако, несмотря на столь очевидные успехи, в бухгалтерской прессе, Интернете и блогах можно встретить набор устойчивых мифов о том, что систему электронной отчетности можно строить каким-то иным образом. На наш взгляд, иногда такие суждения появляются вследствие недостаточной осведомленности о реальном положении дел, а в ряде случаев — как попытки инициировать пересмотр нормативной базы и передел рынка услуг электронной отчетности.
Рассмотрим четыре основные позиции противников нынешней системы и постараемся их проанализировать.
Миф первый: спецоператоры не нужны, а все необходимые услуги можно получать по отдельности.
Сторонники такой позиции утверждают, что с точки зрения функциональности операторы являются лишним звеном. Давайте посмотрим, какие функции на них возложены вышеуказанными приказами налоговой службы. Их как минимум шесть:
обеспечение документооборота (транспорт, мониторинг своевременности доставки документов, разбор конфликтных ситуаций, поиск пропавших или “подвисших” отчетов);
юридически значимая фиксация даты и времени прохождения документов (в качестве независимой третьей стороны);
техническая поддержка участников системы документооборота по всем возникающим вопросам;
поставка средств криптографической защиты информации, обеспечение безопасности при ее передаче;
поставка средств электронной цифровой подписи, обеспечение юридической значимости электронных документов;
поставка и сопровождение прикладных программных средств, предназначенных для формирования отчетности и ее проверки на соответствие установленным форматам.
Бытует мнение, что все эти услуги пользователи могут получать по отдельности. Но тогда им придется заключать с участниками рынка шесть договоров, поддерживать шесть телефонных контактов и т. д., что неизбежно приведет к существенному удорожанию обслуживания. Ведь в среднем услуги спецоператора стоят порядка 5 тыс. руб. в год, и трудно представить себе, что каждый из вышеуказанных сервисов удастся получить хотя бы за тысячу рублей, так как средние рыночные цены значительно выше. Например, от 1200 руб. стоят средства криптографической защиты информации, от 1200 до 3600 руб. в год — выпуск и сопровождение сертификата ключа электронной цифровой подписи (ЭЦП) и т. д.
Фактически спецоператоры выступают в роли системных интеграторов сложного технологического процесса электронного документооборота, и устранив их, мы моментально разрушим систему: подключаться к ней станет неудобно, найти “крайнего” в случае проблем будет невозможно, а стоимость услуг, как уже говорилось, возрастет.
Миф второй: государство может и должно само построить систему электронной отчетности и предоставлять услуги бесплатно.
Некоторые люди полагают, что системой сдачи налоговой отчетности должно заниматься государство, т. е. развернуть серверы, технологическую инфраструктуру, предоставить бесплатно средства защиты информации и электронной подписи и таким образом полностью исключить спецоператоров.
На наш взгляд совершенно ясно, что в таком случае электронная система налоговой отчетности просто исчезнет. Кто будет заинтересован в высококачественном сервисе, кто станет объективно разрешать конфликтные ситуации (если отчет не дошел до инспекции, то вся вина ляжет на налогоплательщика), гарантировать работоспособность и качество системы, своевременно обновлять ПО? Это подтверждает мировая практика: во всех странах, где успешно внедрены системы электронной отчетности, есть и обслуживающие их операторы, конкурирующие между собой за клиентов.
Наконец, если государство сделает ее “за свой счет”, то расплачиваться будут в равной степени все хозяйствующие субъекты. Но непонятно, почему за услугу электронного документооборота должны платить налогоплательщики, а не те, кто ее потребляет.
Миф третий: привлечение третьей стороны к конфиденциальному документообороту повышает вероятность утечки информации.
Это распространенное заблуждение основано на ошибочном представлении о способах защиты информации в системе и незнании нормативной базы. Необходимо понимать, что представление отчетности в электронном виде по каналам связи в налоговые органы — это процесс, жестко регламентированный вышеупомянутыми приказами. А в них говорится, что налогоплательщик заверяет подготовленный файл своей ЭЦП, шифрует с помощью открытого ключа налогового органа и отправляет в инспекцию через сервер спецоператора связи. Таким образом, через эти серверы проходят исключительно зашифрованные документы. Далее в приказах всевозможным образом уточняется порядок документооборота, рассказывается о формировании квитанций, подтверждений, протоколов и т. д. А поскольку все системы проходят сертификацию, ПО, не соответствующее этим правилам, на рынке не существует.
Спецоператор здесь выступает независимым арбитром в спорах о дате прохождения документа (на сервере фиксируется факт его поступления в зашифрованном виде), обеспечивает целостность документооборота и решает проблемные ситуации.
Приказы № 169 и 705 МНС России не регулируют все аспекты представления отчетности по каналам связи, их действие начинается с того момента, когда у налогоплательщика уже есть средства криптографической защиты информации (СКЗИ), ключи ЭЦП, подготовленный в соответствии с установленным форматом файл. Данные приказы очень подробно объясняют, что же в этих условиях необходимо сделать для реализации юридически значимого документооборота.
Вопрос о СКЗИ регулируют соответствующие документы ФСБ России, а об ЭЦП — закон об электронной цифровой подписи, согласно которому ключ генерируется самим владельцем самостоятельно или по его заявлению в удостоверяющем центре. Кстати, по данным компании “СКБ Контур” (крупный российский спецоператор), примерно 98,5% клиентов пишут соответствующие заявления и поручают генерацию ключей спецоператору, который, естественно, не имеет права оставлять у себя копии ключа после передачи его клиенту и несет за это ответственность. Уничтожение всех копий ключей оформляется актами в соответствии с приказом ФАПСИ № 152 от 13.06.2001 г. и постановлением Правительства РФ № 957 от 29.12.2007. И лишь 1,5% клиентов генерируют ключи самостоятельно.
Вопрос о файле отчетности не регулирует никто. Но есть множество программ для подготовки файлов в соответствии с определенными форматами. Например, в рамках системы “Контур-Экстерн”, которую используют порядка 500 тыс. налогоплательщиков, реализован сервис подготовки и формирования отчетности непосредственно на Web-серверах специализированного оператора связи. Важно понимать, что эта возможность на самом деле является дополнительной и не обязывает клиента готовить данные именно таким образом. С другой стороны, этот сервис облегчает работу бухгалтера, поскольку снимает с него заботу об обновлении форм отчетности.
Предлагаются и другие дополнительные сервисы, например, по хранению архива документов на серверах спецоператора связи. Так, налогоплательщик может подстраховаться на случай потери архива на рабочем месте. При этом сохраняются именно переданные в контролирующий орган юридически значимые документы, зашифрованные с помощью открытого ключа получателя и ключа отправителя-налогоплательщика для последующей расшифровки информации. И хотя оператор связи имеет полный доступ к этому архиву, расшифровать его без ключей он не может.
В абонентском договоре спецоператора четко прописана его ответственность за обеспечение информационной безопасности, в том числе материальная. Если абонент ему не доверяет, он может обратиться к другому. Ведь на рынке много предложений. Поэтому каждый спецоператор заинтересован в том, чтобы клиенты ему верили и пользовались именно его услугами.
В заключение следует отметить, что сама постановка вопроса об утечке зашифрованной информации во время передачи не вполне профессиональна. Общий уровень защищенности системы измеряется по уровню ее защищенности в самом слабом месте. Поскольку на всем пути следования электронных документов между абонентами информация тщательно зашифрована, самым слабым местом системы являются не каналы передачи (где информация не накапливается), а непосредственно рабочее место абонента и информационные базы контролирующих органов, где проблемы с безопасностью чаще всего возникают из-за человеческого фактора.
Миф четвертый: электронная отчетность — это неправомерно навязываемая услуга.
Этот миф широко распространился после внесения изменений в налоговый кодекс летом 2006-го (Федеральный закон № 137-ФЗ) и вступления в силу новой редакции статьи 80 НК (с 1 января 2008-го), которая вменяет в обязанность всем предприятиям-налогоплательщикам со штатом более ста человек представлять отчетность только в электронном виде.
Начнем с простой статистики. В настоящее время в России таких предприятий около 75 тыс. (3% от общего числа), а отчетность в электронном виде уже представило примерно 900 тыс. организаций. Ведь основную часть клиентов спецоператоров составляют субъекты малого бизнеса, которые умеют хорошо считать деньги и понимают, что 4—5 тыс. руб. в год — это незначительная сумма по сравнению с экономией рабочего времени на походы в налоговую инспекцию.
В то же время в Европе и Америке электронная отчетность, как правило, обязательна для всех налогоплательщиков (как в Германии) или для значительной их части (исключая самых мелких, как в США), и нигде она не является бесплатной.
Почему же в большинстве государств мира электронная отчетность уже обязательна? Во-первых, потому, что сдавать отчетность — это обязанность хозяйствующего субъекта. Начиная заниматься бизнесом, любой предприниматель понимает, что помимо расходов, связанных непосредственно с профильной деятельностью, он понесет и инфраструктурные издержки, например, на государственную регистрацию, создание уставных документов, налоги, подготовку отчетов и т. д. В свою очередь, электронная отчетность заметно снижает уровень расходов. Данный факт можно подтвердить, опираясь на стоимость рабочего времени бухгалтера. Так что ни о каком ограничении интересов налогоплательщиков в России и других странах речи не идет.
Во-вторых, государство вправе требовать даже не частичного, а полного перехода на электронную отчетность, поскольку это позволяет отказаться от найма сотрудников для механической работы, чей труд оплачивается за счет налогоплательщиков.
Мы полагаем, что за мифом о “неправомерно навязанной услуге” кроется психологический аспект. Ведь без электронной отчетности расходы, связанные с процессом сдачи отчетов, являются скрытыми (рабочее время бухгалтеров, очереди, бумага, транспортные расходы, риски недоставки), а в электронном виде всё сводится к одному, но явному расходу. Если сдачу электронной отчетности передать государству, то эти расходы никуда не исчезнут, они просто снова станут скрытыми. Инфраструктурный процесс имеет свою стоимость, и так или иначе эта непроизводительная нагрузка на экономику остается.
Так что пока у налогоплательщиков есть законодательно закрепленная обязанность представлять отчетность, оптимальным способом здесь остается организация этого процесса в электронном виде через профессиональных участников конкурентного рынка услуг. На нем сейчас работает много операторов, и люди могут выбрать любого из них исходя из собственных потребностей и предпочтений и таким образом получить возможность быстро, удобно, безопасно и своевременно сдать все отчеты в налоговые и другие контролирующие органы.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=108359]Электронная отчетность: мифы и реальность[/URL]
Автор статьи, являясь сотрудником компании "спецоператора", несет полную пургу.. Каждый из его аргументов является полным блефом и бредом, на которых просто не хочется останавливаться, чтобы не теряь времени. Следует просто отметить, что именно по указанным причинам, названным в статье "мифами", крупные российские компании (не будем указывать их наименования), в том числе нефтеной и газовых отраслей категорически от казались от таких технологий представления отчетности - и главное через" спецоператора". Что же касается количества организаций, сдающих отчетность в электронном виде, то причина здесь вовсе не удобство или какой-либо экономический эффект для налогоплательщиков. Суть - в валюнтаристких методах руководства ФНС России (и бывшего МНС Рссии), из-за которого налоговые инспекции (постоянно отчитываясь по данному вопросу перед своим руководством) просто заставляют налогоплательщиков заключать договора со "спецоператорами". Известно, что налогоплательщики вынуждены "не ссорится" с налоговыми органами, особенно в специфичных национальных регионах (чем и вызваны существенные отличия в количестве организаций, сдающих отчетность в электронном виде в разрезе субъектов РФ). Налогоплатильщики вынуждены тратить и время, и деньги на работу с программным обеспечением, которое до сих пор функционирует просто неудовлетворительно, изменения в форматах файлах приходят в последний день сдачи отчетности (а бывает и вообще нарушаются). Просто с помощью пролоббированных законов и приказов МНС/ФНС России создана "кормушка" для "спецоператоров". Сутьже заключается в том, что налоги собирает государство. И государство ОБЯЗАНО предоставить налогоплательщику возможность уплатить эти налоги БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ сос стороны налогоплательщика(то есть без "НЕЗАКОННЫХ НАЛОГОВ или СБОРОВ").
Алексей 28.03.2008 11:21:22
Цитата
Сейчас средняя стоимость полного комплекса услуг электронного документооборота со всеми государственными органами для юридического лица на обычной системе налогообложения колеблется по регионам от 5 до 9 тыс. руб. в год, на упрощенной — от 3 до 6 тыс. руб. в год.
Посчитаем. Благо, у меня есть знакомый - директор одного предприятия, существующего еще с советских времен и производящего очень важную вещь - еду. Итак, во времена загнивающего социализма бухгалтерия состояла из двух человек. Естественно, безо всяких компьютеров. После перехода на "эффективную схему хозяйствования" с применением электронной отчетности в бухгалтерии трудится уже 8 человек. И у каждого компьютер. На каждом компьютере - Windows (не от большой любви к этой ОС - при всем многообразии решений, все они в чем-то очень схожи :)). Плюс 1С. Плюс интернет. Плюс товарищ, который все это железо обслуживает. И понятно, что эти самые "от 5 до 9 тыс. руб. в год" можно вообще не считать - копейки на общем фоне. Результат - а чего это в магазине такая рыбка дорогая?
Сергей Голубев 28.03.2008 13:28:51
"В то же время в Европе и Америке электронная отчетность, как правило, обязательна для всех налогоплательщиков (как в Германии) или для значительной их части (исключая самых мелких, как в США), и нигде она не является бесплатной." Откровенное и беспардонное вранье. Больше четырех лет я прожил в Германии, все это время работал и платил налоги самостоятельно. Ни о каком обязательном представлении в электронной форме и речи нет. Удивляет, что некогда неплохой журнал поместил этот бред.
Что будет следующим шагом? Статья "Прокладки Олвейс - мифы и реальность"?
Александр 28.03.2008 16:40:06
Цитата
Александр пишет: "В то же время в Европе и Америке электронная отчетность, как правило, обязательна для всех налогоплательщиков (как в Германии) или для значительной их части (исключая самых мелких, как в США), и нигде она не является бесплатной." Откровенное и беспардонное вранье. Больше четырех лет я прожил в Германии, все это время работал и платил налоги самостоятельно. Ни о каком обязательном представлении в электронной форме и речи нет. Удивляет, что некогда неплохой журнал поместил этот бред.
Что будет следующим шагом? Статья "Прокладки Олвейс - мифы и реальность"?
Александр, в статье речь идет про отчетность юридических лиц (и аналогичную им отчетность индивидуальных предпринимателей). В Германии она давно уже является обязательной - www.elster.de.
Цитирую: Seit dem 01.01.2004 sind Arbeitgeber mit maschineller Lohnabrechnung verpflichtet, die Lohnsteuerbescheinigung spätestens bis zum 28. Februar des Folgejahres nach amtlich vorgeschriebenem Datensatz durch Datenfernübertragung per ELSTER an die Finanzverwaltung zu übermitteln (elektronische Lohnsteuerbescheinigung via Internet).
Гость 31.03.2008 09:18:38
Прошу прощения, только что это был Л.Волков, один из авторов статьи.
Леонид Волков 31.03.2008 09:19:30
Цитата
Сергей Голубев пишет:
Посчитаем. Благо, у меня есть знакомый - директор одного предприятия, существующего еще с советских времен и производящего очень важную вещь - еду. Итак, во времена загнивающего социализма бухгалтерия состояла из двух человек. Естественно, безо всяких компьютеров. После перехода на "эффективную схему хозяйствования" с применением электронной отчетности в бухгалтерии трудится уже 8 человек. И у каждого компьютер. На каждом компьютере - Windows (не от большой любви к этой ОС - при всем многообразии решений, все они в чем-то очень схожи :)). Плюс 1С. Плюс интернет. Плюс товарищ, который все это железо обслуживает. И понятно, что эти самые "от 5 до 9 тыс. руб. в год" можно вообще не считать - копейки на общем фоне. Результат - а чего это в магазине такая рыбка дорогая?
Сергей, Вы ведь совершенно правы, только смешиваете мух и котлет. Ну, с советским временем смешивать смешно, тогда, собственно, государству и не нужна для была для "хозяйствования" никакая отчетность (напротив, напомню, государство само планировало, кому сколько чего произвести и продать), но еще и в начале 90-х годов объемы отчетности были существенно меньше, чем сейчас. Действительно, появление перснальных компьютеров словно вселило в головы чиновников Минфина (но не только нашего - Минфинов ВСЕХ стран) фантастическую уверенность в том, что уж "теперь-то мы всё-всё-всё" посчитаем. Раньше ценой 20% усилий снимали 80% показателей, теперь рвутся из кожи вон, чтобы, применив 80% усилий выудить из бизнеса оставшиеся 20% сложнодоступных и трудновычислимых. Как будто из-за них все станет сразу проще и изящнее... Это страшное заблуждение, конечно же, а из-за этого заблуждения предприятия вынуждены наращивать штаты своих бухгалтерий и тратить средства на их автоматизацию...
Это - общемировая тенденция. Так вот, она очень грустная, и мы ее, например, в полной мере осознаем. Но теперь скажите, все-таки, из того, что такая проблема есть, неужели вытекает, что надо сидеть сложа руки и ничего не делать? Мы не можем, увы, повлиять на Минфин (а те, кто могут, ограничиваются пока что только декларациями на словах), но мы - разработчики - можем, по крайней мере, как-то облегчить предприятиям их задачу в сложившихся условиях. Никто не спорит: "маленькая отчетность" лучше чем "большая отчетность". Но когда выбор формулируется так - "большая отчетность без автоматизации" или "большая отчетность с автоматизацией", то надо выбирать, все-таки, второе. Пусть даже и мечтая (а если есть возможность - деятельно мечтая) о тех временах, когда объемы отчетности будут существенно сокращены.
Леонид Волков 31.03.2008 09:34:59
Цитата
Алексей пишет:
Автор статьи, являясь сотрудником компании "спецоператора", несет полную пургу.. Каждый из его аргументов является полным блефом и бредом, на которых просто не хочется останавливаться, чтобы не теряь времени. Следует просто отметить, что именно по указанным причинам, названным в статье "мифами", крупные российские компании (не будем указывать их наименования), в том числе нефтеной и газовых отраслей категорически от казались от таких технологий представления отчетности - и главное через" спецоператора". Что же касается количества организаций, сдающих отчетность в электронном виде, то причина здесь вовсе не удобство или какой-либо экономический эффект для налогоплательщиков. Суть - в валюнтаристких методах руководства ФНС России (и бывшего МНС Рссии), из-за которого налоговые инспекции (постоянно отчитываясь по данному вопросу перед своим руководством) просто заставляют налогоплательщиков заключать договора со "спецоператорами". Известно, что налогоплательщики вынуждены "не ссорится" с налоговыми органами, особенно в специфичных национальных регионах (чем и вызваны существенные отличия в количестве организаций, сдающих отчетность в электронном виде в разрезе субъектов РФ). Налогоплатильщики вынуждены тратить и время, и деньги на работу с программным обеспечением, которое до сих пор функционирует просто неудовлетворительно, изменения в форматах файлах приходят в последний день сдачи отчетности (а бывает и вообще нарушаются). Просто с помощью пролоббированных законов и приказов МНС/ФНС России создана "кормушка" для "спецоператоров". Сутьже заключается в том, что налоги собирает государство. И государство ОБЯЗАНО предоставить налогоплательщику возможность уплатить эти налоги БЕЗ КАКИХ-ЛИБО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ сос стороны налогоплательщика(то есть без "НЕЗАКОННЫХ НАЛОГОВ или СБОРОВ").
Алексей, Вы бы еще представились, а? Я, действительно, отдал 8 лет жизни системе сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи, тому, чтобы она состоялась в России. ОК, я ангажирован и мотивирован, но давайте будем понимать, что Вас мотивирует кричать в голос очень странные вещи?
Почему странные? 1. Про крупнейшие предприятия газовой и нефтяной отрасли. Раз уж Вы так осведомлены в предмете, то Вы не можете не знать, каким именно образом обеспечивалось подключение предприятий нефтяной и газовой отрасли (МРИ 1, 2) к системе отчетности "напрямую", которую продвигает ГНИВЦ ФНС России. Вам прекрасно известен ценник на эту систему (150 тысяч рублей в год, www.gnivc.ru), без скидок для дополнительных абонентов и т.д. Например, "ТНК-BP" платила нам примерно 70 тысяч рублей в год по прайсу за себя и все дочки, а ГНИВЦу платит примерно 2.5 млн. рублей в год - рост в 35 раз... По своей ли воле они приняли такое решение? Нет, их изнасиловали паяльником перед строем, буквально. Вы также знаете, что, несмотря на весь административный ресурс ФГУП ГНИВЦ ФНС России (его возглавляет г-н Задворнов, который много лет проработал замом г-на Зубкова в УФНС по СПб и ЛО), более половины крупнейших налогоплательщиков, которых в 2005-2006 годах, при Сердюкове, насильственно перевели на обслуживание в ГНИВЦ, сбежали назад к спецоператорам, едва политическая ситуация стала немного попроще. Неудивительно - ведь, хотя ГНИВЦ обслуживает всего только несколько сотен клиентов (а не несколько сотен тысяч), и по 150 тысяч рублей (а не по 5 тысяч рублей), но сервиса он не оказывает вообще, и дозвониться в техподдержку (попробуйте: 9130781, 9130782) не является возможным.
2. Про волюнтаристские методы ФНС России. Это во многом правда: действительно, в ряде национальных регионов и в ряде южных регионов налогоплательщиков действительно нагло и жестко принуждают к переходу на электронную отчетность. Налоговые органы ведут борьбу за "показатели". Это отвратительная практика, которая нам выходит боком - такие, "насильственно приведенные" клиенты, всегда являются проблемными и доставляют массу хлопот. На всех семинарах с налоговыми органами мы всегда говорим о недопустимости такого принуждения. В любом случае, критика не по адресу - необходимо жаловаться в Минфин. Мы писали письма по этому поводу, а Вы?
3. "Неудовлетворительно функционирует программное обеспечение". Тут Вы приводите удивительный пример - "обновления форматов приходят в последние дни". Так ведь это правда! Форматы выпускает ФНС и тот же ГНИВЦ, и, вопреки приказу Минфина о том, что бумажная форма и электронный формат должны публиковаться в один день, ФНС (ГНИВЦ) часто задерживает публикацию электронного формата до крайности. В итоге, разработчики систем электронной отчетности вынуждены их делать буквально в последнюю ночь. Только причем тут плохая работа систем отчетности?
4. "Государство должно". Игнорируя всю статью, с которой Вы полемизируете, Вы еще раз повторяете один из мифов, только теперь крупными буквами, что "государство должно сделать бесплатно". От того, что буквы крупные, суть не изменилось. Государство что-то было должно с 1917 по 1991 год, спасибо, больше не надо. Задача государства все-таки заключается в том, чтобы создать нормальные условия для оказания услуг, и эта задача была выполнена еще в 2002 году.
Если Вы говорите, что "электронная отчетность должна быть бесплатной", то почему Вы не говорите, что компьютеры должны быть розданы бесплатно, 1Ски, доступ в Интернет? Логики не видно. Вы также игнорируете вопрос о том, кто же будет отвечать за качество документооборота и оказывать техподдержку пользователей в "бесплатно розданной" системе.
Леонид Волков 31.03.2008 11:12:02
Возможность сдачи налоговой отчетности в электронном виде - безусловно благой результат цивилизации для налогоплательщика - и такая возможность должна быть не только у юридических лиц, но и у физических. Но начнем от "печки". Что есть "Налог"? Это оплата налогоплательщиком договора между налоплательщиком и государством, о том, что государство берет на себя выполнение ряда функций (безопасности, судопроизводства и т.п. и т.д.). Опустим, как государство выполняет свои обязанности. Но что имеем: для того, чтобы налогоплательщик мог удобно для себя выполнять свои обязательства - оказывается он должен взять на себя обязательства по оплате еще и перед третьей стороной. То есть, фактически, речь идет о дополнительных косвенных налогов, причем уплачиваемых не государству, а третьей (извините, "левой") стороне. Что, в свою очередь чревато злоупотреблениями... И возможность таких злоупотреблений не является теоретической. Давайте вспомним совсем недавнюю историю. В начале внедрения идеи представления налоговой отчетности в электронном виде, соответствующие "спецоператоры" лоббировали в МНС России и обязательное их использование в качестве провайдеров интернет услуг при передаче отчетности в электронном виде. Тем самым, эти "альтруисты" пытались использовать аппарат государственного органа для передела уже сложившегося на тот момент рынка интернет-провайдеров. К счастью, МНС России в итоге на это не пошла.. Возвращаясь к необходимости наличия "спецоператоров" как "независимого арбитра" между ФНС России и налогоплательщиков.. Существующие реалии в России делают такое утверждение все-таки несерьезным.. Теже реалии нашего государства показывают, что никто не сможет лучше контролировать деятельность государственного органа, чем .. другой государственный орган.. (данное утверждение, конечно, крайне страно для любой другой экономически развитой страны). А что требуется? Ответ: центр сертификации, собственно центр регистрации и передачи почтовых сообщений. Все это может (и главное, должно) быть финансироваться за счет государства, и может иметь форму собственности ФГУП. При условии подчинения указанного ФГУП например Минфину (точнее - соответствующему его Департаменту), можно точно обеспечить независимость данного органа от ФНС России (а точнее - де-факто даже верховенство его над ФНС России). И при этом будет обеспечена бесплатность соответствующих услуг, предоставляемых государством, непосредственно для налогоплательщика. Серьезно же можно будет говорить о становлении технологии сдачи отчетности в электронном виде, только после предоставления такой возможности и налогоплательщикам-физическим лицам.
Алексей 31.03.2008 11:23:19
Цитата
Это - общемировая тенденция. Так вот, она очень грустная, и мы ее, например, в полной мере осознаем. Но теперь скажите, все-таки, из того, что такая проблема есть, неужели вытекает, что надо сидеть сложа руки и ничего не делать?
Разумеется, не вытекает. Мой комментарий - это вовсе не камень в адрес разработчиков. И статью, кстати, я с большим интересом прочел - информация нужная и полезная. И главное - располагает к дискуссии, что лично мне очень нравится :). Я совсем про другое. Что-то не так с этой компьютеризацией происходит. Причем, вероятнее всего, не только у нас в стране. Компьютер из инструмента для вполне конкретных операций потихоньку превращается в идола. Причем, вопрос "а нужно ли это?" даже не встает - ответ по умолчанию только положительный. И вот тут возникает главный вопрос - а хорошо ли это для IT-отрасли? Казалось бы, да. Мол, компьютерная революция и все такое. Но что обычно следует за революцией? Вот этого я и опасаюсь. Мне кажется, что компьютером просто пытаются заткнуть какие-то дыры. Причем такие, которые проще заткнуть без всякого компьютера. Нет вменяемой концепции преподавания информатики? Завалим школу дешевыми компами и проблема решиться сама собой. Нет внятной и простой системы отчетности? Пусть на компах все делают, они железные, им все равно.
Сергей Голубев 31.03.2008 11:23:38
Алексей, я не знаю, Вы тот же самый Алексей, или другой :-) Если тот же самый, то спасибо, что смягчили тон и эмоции.
Теперь немного относительно этого Вашего сообщения. В нашей стране, как известно, налогоплательщики-физлица имеют обязанность сдавать декларации только в очень редких случаях, и в несколько большем количестве случаев они имеют такое право. Во всех случаях используется та же самая форма 3-НДФЛ, что и для ИП, и никто не мешает ее заполнить и сдать через Интернет. Только, конечно, никто не будет ради одной формы в год заморачиваться покупкой СКЗИ и т.д., вот и всё. Но возможность такая - есть, индивидуальные предприниматели сдают, и сдают активно.
Та "недавняя история", о которой Вы говорите, мне что-то не вспоминается. Напомните, пожалуйста, факты и обстоятельства.
Никто не называл спецоператоров - "альтруистами", это нормальные коммерческие участники рынка услуг. Еще раз: если есть услуга, то должен быть рынок, только так возможны качество и ответственность. Как работают ФГУПы - всем известно. (ФГУП - это вообще вопиюще уродливое, не имеющее в мире аналогов хозяйственное образование, всегда крайне непрозрачное и неэффективное).
Ваше предложение учитывать "реалии государства" мне не нравится :-) Это странная логика - "у нас государство все равно коррумпированное, давайте строить коррупциогенные системы, но чтобы не очень сильно воровали". Не знаю, мы вот строим нормальные системы. К сожалению, много усилий в течение последних лет приходится тратить на то, чтобы защитить то, что сделано, от попыток переделить рынок в интересах небольшой группы лиц.
Еще раз, расскажите. Вот у нас есть ФГУП "Центр передачи почтовых сообщений", который работает забесплатно. И вот в этом ФГУПе что-то сломалось, и сообщения не передаются. Что делать налогоплательщику и куда бежать?
Леонид Волков 31.03.2008 12:10:32
Сергею Голубеву. Сергей, спасибо за Ваш комментарий. Я полностью с Вами согласен, меня всё чаще посещают те же мысли. Автоматизация считается чем-то по умолчанию нужным, в очень многих ситуациях люди просто не задумываются о том, что можно все сделать совсем по-другому. И это страшно - это сужает горизонты и делает нас очень зависимыми от компьютеров...
Недавно мы обсуждали, что делать в связи с объединением Камчатской области и Корякского АО. Необходимо было изменить кое-что в базе клиентов, поменять их регистрационные карты, перенастроить кое-что на серверах, и уведомить об этом самих клиентов. Предлагались жутко интересные и страшно автоматические технические решения... пока я не догадался спросить, а сколько у нас клиентов в Корякии? Их оказалось 5 (пять штук). После чего их всех обзвонили, собрали всю нужную информацию (без рассылки автоматизированных анкет), все поменяли в базе и перенастроили код региона и код налоговой инспекции для клиентов тоже сами ручками. Это в сумме заняло примерно 30 минут :-)
Леонид Волков 31.03.2008 12:21:05
Цитата
Автоматизация считается чем-то по умолчанию нужным, в очень многих ситуациях люди просто не задумываются о том, что можно все сделать совсем по-другому. И это страшно - это сужает горизонты и делает нас очень зависимыми от компьютеров...
Безусловно. И тут, как мне представляется, важно избежать обеих крайностей. Неолуддизм ничуть не лучше повальной компьютеризации. И тут главная проблема - неорганизованность самого IT-сообщества. Я это прекрасно вижу на примере Linux-предприятий. Думаю, что в других сегментах ситуация не намного лучше. В результате сами же и страдаем. Только очень далекий от реалий человек может считать, что от абонента, которого притащили на аркане, есть какая-то выгода. Головной боли от него значительно больше.
Сергей Голубев 31.03.2008 13:29:06
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.