Учитывая тот факт, что в 2007 году телефонное подразделение американской компании Motorola понесло убытки в размере 1,2 млрд. долларов, а объем продаж за это время сократился на 33%, совет директоров Motorola принял решение разделить все активы компании и выделить две формально независимые структуры. К первой перейдет бизнес, связанный с производством и продажей сотовых телефонов, вторая будет выпускать телеприставки, беспроводные устройства, средства радио- и видеосвязи, сканеры штрихкодов (в прошлом году для этого была приобретена фирма Symbol). Формально для окончательного решения топ-менеджеры должны получить одобрение акционеров и определить множество организационных процедур, поэтому само разделение завершится не ранее чем в 2009 году.
Ожидается, что реорганизация позволит Motorola повысить эффективность управления бизнесом, улучшить структуру капитала и в конечном счете увеличить прибыль. Напомним, что планы выделить производство мобильных телефонов в отдельное предприятие были анонсированы в начале 2008 года, после чего акции Motorola, которые с октября 2007-го упали более чем на 40%, подорожали на 10%. К слову, за прошедшее с тех пор время цена выросла еще на 2,7% — до 10 долл. на одну ценную бумагу.
Данное решение в немалой степени вызвано давлением со стороны крупного инвестора Карла Айкана (владеет 6,3% акций Motorola), который желает избавиться от убыточного производства мобильных телефонов; все остальные подразделения концерна дают вполне стабильную прибыль, а рынки, на которых они работают, быстро растут. Основные проблемы подразделения, занимающегося производством мобильных терминалов, связаны с тем, что при наличии ярких и весьма популярных разработок вроде раскладушки RAZR2 или слайдера RIZR Z8 у него отсутствует полноценный модельный ряд. В результате в условиях непостоянства рыночной конъюнктуры компания может похвастать лишь фрагментарными успехами. К примеру, в прошлом году, по мнению аналитиков из IDC, Motorola чувствовала себя неуверенно из-за отсутствия “ударной” модели с поддержкой мобильной связи третьего поколения (3G) и “проседания” на огромном рынке материкового Китая (несколько сотен миллионов абонентов сотовой связи).
Как мы уже писали , объем продаж мобильных терминалов Motorola неизменно падал в течение последнего года. По данным IDC компания уступила значительную долю в сегменте сотовых телефонов своим прямым конкурентам. В 2007 году ей удалось удержаться в тройке лидеров, но её продажи по сравнению с 2006-м уменьшились на треть (примерно до 19 млрд. долл.) и она уступила вторую строчку в рейтинге корейской Samsung Electronics.
Аналитики полагают, что после раздела бизнеса мобильное звено Motorola (Mobile Devices) может слиться или сформировать деловое партнерство с одним из своих нынешних китайских или японских конкурентов. Отметим, что мобильное производство (Broadband & Mobility Solutions) — самое крупное подразделение Motorola. По оценкам специалистов, его стоимость может составить 9--12 млрд. долларов. А второе подразделение, занимающееся оборудованием беспроводной связи, будет слито в совместное предприятие с Nortel Networks, переговоры с которой идут уже долгое время. В случае успеха этой сделки будет создана компания по производству сетевого оборудования для операторов мобильной связи с планируемой выручкой в 10 млрд. долл. Цель её вполне оправданна: по отдельности фирмам все сложнее нести постоянно возрастающие расходы на НИОКР, а слияние позволит им объединить центры разработки и существенно снизить суммарные расходы как на исследования, так и на обеспечение продаж уже готовых решений.
Отметим, что аналогичным путем реструктуризации до Motorola уже прошли такие компании, как Nokia, выделившая производство мобильных терминалов и сетевого оборудования в отдельные структтуры, и Ericsson, которая раньше всех на рынке создала совместное предприятие с Sony по производству мобильных терминалов. Некоторые компании, не пожелавшие пойти таким путем, свернули разработку и производство мобильных телефонов и были вынуждены закрыть свои заводы в Европе (к примеру, Siemens).