В начале марта в немецком Ганновере прошла крупнейшая в мире выставка по информационным технологиям, программному обеспечению, телекоммуникациям, услугам и ИКТ-решениям — CeBIT'2008. Россия помимо “вольных” коммерческих компаний традиционно была представлена стендом Министерства образования и науки, объединившим множество отечественных разработчиков, действующих как при поддержке государства, так и на собственные средства.

В нынешнем году стенд Минобрнауки на выставке отметил пятнадцатилетний юбилей и собрал под свое крыло 105 проектов 40 коллективов. По словам организаторов, экспозиция ежегодно изменяется примерно на 30%, хотя это вовсе не означает, что остальные 70% представленных разработок полностью остаются в прежнем виде. В целом нынешняя экспозиция была посвящена представлению технологий, обеспечивающих модернизацию учебного процесса в рамках информатизации образования, и презентации университетских научных исследований.

Среди предприятий-экспонентов: Республиканский мультимедиа центр, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИРЭА, Московский государственный институт электроники и математики, МФТИ, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Российский университет дружбы народов, Саратовский государственный социально-экономический университет, Томский политехнический университет, Южный федеральный университет.

Технологии в образовании

Пожалуй, наиболее масштабным из представленных по этой теме проектов стали открытые образовательные модульные мультимедиа-системы (ОМС), презентацию которых осуществлял Республиканский мультимедиа центр. Речь идет об электронных учебных продуктах, предназначенных для школ и созданных по заказу Минобрнауки, которые призваны помочь вывести отечественную систему начального (школьного) образования на совершенно новый уровень.

Мультимедийность в данном случае понимается как представление учебных объектов множеством различных способов, т. е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука — используется все, что человек способен воспринимать зрительно и на слух. При этом ученик может не только усваивать материал, но и непосредственно участвовать в самом процессе обучения.

В ОМС школьный курс разбит по классической схеме на отдельные предметы, разделы и т. д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент — “Закон Ома”, “Теорема Пифагора”, “Деление клетки”. Для каждого такого элемента имеется три типа модулей: информационный, для практических занятий и для проверки полученных знаний.

Например, при изучении химии можно не только ознакомиться с теорией, но и проводить виртуальные опыты. После выбора конкретной темы на экране компьютера появляется изображение лаборатории (колбы, реактивы, горелки, штативы), а голос диктора предлагает проделать те или иные действия. Скажем, отыскать на полке серную кислоту (ученик должен узнать формулу на этикетке) и смешать ее с водой (разумеется, надо помнить, в какой последовательности это можно делать). Дальше школьник при помощи мышки перемещает предметы по экрану и в конце получает либо пятерку, либо взрыв неправильно смешанных реактивов. Весьма наглядно.

То же самое и с другими предметами. В проекте участвовало и продолжает участвовать несколько компаний. Сам же Республиканский мультимедиа центр занимался созданием курса по истории и разработкой специального плейера для просмотра мультимедиа-контента.

По своей сути каждый модуль (их сейчас порядка 10 тыс.) представляет собой файл объемом в несколько (до 10) мегабайтов. Все эти файлы лежат в свободном доступе на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru, поэтому и учителя, и ученики, и их родители уже сейчас могут совершенно бесплатно использовать образовательные системы нового поколения.

ОС, установленная на компьютере, значения не имеет, правда сама машина должна быть выпущенной не ранее 2003 г., с тактовой частотой процессора не ниже 1 ГГц и объемом оперативной памяти не менее 256 Мб.

Создатели проекта утверждают, что к настоящему времени базовый школьный учебный курс “оцифрован” уже полностью и сейчас идет речь о том, чтобы реализовать еще один аспект мультимедийности — вариативность учебного материала. То есть необходимо, чтобы каждая тема была представлена несколькими способами, отличными друг от друга: для сильных и слабых учеников, для “технарей” и “гуманитариев”, для дополнительного изучения и т. д.

По этой причине все модули открыты для изменений, и любой человек на основе каждого файла может создать свой собственный (осветить тему по-своему) и выложить его в Сеть рядом с оригиналом. А это ведь ни много, ни мало означает интерактивность самой системы образования.

Технологии для образования

Эта тема весьма ярко была представлена системой учета и автоматизации деятельности вуза “Электронный университет” МГТУ им. Н. Э. Баумана. По словам главного конструктора проекта Александра Балдина, им удалось полностью перевести в электронный вид весь документооборот университета и теперь благодаря централизованной базе данных качественно изменился сам учебный процесс.

Дело в том, что “Электронный университет” не только значительно упростил рутинную канцелярскую работу, но и позволил проводить очень серьезную аналитику. Располагая полным объемом фактической информации, администрация вуза может систематизировать ее по любому из многочисленных параметров. Скажем, определить, абитуриенты из каких регионов и даже конкретных школ с наибольшей вероятностью доучатся до последнего курса. Или на работу какого преподавателя следует обратить внимание, если во время сессии он регулярно ставит завышенные или заниженные на общем фоне оценки. И так далее. Для огромного престижного университета любой срез данных может обрести значение. Поэтому сейчас на всех факультетах и кафедрах “Бауманки” созданы специальные аналитические группы.

Как утверждает г-н Балдин, ничего подобного в России больше нигде не реализовано. Его университет несколько лет назад попытался решить сходные задачи при помощи продуктов компании SAP, однако система так и не смогла нормально заработать, и та же участь постигла все другие известные ему вузы.

Успех проекта, считает Александр Балдин, объясняется тем, что в “Электронном университете” удалось создать распределенную систему баз данных (при отключении одного блока, остальная база может нормально работать). Ну и конечно, на этапе внедрения потребовалась полная поддержка руководства.

Будет ли “Электронный университет” тиражирован в России — вопрос открытый. "Переговоры ведутся", – лаконично прокомментировал г-н Балдин.

Суперкомпьютеры

Эта тема, набирающая все большую популярность, на стенде Минобрнауки была освещена достаточно широко. С презентациями своих разработок и решений выступили компания “Т-Платформы”, НИИ многоплатформенных вычислительных систем Южного федерального университета (ЮФУ) и Институт программных систем Российской академии наук (компьютеры семейства “СКИФ”).

Не секрет, что сейчас очень многие организации получили различные гранты и начали активно закупать суперкомпьютеры, вызывая при этом нарекания целого ряда экспертов в связи с некоторой необдуманностью своих действий. Основная претензия к ним заключается в том, что большая часть институтов совершенно не соизмеряет потенциал приобретаемых мощностей со своими реальными потребностями. В результате компьютеры, по сути, простаивают, потому что задач для их полноценной загрузки у организаций просто нет.

Специалисты, с которыми мне удалось пообщаться на выставке, признали существование этой тенденции, однако сошлись во мнении, что не нужно судить институты слишком строго. Высшая школа очень долго оставалась без должного финансирования, поэтому упреки в том, что у вузов прямо сейчас нет серьезных задач, сродни недовольству по поводу того, что человек, которому никогда не наливали воду в бассейн, до сих пор не умеет плавать. Аппетит приходит во время еды — считает декан факультета вычислительной математики и кибернетики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Виктор Гергель, чей вуз обзавелся суперкомпьютером после победы в конкурсе инновационных образовательных программ, проведенном Минобрнауки в рамках нацпроекта “Образование”. Будут машины, будут и задачи. Когда НГУ в 2006 г. приобрел свою систему мощностью порядка 3 Тфлопс (выбранной отчасти наобум), ее ресурсы казались неисчерпаемыми. Однако прошло не так много времени, отмечает г-н Гергель, и мощностей хватать перестало. Уже были случаи, когда заказчики дольше недели ожидали своей очереди воспользоваться машиной. В результате сейчас ведутся переговоры о покупке сверхмощного суперкомпьютера с производительностью в десятки терафлопсов, и, по мнению Виктора Гергеля, если приложить определенные усилия, простаивать он тоже не будет. Примером таких усилий станет майский семинар НГУ для новых потенциальных заказчиков — представителей промышленности Нижегородской области и Приволжского ФО.

Объективная необходимость проведения подобных мероприятий наглядно свидетельствует о справедливости еще одного тезиса экспертов — формирование суперкомпьютерной отрасли невозможно без общего развития промышленности страны. (Задачи ведь из воздуха не материализуются.) При этом наибольшей эффективностью обладает схема, в которой национальная киберинфраструктура рассматривается как общественное благо и расходы на ее создание и сопровождение покрываются из госбюджета, считает директор Института программных систем РАН Сергей Абрамов. По его словам, в США, в информационной и экономической состоятельности которых сомневаться не приходится, ресурсы суперкомпьютерных центров национальных лабораторий (финансируемых государством) безвозмездно раздаются в виде грантов государственным учреждениям, вузам и даже коммерческим (!) фирмам — тем, кому это действительно необходимо, кто сможет этим воспользоваться. Возврат же вложенных в киберинфраструктуру средств осуществляется не за счет прямой продажи ресурсов, а опосредованно — через развитие конкурентоспособной экономики, разработку новых технологий, товаров и услуг, расширение присутствия национальной экономики на мировом рынке, увеличение налоговых поступлений в казну.

Это не означает, что в сложившейся в нашей стране ситуации вузы не должны продавать машинное время своих систем, однако делать ставку на такого рода заработок (что характерно для некоторых отечественных организаций), по мнению г-на Абрамова, неэффективно и ни к чему хорошему привести не может.

Технопарки

Эта тема была представлена на стенде нижегородским проектом “Анкудиновка” (в виде макета). Посетители CeBIT имели возможность ознакомиться с ним еще в прошлом году, однако с тех пор было утверждено государственное финансирование до 2010 г. этого и шести других пилотных технопарков, поэтому можно было ожидать новых подробностей. Впрочем, у “Анкудиновки” есть интересная особенность: в отличие от большинства своих собратьев (как зарубежных, так и отечественных) этот проект планируется создать не на базе какого-либо института, а отстроить, что называется, в чистом поле (площадью в 41 гектар). Поэтому на стенде не было и не могло быть ИТ-специалистов, и презентацию проводили сотрудники министерства инвестиционной политики при правительстве Нижегородской области. Соответственно на самые интересные в свете недавнего нашего обзора вопросы ответы было получить весьма затруднительно. Начальник управления финансово-экономического анализа и реализации приоритетных инвестиционных проектов Андрей Гнеушев склонен был говорить о ходе строительных работ и суммах инвестиций, а не об ИТ. По его словам, ближайших результатов следует ожидать через полтора года, когда по плану закончится создание инженерной инфраструктуры городка, после чего и начнется возведение зданий (офисов, гостиницы, детского сада и т. д.). Но вот что с “Анкудиновкой” произойдет дальше (откликнутся ли разработчики, открыв свои фирмы в технопарке), несмотря на оптимизм нижегородского правительства, пока не ясно.

Как утверждает г-н Гнеушев, ИТ-отрасль в области поддерживается целым рядом экономических льгот. Распространяются они на конкретные проекты, поэтому, как только технопарк будет отстроен, льготы будут приняты и для него.

Если слова чиновника не разойдутся с делом, то в “Анкудиновке” возможно будет устранена главная проблема российских технопарков (отсутствие на федеральном уровне механизмов, стимулирующих бизнес фирм-резидентов), и тогда, по логике, разработчики в городке появятся.

Однако пока это всё теории. В настоящий момент, по словам г-на Гнеушева, с различными ИТ-компаниями переговоры уже ведутся, но о результатах говорить рано. Среди потенциальных зарубежных участников проекта традиционно были упомянуты Microsoft и Intel, назвать же конкретные отечественные компании чиновник (опять-таки традиционно) затруднился.

Проблема самопрезентации

Как известно, выставки существуют для того, чтобы показывать товар лицом. И в известной мере проблема очень многих информационных технологий заключается в том, что их весьма непросто презентовать. Одно дело, когда речь идет о каком-нибудь ноутбуке “революционного” дизайна или исключительно малой толщины. (Такой предмет можно просто поместить в витрину.) Совсем другое, когда дело касается программных продуктов и виртуальных решений. ЖК-мониторы есть почти на каждом стенде, и долго разглядывать череду сменяющихся картинок, если они не поддаются однозначной интерпретации, у посетителей огромного CeBIT’а просто нет ни времени, ни сил.

Правительству Нижегородской области с проектом технопарка “Анкудиновка” в этом отношении повезло. Покуда нет никакой определенности, что за технологии родятся в его стенах, можно смело ограничиваться демонстрацией инженерной инфраструктуры, которую визуализировать совсем несложно. Представленный макет с симпатичными белыми домиками привлекал взгляды посетителей хотя бы потому, что ничего подобного поблизости просто не было.

Другим участникам экспозиции приходилось обращать на себя внимание пришедших на выставку более нетривиальными способами. Например, при беглом взгляде на сектор Республиканского мультимедиа центра можно было решить, что центральным его экспонатом является интерактивная доска с информационно-образовательными заданиями (и экраны-мониторы самые большие, и шумный аниматор-зазывала рядом, и возможность сфотографироваться, получив распечатку “диплома почетного гостя”). Однако в действительности наиболее важной разработкой сектора были упомянутые выше образовательные модули, а увлекательные задания, предлагаемые на интерактивной доске, по сути, служили удачным привлечением для посетителей, которые наигравшись приступали к знакомству с остальными технологиями.

Тем не менее это скорее исключение из правил, и приходится признать, что большинству разработчиков на стенде Минобрнауки можно было рассчитывать только на известность своего имени да на заранее анонсированные подробные презентации. А это, безусловно, не позволило отечественным технологиям привлечь к себе то столько внимания, сколько они наверняка заслуживают.

Версия для печати (без изображений)