Пытаясь увеличить свои доходы от дополнительных сервисов, некоторые авиакомпании разрешили пассажирам пользоваться своими мобильными терминалами для телефонной связи во время горизонтального полета. Первый в мире звонок по мобильному телефону с борта летящего самолета был совершён на коммерческом рейсе EK751 авиакомпании Emirates Airlines (Объединенные Арабские Эмираты) между Дубаем и Касабланкой через систему оператора AeroMobile AS (подконтролен норвежскому оператору связи Telenor). Напомним, что еще в декабре 2007 года AeroMobile AS заявил о том, что обеспечит аналогичный сервис для авиакомпании Turkish Airlines, но выполнение проекта пока задерживается. Между тем в его рамках планируется реализовать более широкий набор услуг, нежели в Emirates: на самолётах Airbus A340 предполагается предоставить весь спектр GSM- и GPRS-сервисов, включая возможность работы BlackBerry и других сервисов “push e-mail”. Аналогичный проект развивается и для австралийской авиакомпании Qantas Airways.
Правда, еще раньше сервис для мобильных телефонов внедрили в Air France — аэробус F-GUGR A 318 был экипирован системой OnAir. Он летает по маршруту Нант -- Москва и Стокгольм -- Касабланка. При взлете и посадке на табло рядом с надписью “Пристегните ремни” загорается и другая: “Выключите мобильный телефон”. Однако уже на высоте 6 тыс. метров устанавливается связь из самолета, при этом на экранах телефонов у пассажиров высвечиваются цифры 90115 — ID-номер оператора мобильной связи. С этого момента можно отправлять и принимать SMS- и MMS-сообщения, но звонить пока еще нельзя. Возможно, оно и к лучшему: слушать чужие разговоры на протяжении нескольких часов весьма утомительно.
Споры вокруг влияния мобильной связи на безопасность авиаперелетов ведутся на протяжении двух десятилетий — с самого начала активного распространения радиотелефонов в странах Европы и США. Сейчас перед взлетом и посадкой все авиакомпании мира в обязательном порядке требуют выключить все электронные приборы — от безобидных плейеров до мобильных телефонов и ноутбуков с Wi-Fi. Считается, что исходящее от них электромагнитное излучение может помешать работе бортового оборудования, что небезопасно. Поэтому в авиакомпании Emirates Airlines для обеспечения безопасности полетов приняты специальные меры.
Основная идея, реализуемая с помощью этих мер, заключается в том, чтобы снизить силу излучения мобильных телефонов за счёт приближения к ним базовой станции. Для этого на борту самолета устанавливается базовая мини-станция сотовой связи, соединенная по кабелю со спутниковой станцией, которая через спутник рентранслирует сигналы в базовые сети тех операторов, куда адресован звонок. Кроме того, на борту самолета есть контрольный прибор, который следит за тем, чтобы сигнал мобильного телефона не шел на станции, установленные на земле (прибор блокирует такие соединения). Дополнительно произведено экранирование пилотской кабины и систем навигации. Конечно, разговоры по мобильному телефону в воздухе будут в несколько раз дороже, чем на земле, но представители европейской комиссии говорят, что будут внимательно следить и принимать необходимые меры в случае “злоупотреблений и неоправданного завышения цен” сотовыми операторами и авиакомпаниями.
Российские операторы также не остались в стороне от прогресса — к примеру, компания “Мегафон” уже заключила контракт на роуминговое обслуживание с норвежским оператором AeroMobile AS, который обслуживает рейсы авиаперевозчика Emirates. Вызовы и SMS-сообщения на борту самолетов авиакомпании Emirates Airlines для абонентов “Мегафона” будут стоить в соответствии с тарифами роуминговой зоны “Остальные страны” и окажутся не такими уж дешевыми: входящий звонок — 80 рублей в минуту, звонок в Россию — 100 рублей в минуту, SMS-сообщение — 15 рублей. GPRS/EDGE/HSPA-роуминг в самолетах предоставляться не будет в связи с отсутствием технической возможности.
Отметим, что мобильная связь в самолетах пока лишь опробуется в рамках пилотных проектов, по результатам которых будет приниматься решение о целесообразности такого рода сервисов. Стоимость оборудования для совершения голосовых вызовов составляет несколько сотен тысяч долларов, требует длительного времени и тонкой настройки, регулярного технического обслуживания, поэтому подобный сервис может оправдать себя только при длительных перелетах на больших воздушных судах, где это может быть экономически выгодно. Та же компания Emirates развивает эти услуги в “связке” с остальными предложениями для VIP-клиентов — к примеру, с улучшенными условиями для пассажиров первого и бизнес-класса (кресла-капсулы, раскладывающиеся до полноценных кроватей, персональные DVD-плейеры на каждом кресле и т. д.). Кроме технических требований предстоит еще выработать правила работы с мобильными терминалами на борту самолета — к примеру, выделить специальное время для совершения голосовых звонков (скажем, не больше двадцати минут в час) или создать для этого специальное помещение в хвостовом салоне самолета, ограничивать продолжительность особенно разговорчивых абонентов, которые могут мешать своим соседям.
Несмотря на то что на рубеже 2006--2007 гг. компания Boeing свернула свой сервис Connexion, идея предоставления доступа в Интернет для пассажиров трансатлантический рейсов “витает в воздухе”, и определенная часть пассажиров готова платить за такую услугу. Именно поэтому, к примеру, американский воздушный перевозчик компания JetBlue Airways осуществила первый проект, в рамках которого пассажиры бесплатно получают беспроводной доступ в сеть на борту самолета. Из-за небольшой пропускной способности канала сервис все же ограничен возможностью получать и отправлять электронные письма без вложений и обмениваться мгновенными сообщениями в службе Yahoo!. Как мы уже писали, в салоне пока только одного авиалайнера, Airbus A320 на рейсе Нью-Йорк — Сан-Франциско, развернута беспроводная сеть Wi-Fi, к которой могут присоединиться пользователи ноутбуков, КПК и коммуникаторов Blackberry 8820 и Curve 8320.
Можно предположить, что экономически выгодным проектом будет монтаж рядом с каждым креслом розеток для подзарядки техники за небольшие деньги (весьма часто времени работы аккумуляторов мобильных ПК не хватает на длительные перелеты продолжительностью 12--15 часов). Полезными могли бы оказаться и сетевые порты в подлокотниках или спинках впереди стоящих кресел — с их помощью несложно организовать доступ к музыкальному и видеоархиву с возможностью загрузки понравившихся медиаэлементов в электронные гаджеты пассажиров (оплата — по кредитной карте). Вполне вероятно, такой “бизнес над облаками” принесет авиакомпаниям дополнительный доход, а заодно поднимет индекс инноваций операторов связи.