Количество жертв мошенничества, основанного на услугах сотовой связи, к сожалению, постоянно растет. По собственным исследованиям компании “ВымпелКом”, за последнее время с ними столкнулись как минимум 15% пользователей от всей абонентской базы российских провайдеров мобильных услуг связи. Судя по данным исследования агентства Bojole, проведенного в январе 2007 г., подавляющее большинство абонентов (78% из 1,8 тыс. опрошенных во всех регионах России) осведомлено о проблеме. Чаще всего абоненты ассоциируют с мобильным мошенничеством случаи обмана, основанного на доверии (54%), более четверти опрошенных (28%) относят сюда кражи мобильных телефонов. Именно этой теме и было посвящено заседание Экспертного совета проекта “Мобильная грамотность”, проведенного “ВымпелКомом” с целью организации противодействия мошенничеству в сфере оказания услуг сотовой связи.
Основные виды преступных действий
Из всех способов мошенничества, основанных на доверии, наиболее известен “случай с родственниками”, — о нем знают 54% опрошенных. В данном случае мошенник представляется родственником, другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с ним приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). Беда, как известно, не приходит одна. Вот и у пострадавшего во время аварии сломался телефон (сели батарейки, отобран бандитами, потерялся), и приходится звонить с чужого. Предстоит еще очень много звонков, поэтому необходимо пополнить человеку баланс. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 и даже 100 долл. и продиктовать по телефону ее секретный код. Находясь в стрессовом состоянии или замешательстве, люди легко соглашаются помочь. Если же номер не проходит, “пострадавший” просто вешает трубку.
Войдя в раж, отмечает Александр Граблевский, начальник Управления “К” Бюро специальных технических мероприятий МВД РФ, мошенники начинают раскручивать своих “родственников” на наличные. После пополнения баланса они перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен — от пострадавших в ДТП сторон удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги (от 300 до 1500 долл.). Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что делает очередное “добровольное пожертвование”. По информации г-на Граблевского, число таких преступлений продолжает увеличиваться — за 2006--2007 гг. на территории России удалось задержать в общей сложности семь крупных преступных группировок, промышлявших таким бизнесом, на счету каждой из них -- сотни однотипных эпизодов с использованием мобильной связи.
На втором месте так называемый “ложный приз” — об этом осведомлено 44% пользователей. В данном случае на мобильный телефон абонента звонит лжеведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Когда человек перезванивает, его поздравляют, он передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную новость: он не просто получит приз — телефон, а его сразу же подключат, нужно лишь в течение 30 минут купить карту пополнения счета сотовой компании и сообщить ее данные диджею. Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, обманутый абонент узнает, что на радиостанции никто подобного конкурса не проводил, так что долгожданного телефона он не получит. Да и купленная карточка уже не пригодится — “награждающие” давно перевели с нее деньги на свои счета. Как говорит Максим Димов, руководитель информационной службы радио “Сити-FM”, слушателям стоит помнить, что ни одна радиостанция в России при проведении конкурсов не требует от своих слушателей наличных или карт оплаты, это оплачивают рекламодатели.
На третьем месте (о нем слышали 39% опрошенных пользователей) — обман типа “SMS-просьба”. Это самый массовый и трудно доказуемый вариант мошенничества. Не далее как в начале нынешнего года сотни тысяч абонентов мобильных сетей получали SMS с просьбой: “У меня проблемы, позвони по номеру XXX, а если номер не отвечает, положи на него 200 рублей и перезвони”. Или еще более банальный вариант: “У меня закончились деньги, пополни мой счет. Лена”. Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких людей. Далее с помощью систем “мобильный перевод” деньги уходили на другие телефонные номера мошенников.
На четвертом месте в рейтинге мошенничеств “платный код” — это отметили 34% пользователей, опрошенных в ходе исследования. В этом случае на телефон звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки (центра поддержки клиентов) сотового оператора с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку лжесотрудника код, который является комбинацией для осуществления перевода средств со счета абонента на счет мошенников.
Другой вариант мошенничества того же типа — так называемый “ошибочный перевод средств”. Абонент получает SMS-сообщение, оповещающее о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги “Мобильный перевод”. Сразу же после этого ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же “Мобильным переводом”. Суть в том, что уведомление отправляется с помощью бесплатного интернет-сервиса и никакого пополнения счета не производилось, а от абонента требуют вернуть деньги с его пользовательского счета.
За 2006--2007 гг. на территории России удалось задержать в общей сложности семь крупных преступных группировок, промышлявших мошенничеством с использованием мобильной связи. На счету каждой из них -- сотни однотипных эпизодов.
В последующем все деньги, полученные такими способами, говорит Федор Куц, старший оперуполномоченный по особо важным делам Управления “К” МВД РФ, пополняют счета мобильных телефонов, используемых в преступной деятельности. По другой схеме собранные с помощью мобильных переводов деньги переводят на “чистый” пользовательский счет, который впоследствии закрывается и денежные средства выдаются тому гражданину, на которого он зарегистрирован. Подобные действия характерны для региональных подразделений крупных операторов мобильной связи во Владимирской, Калужской, Липецкой, Тверской и Тульской областях, а жертвами в основном становятся пользователи Москвы и Санкт-Петербурга.
Между тем, уверен Сергей Ениколопов, заведующий кафедрой криминальной психологии МГППУ, количество жертв мошенничества, основанного на услугах сотовой связи, может быть даже больше, так как, с одной стороны, 15% респондентов отметили, что их родственники, друзья, знакомые тоже пострадали от действий мошенников, а с другой -- не все из опрошенных признались в том, что стали жертвами мошенников по своим причинам (так называемая “социальная желательность”).
Пресечение противоправной деятельности
Как показывает практика, справиться с мошенниками, действующими в сотовых сетях, очень непросто. Пару лет назад аналогичная “эпидемия” подобных преступлений была отмечена в Китае, где десятки тысяч пользователей поверили мошенникам и потратили деньги на товары, которых так и не увидели. В ответ власти Китая наряду с энергичными действиями полиции внедрили специальную программу просвещения, состоящую из регулярных кампаний по искоренению подобных злоупотреблений, — в ней участвовали многочисленные государственные СМИ. Чиновникам было приказано усилить наблюдение за массовыми рассылками текстовых сообщений, операторы были обязаны оперативно собирать претензионную статистику от своих абонентов для передачи правоохранительным органам.
В России, по данным исследования агентства Bojole, практически 70% опрошенных считает, что борьбу с мобильным мошенничеством в России не ведет никто. А вести ее, по мнению 40% респондентов, должны операторы сотовой связи, правоохранительные органы (36%), государство (21%) и сами пользователи (13%). Без сомнения, пояснил исполнительный вице-президент компании “ВымпелКом” Николай Прянишников, при многочисленных сообщениях о мошеннических запросах с какого-либо номера оператор блокирует такую SIM-карту, но этих действий недостаточно — они всегда предпринимаются постфактум.
В качестве основных мер воздействия участники заседания предлагали различные варианты. На наш взгляд, интересными можно признать несколько предложений. Во-первых, операторам имеет смысл выделить отдельный короткий номер (состоящий из четырех цифр), на который можно было бы организовать прием сообщений от абонентов о фактах мошеннических действий со стороны других пользователей. Во-вторых, ввести информационный пункт в голосовой платформе (IVR), с которой абонент общается при звонке в call-центр оператора связи, информирующий его об основных способах мошенничеств. В-третьих, учитывая тот факт, что значительная часть мобильных терминалов находится у молодых людей, создать раздел о правильном обращении с мобильным телефоном в курсе ОБЖ в школах и колледжах (84% респондентов выступают за информирование детей с целью их защиты от мошенников). Ведь в среднем каждый третий абонент заинтересован в информировании о видах мобильного мошенничества, причем большинство из заинтересованных полагают, что информационные функции должны взять на себя операторы сотовой связи (73%) и средства массовой информации (37%).
Ни одна радиостанция в России при проведении конкурсов не требует от своих слушателей наличных или карт оплаты — всё оплачивают рекламодатели.
Из перспективных предложений на заседании экспертного совета проекта “Мобильная грамотность” было также отмечено усиление системы мониторинга “мобильных платежей” с тем, чтобы мгновенно зафиксировать аномальную активность — слишком много небольших переводов на один и тот же мобильный счет, “разбивка” крупных поступлений по десяткам мобильных счетов и т. д. А вот рассылка абонентам SMS с информацией об основных способах мошенничества (такие сообщения хотел бы получать 61% респондентов), на наш взгляд, совершенно не имеет смысла и только создает лишнюю нагрузку на SMS-центры операторов сотовой связи.
В любом случае, отмечает Евгений Данилов, адвокат-руководитель Экспертной группы юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”, возврат средств, которыми завладели мошенники, подпадает под ту же юридическую процедуру, что и любые другие проблемы подобного рода. Это компетенция правоохранительных органов — разыскать мошенника, доказать факт противоправного действия, передать дело в суд, после чего будет приниматься решение о его вине, мере пресечения и компенсации ущерба потерпевшим. Но для того чтобы механизм закрутился, пострадавшим от махинаций с “мобильным мошенничеством” необходимо обращаться с заявлениями в милицию и к мобильному оператору — только в этом случае, согласно договору о предоставлении услуг сотовой мобильной связи, номер можно будет заблокировать, а правоохранительные органы будут производить дознание. Конечно, идеальный вариант — при поступлении подозрительных звонков не паниковать, не бросаться собирать деньги, чтобы выручить родственника из беды или заплатить за приз. Соберитесь с мыслями и проанализируйте ситуацию — бесплатный сыр бывает только в мышеловке.