Правительство Российской Федерации приняло постановление № 215, согласно которому Правительственная комиссия по федеральной связи преобразовывается в Правительственную комиссию по федеральной связи и информационным технологиям, а также утвердило новое положение об этой организации и состав ее членов. Реформируемая структура по форме во многом напоминает существовавший в советское время Межведомственный координационный совет по связи (МВКС), но в силу ряда организационных особенностей скорее всего будет отличаться от него по направленности работ и уступать ему по эффективности деятельности.
Цели создания комиссии
Постановлением конкретизируются базовые функции комиссии, которая является координационным центром, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития и совершенствования федеральной связи и ИТ.
В числе главных задач комиссии названо определение приоритетов в реализации основных направлений развития федеральной связи и информационных технологий с учетом задач государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также экономических, финансовых и иных возможностей государства.
Комиссии поручается координация деятельности различных органов исполнительной власти при подготовке концепций, федеральных, межотраслевых и отраслевых программ развития и совершенствования сетей связи и информационных систем, а также при обеспечении их интеграции с международными сетями. Она будет участвовать в проведении межведомственной экспертизы программ, концепций, проектов развития сетей связи и информационных систем (для сетей связи специального назначения — в части установленных для них требований и взаимодействия с другими сетями связи единой сети электросвязи Российской Федерации).
В отличие от МВКС, который учреждался в 1963 г. под реализацию одной, но очень крупной задачи — создание Единой автоматизированной сети связи страны (ЕАСС), нынешняя правительственная комиссия будет заниматься множеством вопросов — от подготовки предложений по совершенствованию законодательства в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обсуждения документов по применению новейших технологий на ИКТ-сетях до рекомендаций по развитию международного сотрудничества.
МВКС более чем за тридцатилетний период своего существования сумел создать одну из крупнейших сетей связи в Европе, опираясь на собственную промышленность средств связи (ПСС) страны и координируя работу различных ведомств, включая силовые структуры. Его опыт послужил положительным примером и, несомненно, стал побудительным мотивом к созданию два года назад Правительственной комиссии по федеральной связи, которая стала предшественницей нового органа.
Однако обилие функций и обязанностей комиссии при явном отсутствии главной задачи делало эту организацию скорее похожей на дискуссионных клуб, чем на серьезный и действенный орган, призванный, в частности, предметно решать многие вопросы национальной безопасности в привязке к сфере ИКТ. Сегодня у преобразованной комиссии появились возможности корректировки федеральных целевых программ (ФЦП) и определения приоритетов их бюджетного финансирования. Предполагается также создание рабочей группы по вопросам систем и сетей связи специального назначения и защищенным информационным технологиям.
Задачи комиссии по федеральной связи и ИТ
О вероятной направленности работ преобразованной комиссии косвенно можно судить по той тематике, которая была в плане 2007 г., — скорее всего эта деятельность сохранится и даже расширится за счет ИТ. В первом квартале, например, прорабатывались вопросы по обеспечению потребности в связи и навигации в арктической зоне Российской Федерации и обсуждалась концепция сети подвижной радиосвязи на базе стандарта TETRA.
Второй квартал оказался более продуктивным — заслушивались вопросы о мерах по обеспечению потребности в каналах связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения, о системно-сетевых решениях, реализуемых при создании единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел и о создании условий для повышения конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала российской отрасли ИКТ.
В третьем квартале наиболее актуальными были вопросы о состоянии и перспективах развития отечественной промышленности инфокоммуникационных технологий и о мерах по обеспечению устойчивого функционирования сети связи ОАО “РЖД” и РАО “ЕЭС России” в чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения.
Наконец, в ноябре комиссия, которая собирается раз в квартал, обсудила концепцию “Системы-112”, проект создания системы централизованного управления сетью связи общего пользования при чрезвычайных ситуациях и в условиях чрезвычайного положения и вопросы создания национального центра управления в кризисных ситуациях. И хотя план работы комиссии на 2008-й должен был быть принят еще в ноябре прошлого года, он пока не утвержден и не комментируется Мининформсвязи РФ.
Что касается руководства новой комиссии из 26 человек, то ее по-прежнему возглавляет министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Но ее состав существенно изменился. Позиции Мининформсвязи РФ укрепились за счет руководителя Росинформтехнологий Владимира Матюхина и директора Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса г-на Шадаева.
Первого заместителя министра связи и информационных технологий Бориса Антонюка заменил заместитель министра Дмитрий Милованцев. Эти назначения также продемонстрировали ИТ-уклон комиссии. Свое место сохранил директор департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи Евгений Васильев. Кроме того, бывший руководитель Россвязи Андрей Бескоровайный уступил место нынешнему главе ведомства Валерию Бугаенко.
Из комиссии выбыли заместитель министра экономического развития и торговли РФ Кирилл Андросов, заместители руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, ФСТ -- Виталий Евдокименко, Роспечати -- Андрей Романченко, начальник управления Роскосмоса Анатолий Шилов. Количественно наиболее значительную группу в комиссии составляют представители силовых структур — Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, ФСБ, ФСТЭК, МЧС, МВД, Министерства обороны и др.
Есть в ней и несколько руководителей из гражданских ведомств — Минсельхоза, Минтранса, Минрегионразвития и Минздравсоцразвития. Очень малое место отведено отечественной промышленности инфокоммуникаций: она представлена всего одним экспертом — Юрием Борисовым, заместителем руководителя Роспрома.
Вместе с тем фактически большинство задач нового органа должно решаться с ориентацией на национальных разработчиков и производителей ИКТ-систем. Просто по определению создание и внедрение защищенных сетей для силовых структур или даже решений по работе систем связи общего пользования в условиях чрезвычайного положения нельзя строить, опираясь на зарубежную технику и ПО. Как и разработку концепций развития стратегических отраслей экономики. И, вероятно, не столько эксплуатационное ведомство в лице Мининформсвязи должно играть в комиссии главную роль, сколько представители отечественной науки и ПСС. И непонятно, почему представители РАН не вошли в состав комиссии. В этом смысле ее структура выглядит довольно странной: воистину — один с сошкой и семеро с ложкой!
Сегодня, в условиях отсутствия четких комментариев со стороны Правительства РФ и Мининформсвязи, трудно судить о перспективах преобразованной комиссии. Можно сказать, что наличие такого постоянно действующего органа будет полезно для преодоления межведомственных преград в области ИКТ. Объективно оправдан и сам организационный тренд, расширяющий тематику комиссии в сторону информационных технологий.
Копирования МВКС в общем-то и не произошло — это скорее дискуссионный, чем ориентированный на практические задачи, орган, своего рода расширенная коллегия Мининформсвязи. “Если рассуждать о перспективах функционирования комиссии по федеральной связи и ИТ, то здесь говорить что-либо довольно рано, — считает аналитик ИК “Финам” Анна Зайцева. — Необходимо время для того, чтобы понять, какие функции будет реально исполнять данный орган и через какие механизмы он будет оказывать воздействие на участников рынка”.