До появления электронной почты людям приходилось писать письма или звонить по телефону, чтобы поддерживать отношения с теми, кто находится далеко. Эти виды коммуникации предполагают очень личное общение и занимают время. Электронная почта, напротив, позволяет напомнить о себе милым коротким сообщением, не отнимая много времени и эмоций.
Теперь, чтобы не терять друг друга из виду, сохранить тесные или поверхностные отношения, можно использовать разные типы коммуникации. К двум основным коммуникационным каналам прошлых дней (стационарный телефон и почта) добавились электронная почта, средства мгновенного обмена сообщениями, стационарная и мобильная телефония, VoIP-клиенты типа Skype, видеосвязь и вездесущие SMS. Мы много времени проводим за компьютером, в Интернете, много говорим по мобильному телефону и используем другие технологии и устройства.
В этой связи интересны результаты исследования лаборатории Consumer Lab компании Ericsson, закончившегося в январе 2008 г., в ходе которого было опрошено 5 тыс. респондентов по всей Европе. В нем отмечается, что на рынке появилась новая группа пользователей, численность которой стремительно растет, — это “Аборигены цифрового мира”, юное поколение родившихся в 90-х годах и позже, которые воспринимают Интернет и мобильные телефоны как должное.
Говорят, что те, кто появился на свет в конце 80-х, выросли вместе с Интернетом. Благодаря обязательным компьютерным дисциплинам в школе и широкому распространению домашнего Интернета (с чем до того никто не сталкивался) “поколение i” гораздо лучше разбирается в любых компьютерных и мобильных сетях, чем люди постарше. Об этом можно судить по степени популярности файлообменных сетей, которые упрощают загрузку музыки и фильмов, и современных средств связи, например программ мгновенного обмена сообщениями.
Обычно такие “аборигены” обладают широкополосным подключением к цифровой Сети, но ведут себя примерно так же, как и пользователи модемных соединений. Обе группы получают и отправляют электронную почту, смотрят видеоролики на YouTube, скачивают программы и музыку. Они пользуются интернет-пейджерами, просматривают товары в интернет-магазинах, совершают выгодные сделки на интернет-аукционах и читают новости со всего мира без всякой цензуры. Однако пользователи модемов, как правило, выходят в Сеть только тогда, когда у них накопится несколько задач, — тогда они подключаются к Интернету, делают сразу всё что нужно и быстро отключаются. А вот у владельцев скоростных каналов всё иначе — Интернет становится неотъемлемой частью их жизни, им не приходится “копить задачи”, требующие подключения к скоростной информационной Сети.
Вместе с этим отмечу интересную деталь: на рынке широкополосной связи сложилось ошибочное мнение, что абоненты высокоскоростных каналов проводят меньше времени в Сети, поскольку все их задачи: отправка электронной почты, загрузка музыки, просмотр новостных веб-сайтов — выполняются быстрее. Но на самом деле они остаются в онлайновом режиме намного дольше. Более того, чем дольше они пользуются этой услугой, тем больше времени проводят в Сети. Из абонентов широкополосной связи 82% (здесь и далее все цифры цитируются по данным исследования Consumer Lab) заявляют, что пользуются Интернетом несколько раз в день, а 96% — как минимум раз в день. Для операторов связи, конечно, это отрадный факт.
Наконец, пользователи высокоскоростных соединений не просто глубже погружаются в какое-то занятие — они проводят много времени за самыми разными делами: говорят по телефону, отправляют SMS-сообщения, пишут в блоги и форумы. Сегодня на эти дела каждый день уходит на несколько часов больше, чем, например, двадцать лет назад. К слову, дополнительное время, которое можно провести в Сети, высвобождается за счет отказа от других занятий, таких, как просмотр традиционных телевизионных программ, прослушивание радиопередач и чтение. Так, более 40% абонентов широкополосной связи сообщили, что после подключения широкополосного канала стали реже смотреть телевизор, а то и избавились от этого устройства вовсе.
Интересное наблюдение исследователей: “аборигены цифрового мира” лучше чем когда-либо информированы и коммуникабельны, у них больше друзей и знакомых, и они в большей степени управляют своей жизнью. Их информированность — не столько следствие доступа к огромным объемам информации в любое время и в любом месте, сколько умение работать с поисковыми системами. Благодаря мгновенной беспроводной и кабельной связи, не зависящей от часовых поясов и социальных барьеров, “аборигены” более открыты для общения. Своей высокой коммуникабельностью они обязаны возможности публиковать данные и непосредственно обмениваться идеями и мнениями в Сети. Наконец, “аборигены” в большей степени управляют своей жизнью, поскольку они могут персонализировать для себя информацию, способы развлечений, рекламные сообщения и выбор товаров и услуг, которые они приобретают.
А что насчет остальных? Оставшуюся часть населения можно без труда отнести к одной из двух категорий: “иммигранты” цифрового мира и “изгнанники”, живущие в аналоговом мире. Большинство взрослых научились пользоваться мобильными телефонами и Интернетом — это “иммигранты цифрового мира”. Остальные — те, у кого нет мобильных телефонов и доступа в Интернет, — относятся к “изгнанникам”.
Отмечу, что “иммигранты” составляют важную часть общества, в котором мы живем. С приобретением опыта они предъявляют все больше требований к используемым услугам. Например, они гораздо серьезнее относятся к вопросам надежности, безопасности и обеспечения конфиденциальности, чем “аборигены цифрового мира”. Учитывая, что “иммигранты” составляют значительную часть населения, поставщики услуг в сфере телекоммуникаций, безусловно, не могут не учитывать требования этой категории потребителей, сосредоточившись исключительно на “аборигенах”. К слову, “изгнанники цифрового мира”, которые предпочитают аналоговые технологии и держатся в стороне от цифрового сообщества, в большинстве своем станут его частью, как только приобретут необходимые средства.
В этом году во всем мире будет продано почти 10 млрд. микропроцессоров. Их встраивают в самые разнообразные товары, от компьютеров до кофе-машин. Большая часть этих устройств сможет “думать”, но не “говорить”, т. е. они способны выполнять определенные задачи, но не обмениваться данными. Впрочем, ситуация здесь меняется. По мере уменьшения стоимости, размера и энергопотребления беспроводных модулей связи к сетям без проводов подключается всё больше самых неожиданных устройств — это не только стационарные компьютеры и ноутбуки, но и ультрамобильные ПК, портативные игровые консоли и обычные телевизоры, камеры и медиаплейеры. Не за горами время, когда цифровые линии связи и скоростные коммуникационные каналы объединятся в действительно глобальные сети. Мне кажется, этот мир меняется очень быстро.