-- А какие у ГЛОНАСС конкурентные преимущества перед американской системой NAVSTAR? — спросили Юрия Урличича, гендиректора ФГУП “РНИИ КП” и генерального конструктора ГЛОНАСС, на пресс-конференции, проводившейся в рамках Второго международного форума по спутниковой навигации. — Или наша задача всего лишь догнать американцев? Сделать то, что они уже давно сделали?
-- Я уже много раз отвечал на этот вопрос, могу повторить еще раз, — сказал г-н Урличич, гендиректор, генконструктор и просто красивый мужчина. — Мы делаем ставку на двухсистемность, которая дает неоспоримые преимущества потребителям, находящимся в городских каньонах, в лесу и на пересеченной местности.
Выгоды такой стратегии очевидны: совмещенные устройства ГЛОНАСС/GPS, во-первых, уже сейчас используют сигналы от 47 спутников — 31 космического аппарата NAVSTAR и 16 спутников ГЛОНАСС. Во-вторых, даже если NAVSTAR будет отключена по политическим причинам, устройства сохранят работоспособность. Кроме того, на пресс-конференции было объявлено, что в скором времени заработает специальный интернет-портал, предлагающий потребителям дифференциальные поправки к системе ГЛОНАСС. В результате пользователи российской навигационной системы намного повысят точность получения координат.
Многочисленные примеры двухсистемных навигаторов можно было видеть на выставке, проводившейся параллельно с форумом и состоявшей из 22 стендов. Становится очевидным, что в России есть научные и производственные базы, способные производить сложную наукоемкую продукцию. Казалось, что в перестройку всё, что можно, было сдано в аренду, кадры отправились торговать на рынки, и способность разрабатывать чипы и производить, к примеру, авиационные, морские, автомобильные и персональные навигаторы, безвозвратно утрачена. Но ничего подобного. Все перечисленные технические устройства создаются, производятся и поставляются потребителям. Правда, разработка и запуск в производство совмещенных чипсетов ГЛОНАСС/GPS оценивается в сумму до 4 до 7 млн. долл., поэтому российских предприятий среди производителей подобной продукции пока не слишком много. К слову, число импортных комплектующих в космических аппаратах “ГЛОНАСС-М” и “ГЛОНАСС-К” составляет около трети.
При взгляде на российскую ГЛОНАСС/GPS-продукцию появляется стойкое и приятное ощущение дежа-вю: советский дизайн добротен, надежен, узнаваем и символизирует собой преемственность в самом хорошем смысле этого слова. В устройствах российского производства, демонстрировавшихся на выставке, нет ничего броского, они выглядят топорно и снабжены привычными еще по временам СССР табличками с четырьмя заклепками, не хватает только пятиугольных знаков качества. В целом можно сказать, что продукция такого рода являет собой некий антикитайский культурный феномен, в рамках которого внутреннее качество и функциональность предпочитаются внешним эффектам и блеску. Между прочим, в работе форума участвовали и зарубежные производители ГЛОНАСС/GPS-аппаратуры, активно осваивающие нишу. В частности, у некоторых основных мировых производителей навигаторов двухсистемные устройства составляют уже до 30% продукции.