Текущая ситуация в действии под названием “Microsoft покупает Yahoo!” (сразу получившем в народе кодовое имя Microhoo) сейчас соответствует моменту в театральном представлении, когда на сцене опускается занавес, в зале зажигается свет, публика встает со своих мест… Но дело в том, что идет премьера никому не известной пьесы, программки спектакля отпечатать не успели и зрители не знают — это конец всего выступления или всего лишь первой его части? Что делать — идти домой или ждать продолжения?
Мнение наблюдателей по поводу отзыва предложения Microsoft о покупке Yahoo! довольно единодушно: не спешите расходиться, продолжение, скорее всего, следует”.
Действительно, ситуация выглядит не очень понятно. Формально получается, что сделка не состоялась, потому что стороны не договорились о цене: руководство Yahoo! было в принципе не против поглощения ее компании, но только за “подороже” (не по 33 долл. за акцию, а по 37).
Любопытно, как на все эти перипетии реагировал фондовый рынок: в прошлом году курс акций Yahoo! держался на среднем уровне в 30 долл., но в январе он упал до 19 долл. 1 февраля, в день объявления о предложении Microsoft, вырос сразу на 48% до 28 долл. и держится примерно на этой отметке до сих пор. Тут стоит обратить внимание на очень любопытный нюанс: письмо Стива Балмера об отзыве своего предложения было опубликовано 3 мая, в субботу, выходной день, а значит, игроки фондового рынка имели целых два дня для размышлений: срочно покупать или продавать акции Yahoo! При том, что мнение экспертов довольно однозначно — скорее всего, цена довольно быстро упадет до январского уровня.
Первыми после новости об отказе Microsoft в понедельник 5 мая среагировали азиатские фондовые рынки: котировки Alibab.com (китайской дочерней компании Yahoo!) сразу понизились почти на 6%. Через двенадцать часов открылась нью-йорская биржа – стоимость акций Yahoo! упала сразу на 20% до 23 долл, правда, потом подросли до 24 долл. Финансовые аналитики прокомментировали: обвал мог бы быть сильнее, если бы биржевые игроки были уверены на 100% в искренность заявления Microsoft.
Повышенное внимание ИТ-общественности и финансовых аналитиков к операции Microhoo имеет вполне понятные причины. И дело тут даже не в рекордной, если не сказать астрономической стоимости сделки, особенно если принять во внимание, что покупаются не природные ресурсы или производство чего-то осязаемого, а что-то из области виртуального мира. Интерес больше вызван тем, что такое слияние может привести к весьма существенным изменениям в ИТ-отрасли (которая, в свою очередь, является одним из стержней современной мировой экономики). При этом, что самое важное, никто не берется спрогнозировать, к каким именно изменениям.
То, что Microsoft всерьез намеревалась купить Yahoo!, а не просто прозондировать рынок, не вызывает сомнений. Но зачем это нужно Редмонду, не очень понятно. С одной стороны, вроде бы всё очевидно: несмотря на усилия последних лет Microsoft не успевает в гонке за молодым интернет-лидером — Google. Объединение корпорации Microsoft (игрока номер три на рынке интернет-сервисов), обладающей гигантскими ресурсами и лидирующей в ИТ-сфере, и компании Yahoo! (игрока номер два), явно теряющей темпы развития, но обладающей огромным опытом в интернет-сфере, позволит первой одним махом догнать Google.
Но, с другой стороны, в бизнесе, а тем более в сфере высоких технологий, результат сложения далеко не всегда равен сумме слагаемых. И не факт, что интернет-ветеран не станет обузой, которая не только не поможет в интернет-бизнесе, но и негативно скажется на деятельности Microsoft в традиционной для нее ИТ-сфере. Ведь любое поглощение — это очень болезненный для бизнеса процесс, который не всем удается благополучно пройти (вспомним, например, историю Compaq + Digital). Тем более, что речь идет о слиянии двух весьма различных корпоративных культур — традиционных ИТ и информационных интернет-услуг. Как среагируют на сделку нынешние пользователи Yahoo! — останутся верными своему провайдеру или уйдут к Google? Как поведут себя сотрудники Yahoo!, в том числе разработчики ПО, многие из которых причисляют себя к лагерю Open Source? Ответы на эти вопросы представляются неоднозначными, хотя наверняка прагматичные лидеры Microsoft просчитали, что может получить корпорация в результате таких огромных затрат*.
Позиция руководства Yahoo! в этой истории также выглядит не совсем понятной. В условиях конкурентного давления со стороны Google и Microsoft перспективы развития компании выглядят не очень обнадеживающими. Чего на самом деле хотел добиться совет директоров Yahoo!, говоря о более высокой цене за компанию? Он действительно заботился об акционерах, которые могли бы заработать побольше на этой сделке? Или же, воспользовавшись благоприятной рыночной конъюнктурой, провести какие-то удачные технологические и деловые операции, которые обеспечили бы уверенное автономное существование в будущем?
Как бы то ни было, нужно иметь в виду, что окончательное решение о подобных сделках всегда принимается не руководством, а владельцами компаний. При желании Microsoft могла пойти по второму, запасному, пути покупки, обратившись с предложением напрямую к акционерами Yahoo!. Обычно этот метод называется “враждебным поглощением”, хотя нужно понимать, что враждебность тут проявляется не к владельцам покупаемой компании, а к ее менеджерам. Этот вариант является крайним и очень нежелательным для покупателя, потому что конфликт с руководством приобретаемой компании может весьма негативно отразиться на непрерывности бизнеса, серьезно усложнить и без того непростой процесс объединения.
Итак, в субботу, 3 мая Стив Балмер сообщил в официальном письме, что он отзывает свое предложение о покупке Yahoo!, отметив при этом, что Microsoft решила не обращаться напрямую с таким предложением к акционерам Yahoo! Чем вызвано это решение? Цена, запрошенная советом директоров Yahoo, показалась чрезмерной, а путь конфликта с ним слишком рискованным? Или же за три месяца рыночная ситуация изменилась и необходимость в покупке Yahoo! просто отпала?
Так или иначе, можно однозначно сказать: опубликованное решение Microsoft отнюдь не ставит точку в этой истории. По сути Редмонд просто дает возможность акционерам и менеджменту Yahoo! разобраться между собой и решить, как видит эта компания свое будущее. И можно не сомневаться, что эти внутренние дебаты на фоне ожидаемого падения курса акций (т. е. прямых потерь акционеров) будут очень острыми. Ведь внимательно прочитав послание Балмера, нетрудно увидеть, что оно скорее адресовано не совету директоров, а акционерам компании, и в нем, несмотря на вежливый стиль письма, фактически имеется прямой упрек (с довольно подробным обоснованием) руководству Yahoo! в том, что оно в этой истории исходило из своих собственных интересов, а не интересов владельцев. И все это завершается вот такой блестящей концовкой: “Я и сегодня по-прежнему верю, что наше предложение остается единственным вариантом, обеспечивающим вашим акционерам полную и справедливую цену принадлежащих им акций. Отказавшись от соглашения с нами, вы и ваши акционеры существенно проиграли в капитализации и стоимости акций”.
С большой долей уверенности можно сказать, что переговоры между Microsoft и Yahoo! могут продолжиться, но уже в неофициальном формате. Вспомним хотя бы историю Oracle + BEA прошлой осени. После полуторамесячных разговоров о справедливой цене стороны, казалось, разошлись, не договорившись, а спустя еще два месяца сообщили о заключении сделки .
Итак, публика встает со своих мест, но уходить домой не спешит: скорее всего спектакль будет продолжен. Интересных вестей про Microhoo стоит ожидать в течение ближайшей пары месяцев.
*Но, разумеется, реальные затраты на покупку со стороны Microsoft — это не 47,5 млрд. долл. (последняя озвученная цена). На самом деле они определяются разницей между предложенной ценой и рыночной стоимостью акций, т. е. по состоянию на 3 мая — это около 6 млрд. долл.