Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) подготовило план мероприятий на текущий год, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики, экономический рост и улучшение качества жизни населения (www.bit.prime-tass.ru/news/show.asp?topicid=17&id=57518).
Среди шести стратегических целей плана значится содействие инновационному развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке. Казалось бы, ничто так не способствует достижению этой цели, как развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Однако в длинном перечне мероприятий, предложенных МЭРТом, ИКТ упоминаются крайне редко. И хотя диверсификация нашей экономики выделена в качестве одного из приоритетов, непонятно, какая роль отводится высоким технологиям в данном процессе.
Лишь внимательное изучение документа позволяет убедиться, что МЭРТ иногда все-таки вспоминает про ИКТ. Так, один из пунктов плана обещает поддержку экспорта высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью. В другом пункте говорится об обеспечении эффективного функционирования промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон (ОЭЗ), но здесь же упоминается и о создании туристско-рекреационных и портовых ОЭЗ. Другими словами, все ОЭЗ “свалены в кучу”, более того, в разделе, посвященном их финансированию, о технико-внедренческих зонах не написано ничего. Говорится лишь, что в нынешнем году на строительство объектов инфраструктуры в ОЭЗ будет выделено более 17 млрд. руб., а далее идёт речь про создание портовых ОЭЗ, подготовку благоприятных условий для развития туристско-рекреационных ОЭЗ и привлечение не менее тридцати резидентов в промышленно-производственные.
Отдельным пунктом выделена область услуг связи. Но здесь упор сделан на работу почты, в частности, на повышение уровня доступности почтовых услуг по всей территории России и увеличение вклада федеральной почтовой связи в доходы инновационного сектора экономики. А ведь мы живем в эпоху бурного развития телекоммуникаций. Но даже про телефонную связь, не говоря уж об Интернете, не сказано ни слова. Имеется лишь расплывчатая фраза о том, что в сфере связи в нынешнем году будут реализованы меры, направленные на ликвидацию в среднесрочной перспективе убыточности оказания регулируемых услуг.
Высокие технологии упоминаются в разделе, посвященном инновационным проектам, но опять-таки лишь вскользь. Написано, что в этом году в рамках деятельности “Российской венчурной компании” планируется провести 2-й и 3-й конкурсные отборы венчурных фондов и направить до 12 млрд. руб. на приобретение паев. В итоге финансовую поддержку на стадии “старт-ап” в течение следующих нескольких лет получат свыше трёхсот инновационных проектов в высокотехнологичных областях, в том числе в сфере био- и нанотехнологий, информационно-телекоммуникационных, авиационных и космических систем, энергетики и энергосбережения.
Косвенно отрасли ИКТ могут коснуться меры по усовершенствованию системы налогообложения. Ведь, как известно, высокие технологии развиваются очень быстро, и чтобы сохранить конкурентоспособность, компании вкладывают значительные инвестиции в исследование и разработку, в повышение квалификации персонала. МЭРТ предполагает увеличить в полтора раза сумму затрат на НИОКР, учитываемую при исчислении налога на прибыль (в том случае, если НИОКР привели к положительному результату), и расходы на высшее и профессиональное образование сотрудников, а также освобождать указанные затраты от единого социального налога и подачи налоговых деклараций для физических лиц.
Шаги по поддержке и развитию среднего и малого бизнеса (СМБ) также могут благоприятно отразиться на отрасли ИКТ, в которой сегмент СМБ развивается очень активно. Уже разработан и одобрен на заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства “Комплекс мер по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, в том числе по устранению избыточных административных ограничений, обеспечению недискриминационного доступа к ресурсам субъектов естественных монополий, совершенствованию налогообложения малого предпринимательства”.
Пару раз упоминается в плане и программа “Электронная Россия, 2002 — 2010 годы”. Говорится, в частности, о том, что ее реализация продолжается и в рамках этой программы предусмотрено создание сайта, чтобы размещать на нём информацию о заказах для нужд России, субъектов РФ и муниципальных образований.
Интересно, что хотя МЭРТ и не выделяет высокие технологии в качестве приоритетного направления развития экономики, но, тем не менее, собирается использовать их в своей деятельности. В 2008 г планируется разработать и внедрить автоматизированную информационную систему по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и правительства РФ, а также по мониторингу реализации намеченных планов. Предполагается, что данная система позволит значительно упростить процесс такой подготовки и повысить возможности анализа созданных материалов и их использования в бюджетном процессе.
Эксперты по-разному оценили проект МЭРТ. По мнению одних, он вполне гармоничен. “Этот план комплексно охватывает основные направления развития российской экономики в целом, — считает Владислав Кочетков, аналитик из ИК “Финам”. — Основное внимание в нем уделено тому, что особенно важно, а именно формированию благоприятной для развития бизнеса институциональной среды. Что же касается ИКТ, то данный проект как раз фокусируется на проблематичных аспектах этого сектора. На наш взгляд, в последние годы развитию отрасли информационно-коммуникационных технологий уделяется немалое внимание. Она растет внушительными темпами, но представляет собой высококонкурентную среду, поэтому вмешательство государства может неблагоприятно отразиться на ее игроках”.
Тем не менее в “Финам” полагают, что отрасли ИКТ не помешали бы косвенные меры со стороны правительства по благоприятствованию ее развитию, и отмечают особую значимость таких проектов, как снижение ставки НДС до уровня 12--13%, увеличение в полтора раза затрат на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль и развитие венчурного инвестирования, в том числе в сфере высоких технологий. “Таким образом, вряд ли можно говорить о недостаточном внимании государства к сфере ИКТ”, — констатирует Владислав Кочетков.
А вот Сергей Карелов, председатель совета Лиги независимых экспертов в области ИТ (ЛИНЭКС), придерживается другой точки зрения. Он не находит ничего удивительного в том, что в плане мероприятий МЭРТ отсутствует самостоятельный раздел про ИКТ: “Ведь согласно последнему варианту концепции социально-экономического развития РФ до 2020-го, представленному МЭРТом в марте этого года, страна находится лишь на первом из трёх этапов по реализации и расширению глобальных конкурентных преимуществ, присущих российской экономике в “традиционных” сферах — энергетике, транспортной отрасли, аграрном секторе и переработке природных ресурсов. До ИКТ дело может дойти лишь на втором этапе, который начнётся в 2013 году, когда согласно указанной концепции планируется резкое повышение конкурентоспособности нашей экономики за счет перехода на новую технологическую базу -- информационные, био- и нанотехнологии. Но не исключено, что и в 2013-м до ИКТ дело не дойдёт, поскольку в соответствии с другим разрабатываемым долгосрочным прогнозом МЭРТа (на сей раз до 2030-го) имеются риски провала инновационного развития в реперной точке, приходящейся на 2012 год”.
Сергей Карелов уверен, что пока ИКТ не относятся к приоритетным направлениям, Россия всё больше отстаёт в этой области от других стран, и в качестве доказательства приводит международные рейтинги. Если раньше в исследованиях, оценивающих потенциал и перспективы национальных ИКТ, нас опережали лишь развитые страны (от США и Германии до Финляндии и Сингапура), то теперь нас обошли и некоторые ближайшие соседи.
Так, в последнем исследовании организации World Economic Forum, которое охватило 127 государств мира на предмет их готовности к эффективному использованию современных ИКТ, Россия оказалась на 72-м месте, сместившись с прошлогоднего 70-го. При этом многие постсоветские страны, в том числе Азербайджан, Украина и Казахстан, улучшили свой рейтинг по сравнению с прошлым годом и заняли более высокие позиции, чем Россия. Намного опередили нас и собратья по группе BRIC — Бразилия (59-е место), Китай (57-е) и Индия (50-е).
“Чего можно ждать дальше, догадаться нетрудно, если ИКТ так и будут из года в год отсутствовать в списке приоритетных направлений развития российской экономики”, — посетовал г-н Карелов.