Российские участники международной конференции по глобальному сотрудничеству в области высоких технологий, прошедшей в середине апреля в Бостоне, представили отчет об этом мероприятии.
Благодаря форуму зарубежные эксперты ознакомились с обоснованиями конкурентных преимуществ нашей страны на мировом рынке ПО и выразили на этот счет свое мнение. Российская же общественность получила возможность в новом отчасти ракурсе взглянуть на перспективы и проблемы ИТ-отрасли.
Наши в Бостоне
Первый подобный форум прошел на восточном побережье США (а именно для этого региона характерна концентрация высокотехнологичных производств) полтора года назад. Его организатором выступил Совет по технологическому лидерству шт. Массачусетс, а ведущим, что примечательно, стал наш небезызвестный соотечественник Михаил Горбачев.
В нынешнем году Россию представлял председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев, выступавший в Бостоне с докладом об архитектуре системы поддержки инновационного развития. Кроме того, соорганизатором форума стало некоммерческое партнерство РУССОФТ, объединяющее разработчиков ПО из России, Украины и Белоруссии. Данная организация позиционирует себя как активный лоббист интересов ИТ-индустрии в правительстве и Госдуме, а также инициатор маркетинговой и PR-активности отрасли в России и за рубежом.
Очевидно, что во многом именно с точки зрения некоего пиара и следует рассматривать участие России в бостонской конференции, где г-н Пономарев попытался убедить слушателей в том, что у нашей страны сейчас есть все предпосылки для выхода на лидирующие позиции на мировом ИТ-рынке. В доказательство тому депутат Госдумы рассказал о заявленной программе нового президента России “Четыре «И»”, о государственной поддержке создания технопарков и о законодательных инициативах, направленных на стимулирование инновационного развития.
Последний пункт сейчас, пожалуй, наиболее актуален, так как если все пойдет по озвученному Ильей Пономаревым плану, то некоторые акты начнут действовать уже с 1 января 2009 г. Например, закон об упрощенном налогообложении для инновационных компаний (перевод их на так называемый единый налог). Предполагается, что на основании его положений налоговое бремя высокотехнологичных организаций снизится до 6% от дохода, т. е. ИТ-компании освободятся от предусмотренных нынешним кодексом налогов на прибыль и на имущество, а также от ЕСН и НДС (за исключением случаев ввоза товаров через таможню). Более того, законопроект предусматривает возможность снижать новый единый налог наполовину (соответственно до 3%) за счет пенсионных страховых взносов и пособий работникам по временной нетрудоспособности.
В настоящий момент официальное определение принадлежности какой-либо организации к отрасли ИТ тесно связано с понятием госаккредитации, которую осуществляет Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии). В перспективе г-н Пономарев рассчитывает добиться передачи его функций некой саморегулирующейся организации, а уже сейчас лоббирует послабление ряда жестких условий регистрационной процедуры. Так, новый законопроект предполагает, что доля доходов компании от реализации ПО должна составлять не менее 70%, в том числе не менее 55% от иностранных лиц (в действующей версии кодекса — 90 и 70% соответственно), а среднесписочная численность работников будет снижена с 50 до 20 человек.
Как отмечает Илья Пономарев, наиболее активно новшествам сопротивляется Министерство финансов, однако законопроект уже прошел первое чтение, второе должен пройти в течение весенней сессии Госдумы, и его дальнейшая судьба также не вызывает у депутата серьезных сомнений.
Из других инициатив юридического свойства стоит упомянуть готовящийся закон о венчурном финансировании, нацеленный на привлечение международных фондов, и идею создания национального банка технологий, через который НИИ смогут самостоятельно продавать свои разработки инвесторам. Все вместе эти инициативы (их порядка десяти) должны сформировать так называемый инновационный кодекс РФ.
По словам г-на Пономарева, его доклад в Бостоне был встречен с явным энтузиазмом. Тем более что, по общему мнению, в вопросах разработки ПО российские специалисты сейчас котируются очень высоко. Если верить нашему делегату, то за рубежом бытует такое мнение: когда нужно много “рабочих рук”, имеет смысл обращаться в Индию, когда важна скорость — в Китай, когда же необходимо придумать, как в принципе решить сложную задачу, — однозначно в Россию.
Перспективы и проблемы
Выступая в Бостоне, Илья Пономарев довольно оптимистично обрисовал будущее отрасли. Однако, как считает президент РУССОФТа Валентин Макаров, становление российской ИТ-отрасли по ряду важных признаков уже состоялась . В пользу этого, например, свидетельствует тот факт, что наша страна сейчас является крупнейшим поставщиком услуг по разработке ПО в Центральной и Восточной Европе с объемом экспорта в 1,5 млрд. долл. (в 2007 г.) и годовым его приростом в 40—45%. При этом общемировой объем экспорта уже превысил 2,2 млрд. и, по прогнозам на текущий год, может вплотную приблизиться к трехмиллиардной отметке.
Как свидетельствуют выводы аналитического агентства NeoIT, Россия как поставщик ИТ-услуг сейчас вышла на третье место после Индии и Китая. Причем по сравнению, например, с Индией, отечественные компании уже давно не отличаются низкой стоимостью труда. По мнению экспертов IDC, на которых ссылается г-н Макаров, цена, безусловно, имеет для заказчиков первостепенное значение — именно с ее обсуждения начинаются любые переговоры. Однако если клиент все же делает выбор в пользу наших программистов, то решающими факторами становятся их высокая квалификация, гибкость в подходах к решению задач, готовность воспринимать изменяющиеся требования проекта, а также низкая текучесть кадров (в Индии это большая проблема. Кстати, говоря о стабильности кадрового состава отечественных ИТ-компаний, г-н Макаров отдельно упомянул, что пресловутая “утечка мозгов” постепенно уходит в прошлое — за последние годы она существенно сократилась).
В целом ситуация такова, резюмирует президент РУССОФТа, что за последние полтора десятилетия (с 1991 г.) российская индустрия разработки ПО на заказ в условиях финансовых кризисов и отсутствия государственной поддержки, начав практически с нуля, превратилась в одного из мировых лидеров. И по объемам экспорта она уступает только странам, имеющим почти в десять раз большую численность населения.
Несмотря на то что отечественную ИТ-отрасль пора, как считает г-н Макаров, перестать воспринимать как зарождающуюся, существующее положение вещей даже в его понимании далеко от совершенства. У рынка огромный потенциал роста, но для его реализации явно требуется более активное участие государства. Оно уже давно способно выступать заказчиком ИТ-услуг, но сотрудничество с госкорпорациями сопряжено с рядом известных неприятных факторов. (Русское слово “распил” знают даже дети.)
Так, недавнюю инициативу Леонида Реймана по созданию единого центра координации разработок ПО для государственных и муниципальных служб, по мнению Валентина Макарова, по идее можно воспринимать только как благо. Но вот какие реальные формы приобретет этот проект, сейчас он прогнозировать не берется.
Помимо господдержки отечественной ИТ-отрасли требуется на более серьезном уровне конкурировать с США, Индией, Китаем и Бразилией, и здесь первостепенное значение имеет выход российских системных интеграторов на мировой рынок.
Если ситуация будет развиваться по оптимистичному сценарию, то, как полагает г-н Макаров, в ближайшие 3—4 года объем экспорта ПО из нашей страны вполне может достигнуть 10—15 млрд. долл.
Весьма смелый прогноз. С учетом того, что подобные заявления звучат в устах не просто теоретиков, а тех, кто действительно может повлиять на ситуацию (да еще и упомянутые сроки — отнюдь не далекое будущее), он явно заслуживает внимания. Его стоит запомнить.