В результате назначения нового премьер-министра России, которым стал Владимир Путин, определенные изменения коснулись и отрасли связи. Так, Министерство информационных технологий и связи РФ 12 мая было преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций, его главой назначен Игорь Щеголев, бывший руководитель протокола президента РФ. Интересной особенностью смены вывески стал тот факт, что новому министерству дополнительно переданы все службы, осуществляющие надзор и контроль за СМИ — ранее этим занимались в Россвязьохранкультуре. А Леонид Рейман, возглавлявший Мининформсвязи, в Кабинет министров не включен.

Реакция фондового рынка

Г-н Рейман стоял во главе Мининформсвязи последние восемь лет. Как отмечает сам экс-министр, в сфере, за которую он отвечал, удалось добиться многого: “В российском телекоммуникационном секторе окончательно сформированы рыночные механизмы регулирования, создана честная конкурентная среда”. По его словам, объем рынка информационных технологий и связи вырос в 10 раз, со 159 млрд. руб. в 1999 г. до 1,5 трлн. руб. в 2007-м.

Между тем, напомним, что с министром Рейманом за прошедшие годы было связано несколько крупных скандалов: по данным ряда СМИ, он является экономическим бенефициаром (выгодоприобретателем) фонда IPOC, зарегистрированного на Бермудских островах. Этот фонд напрямую владеет 8% акций компании “МегаФон”, третьего по величине оператора связи “Большой тройки”. Кроме того, под контролем IPOC находится фонд First National Holding, которому принадлежит 58,9% акций холдинга “Телекоминвест”. В свою очередь, этот холдинг владеет 31,3% акций “МегаФона” и 29% акций интернет-провайдера “Петерстар”. Интересную особенность в этой связи отметили информационные агентства — как только был объявлен новый кабинет министров, датский адвокат Джеффри Гальмонд продал российскому “АФ Телеком Холдингу” (принадлежащему Алишеру Усманову) свои доли в “МегаФоне” и “Телекоминвесте”.

Отметим, что рынок позитивно отреагировал на смену команды чиновников, устанавливающей правила игры для телекоммуникационного рынка. По словам Анны Зайцевой, аналитика УК “Финам Менеджмент”, “существенный рост продемонстрировали акции практически всех государственных телекоммуникационных компаний, за исключением “Ростелекома”. В частности, акции “Уралсвязьинформа” подорожали на ММВБ на 7,1%, “Волгателекома” — на 5,9%, “Сибирьтелекома” — на 5,7% и т. д. В целом большая часть МРК “Связьинвеста” сейчас сохраняет потенциал роста, а “Ростелеком” — существенно переоценен. Можно сказать, что инвесторы повели себя адекватно. Г-н Рейман был хорошим министром, который очень много сделал для развития отрасли. Однако были задачи, которые он решить не смог, например, речь идет о приватизации “Связьинвеста”. Возможно, инвесторы сочли, что новый государственный топ-менеджер будет в этом плане более эффективен”.

Сходное мнение озвучил и Станислав Клещёв, аналитик ВТБ24. Он считает, что после отставки такой знаковой фигуры в телекоммуникационной отрасли можно ожидать подвижек на рынке акций телекоммуникационных компаний. И скорее всего это будет движение наверх.

Успехи и промахи

К нерешенным прежним руководством Мининформсвязи относятся и вопросы организации работы виртуальных операторов связи (MVNO). В связи со строительством сетей третьего поколения операторами “Большой тройки”, активное развитие рынка дополнительных услуг (VAS) могли бы стимулировать сторонние компании, которые предлагают от своего лица услуги мобильной связи в сетях, предоставляемых провайдерами, развивающими транспортные сети. Несмотря на обещания участникам рынка, Мининформсвязи не смогло решить вопрос создания особого правового режима для работы виртуальных операторов подвижной радиотелефонной связи, не имеющих собственного частотного ресурса.

Стоит отметить и то, что бесславно закончилась инициатива по обеспечению абонентам права переносить телефонный номер от одного оператора к другому (MNP). По мнению прошлых руководителей Мининформсвязи, этот сервис заработает только после того, как все российские АТС перейдут на цифровые линии связи и новое оборудование. Следовательно, возможность сохранить номер при смене оператора реализуется не ранее 2012 г. Прежде услуга MNP увязывалась лишь с готовностью к этому сетей мобильной связи, которые технологически в состоянии обеспечить ее для своих абонентов уже сейчас.

Не удалось приступить к реализации и проекта “Связь в каждый дом”. Пока эта программа существует лишь в виде предварительной концепции, но в Мининформсвязи уверяли, что к концу нынешнего года она будет полностью проработана и, вероятно, в 2009 г. начнется ее реализация в ряде “пилотных” регионов. Скорее всего, в рамках программы любой россиянин сможет подключиться к Сети по установленным государством тарифам, а ограничение по скорости от базовой сети к абоненту составит в лучшем случае 128 кбит/с, а в худшем — 64 кбит/с. При этом сколько именно средств потребуется на осуществление программы, сказать совершенно невозможно (собственных оценок Мининформсвязи, пусть и осторожных, дано не было), но и без того понятно, что речь идет о колоссальных ресурсах.

Нарекания в адрес прежнего Мининформсвязи высказываются и в связи с забюрократизированностью таких процедур, как сдача объектов связи (под это определение может попадать сложный спутниковый комплекс связи и таксофон в отдаленной деревне), оформление разрешений на базовые станции для мобильной связи (процесс растягивается на 9–12 мес.), а также в связи с невозможностью лицензировать значительную часть хотспотов Wi-Fi, принудительным ограничением дальности действия базовых станций для WiMAX (сотни метров вместо километров, которые они могут “пробить” по техническим показателям).

В заслугу Мининформсвязи ставят реализацию национального проекта “Образование”: подключение всех российских школ к Интернету и стимулирование местных властей на установку в школах автоматизированных рабочих мест, подключение зданий к стационарному электропитанию. Кроме того, была проведена либерализация рынка дальней связи — вместо одного монополиста (“Ростелеком”) на рынок вышло несколько операторов, каждый из которых предлагает пользователям свои, часто невысокие расценки. У абонентов при осуществлении дальнего вызова появилась возможность использования двух схем: предварительный выбор оператора дальней связи (preselect) и выбор оператора при каждом вызове (hot choice), что позволяет пользоваться сезонными скидками, выбирать ту компанию, которая предлагает наиболее выгодные цены по тому или иному направлению вызова.

За время руководства Мининформсвязью г-ном Рейманом в России был внедрен принцип “платит вызывающая сторона” — владельцы мобильных терминалов перестали оплачивать входящие вызовы, поступающие с терминалов городских телефонных сетей. Безусловно, не обошлось без повышения цен со стороны операторов мобильной связи, путаницы населения с новыми правилами и т. д., но в целом этот проект стоит признать успешным.

Спорным остается момент выдачи лицензий на строительство сетей третьего поколения. Часть игроков рынка прямо обвиняет руководство министерства в затягивании этого процесса. Как мы помним, российские операторы связи монтировали тестовые зоны 3G еще в 2001 г. и на рынке до сих пор существует мнение, что при раннем развитии сетей третьего поколения их можно было бы использовать для развития широкополосного доступа в Интернет. Однако только в 2003-м компании “Большой тройки” обнаружили, что не все “сотовые деньги” закопаны в пределах МКАД, и начали активную региональную экспансию. Если бы решение о развитии сетей 3G было принято в начале 2000-х, то это потребовало бы от операторов мобильной связи существенного увеличения инвестиций в проводные опорные сети для пропуска трафика одновременно со строительством десятков тысяч базовых станций для подключения мобильных абонентов — задача практически непосильная с финансовой точки зрения (не зря фиксированные сети в части регионов России компании “Большой тройки” сдали только на рубеже 2007–2008 гг., сейчас на них происходит активное увеличение емкости). Кроме того, за последние пять лет стоимость оборудования для сетей 3G существенно упала и при некоторой настойчивости, по признанию руководителей провайдеров сотовой связи, можно получить цену на треть ниже, чем для оборудования сетей 2–2,5G. Кроме того, отечественные операторы мобильной связи получили время для изучения опыта зарубежных коллег, смогли оценить экономическую эффективность и популярность тех или иных услуг, среди которых есть как успешные (к примеру, скоростной доступ в Интернет по протоколу HSPA), так и не очень популярные (в частности, мобильное ТВ).

Между тем, не стоит забывать, что на министерском посту, с 1999 г. (именно в августе г-н Рейман был назначен председателем Государственного комитета РФ по телекоммуникациям), Леонид Рейман пережил три переименования министерства связи и четыре смены правительства. В последний раз, в 2004 г., когда Минсвязи было слито с Минтрансом, г-н Рейман через некоторое время все-таки смог добиться их обратного разделения и вернуть себе министерское кресло. Как будет на сей раз? Напомним, что на данный момент Леонид Рейман остается председателем Совета директоров "Связьинвеста".