В конце апреля компания SAP AG представила в Москве свою стратегию в области управления персоналом на ближайшие годы, принятую к внедрению ещё в 2007-м.
Главная цель новой стратегии — кардинальный поворот HR-службы от выполнения исключительно административных задач к роли стратегического бизнес-партнера, проактивно участвующего в развитии бизнеса компании. Необходимость в этом, по словам Карен Тобиасен, старшего вице-президента SAP EMEA в сфере HR, определяется четырьмя основными факторами. Во-первых, в последнее время корпорация SAP и ее партнеры испытывают серьёзную потребность в высококвалифицированных кадрах. Однако задача привлечения новых сотрудников не столь легка, поскольку нужно не просто уметь находить грамотных специалистов, но делать это быстро, чтобы иметь возможность поддерживать темпы роста и сохранять позиции на рынках. В России же эта задача осложняется тем, что здесь пул такой квалифицированной рабочей силы ограничен, в силу чего велика конкуренция среди компаний.
Во-вторых, сегодняшний бизнес SAP сопровождается появлением новых решений и рыночных сегментов, а это значит, что и необходимые специалисты должны обладать совершенно новыми навыками — например, уметь работать с малыми и средними предприятиями или продвигать платформенные продукты. Говоря о России, Карен Тобиасен отметила, что у нас сложилась очень хорошая школа подготовки технических специалистов, но с другой стороны, если говорить о лидерских и коммуникационных качествах руководящих сотрудников, то здесь специалисты HR-службы сталкиваются с большими проблемами при поиске подходящих кандидатов. Поэтому свою задачу SAP видит в самостоятельном воспитании необходимых кадров, привитии им новых профессиональных навыков.
В-третьих, необходимость выработки новой кадровой стратегии была продиктована глобализацией бизнеса. SAP — компания международная, а это означает, что она должна искать не только возможности для вложения средств в воспитание нового кадрового потенциала, но и области, где такие ресурсы уже существуют. Как рассказала Карен Тобиасен, за последние пять лет количество квалифицированных специалистов на международном рынке существенно возросло (в первую очередь за счет высокообразованных кадров из Индии), что расширило возможности компании по найму персонала и увеличило приток кадров из разных стран. Это, в частности, можно наблюдать на примере совета директоров SAP, где раньше доминировали жители Германии, а теперь он является настоящим интернациональным органом, в котором работают люди практически изо всех уголков мира.
И, наконец, четвертый фактор связан с быстрым ростом бизнеса SAP в последние годы. Карен Тобиасен заявила, что перед компанией стоит задача ежегодного повышения прибыльности и соответственно увеличения отдачи каждого сотрудника. “Однако это совершенно не означает, что они должны работать больше. Мы хотим, чтобы они работали “по-умному”. И здесь немалую роль играет наша HR-служба, которая предоставляет им техническую помощь и ИТ-инструментарий. Поэтому для повышения производительности труда каждого отдельного сотрудника нам требуются менеджеры, которые готовы содействовать повышению его профессионального уровня и могут научить его правильно организовать свою работу”, — подчеркнула она.
Один из применяемых компанией подходов заключается в том, что менеджеры стали выполнять некоторые функции, которые раньше лежали на HR-службе. Для этого им были предоставлены специализированные инструменты, такие как HR-портал, а также необходимая поддержка. “И теперь менеджеры могут убедиться на практике, что если они будут вовлечены в работу по поиску новых сотрудников, то этот процесс пойдет быстрее. Сегодня мы продвигаем именно такой подход: не ждите, пока HR-служба сделает что-то за вас, если вы можете это сделать сами”, — заявила Карен Тобиасен.
Важное место в кадровой стратегии SAP занимает также обеспечение правильного баланса в работе персонала. В последнее время в компании получила широкое распространение практика предоставления сотрудникам гибкого рабочего графика, в соответствии с которым они могут работать тогда, когда им удобно, и там, где удобно. Более того, сегодня все активнее начинает действовать система, когда менеджеры не только не находятся на своем рабочем месте, но даже живут в другой стране. И, как показывает опыт SAP, такой подход оказался вполне оправдан, а новые сотрудники, приходящие на работу в компанию, всё чаще интересуются возможностью предоставления им гибкого рабочего графика.
Однако в России, по словам Шломит Груман-Навот, HR-директора “SAP СНГ”, эта концепция гибкого рабочего времени не очень популярна — и в первую очередь среди руководящих работников. С точки зрения российского менеджера, если сотрудник не находится на своем рабочем месте с 9 до 18 часов, то это значит, что он не выполняет свои обязанности. Тем не менее сегодня с помощью таких новых технологий, как Shared Desk и удаленный доступ, можно выполнять ту же работу, не выходя из дома, и всегда находиться на связи, имея в своем распоряжении мобильный телефон или BlackBerry. “Мы работаем над тем, чтобы изменить менталитет российского менеджмента, который в этой области значительно отстает от Европы и от всего мира в целом. К сожалению, данный процесс идет очень медленно, но мы надеемся, что международный опыт в конце концов придет и в Россию. И это одна из главных задач, которую должна решать HR-служба”, — считает Шломит Груман-Навот.
В целом же, говоря о перспективах новой кадровой стратегии SAP в России, представители компании подчеркнули, что “SAP СНГ” уже добился к настоящему времени определенных успехов. Так, в 2007 г. рост численности персонала SAP у нас в стране составил 25% (было принято на работу 130 новых сотрудников) при росте доходов в 47%. Между прочим, эти цифры демонстрируют, что прирост бизнеса был обеспечен улучшением качества работы сотрудников, а не простым увеличением их количества. Причем текучесть кадров в “SAP СНГ” втрое ниже, чем во всей российской ИТ-индустрии в целом: свыше 40% сотрудников работают в компании три года и более, а средняя продолжительность работы одного сотрудника составляет пять с половиной лет. Интересно также отметить, что 36% всех сотрудников “SAP СНГ” составляют женщины.
Всё это, по словам Шломит Груман-Навот, создает благоприятные условия для реализации кадровой стратегии у нас в стране. Менеджеры компании SAP в целом восприняли эту идею и видят в ней ценность для бизнеса. “Стало очевидным, что изменения в работе с людьми могут менять бизнес. В России рынок на подъеме, поэтому нам нужно быть очень инновационными, чтобы усилить свои позиции на нём”, — подчеркнула она.