Одно из преимуществ современной мобильной связи — единый стандарт передачи данных во многих странах мира, который позволяет абонентам использовать единообразный набор услуг и сервисов вне зависимости от своего местонахождения, будь то в “домашней” или гостевой сети оператора сотовой связи. В последние годы провайдеры стали уделять пристальное внимание всем видам роуминга: бизнес становится все более мобильным, и полеты на другой континент или в другую страну для многих сотрудников средних и крупных компаний случаются регулярно. Дополнительным стимулом для операторов связи является тот факт, что роуминг для бизнес-пользователей востребован круглогодично в отличие от "отдыхающих", которые к аналогичных услугам прибегают только во время отпуска.
Между тем развитие рынка дуальных терминалов (оснащенных двумя радиоблоками), а также выпуск смартфонов и коммуникаторов с установленными VoIP-приложениями позволяют абонентам комбинировать варианты голосовых вызовов, снижая тем самым их стоимость. Как же в настоящее время складывается ситуация с тарифами для корпоративных клиентов, какие для них действуют скидки и каковы альтернативные способы голосовых вызовов и передачи данных за рубежом?
Особенности рынка
В современных мобильных сетях роуминг бывает трех видов: внутрисетевой, национальный и международный. Внутрисетевой роуминг позволяет оставаться на связи при перемещении между областями и регионами страны в пределах покрытия федеральной сети своего оператора. Несмотря на то что формально сети всех российских провайдеров едины, цены на звонки из “домашнего” и “гостевого” регионов могут различаться в два-три раза, да и всевозможные тарифные модификаторы действуют только в той области, в которой абонент находится постоянно. Кроме того, входящие вызовы для него уже бесплатны.
Корпоративных абонентов интересуют качественные характеристики роуминговых услуг: покрытие (наличие связи в наибольшем количестве стран и максимальное покрытие в каждой из них ), надежность соединения при передаче голоса, доступность GPRS-услуг. Цена находится где-то в середине списка — часто она вовсе не принципиальна.
Национальный роуминг активируется при поездках в тех случаях, когда покрытие “домашнего” оператора в данной местности или в определенной точке отсутствует. К примеру, еще год назад такая проблема была актуальна для абонентов “ВымпелКома”, отправляющихся в Дальневосточный федеральный округ, но сейчас ситуация стабилизировалась: оператор вышел и в этот регион через покупку местного провайдера связи. Хотя взаимные договоренности между операторами “большой тройки” продолжают действовать и в тех областях, где у кого-либо из них недостаточное количество базовых станций, вы в редких случаях попадете в сеть роуминг-партнера с пропорциональным увеличением стоимости вызова: абонентам конкурентов возможность совершить вызов, конечно, предоставляется без каких-либо проблем, но и счет при этом будет “накручен” от души.
Международный роуминг очень любим операторами мобильной связи любой величины. Здесь пользователю приходится платить как “домашнему”, так и “гостевому” оператору, причем по ценам, которые в 10—15 раз превышают стоимость голосового вызова в “домашнем” регионе. Отметим, что основная сложность в этом случае — скорость предоставления роуминговых счетов. В отношении абонентов предоплатной системы расчетов (в большинстве своем это физические лица или индивидуальные частные предприниматели) проблема практически решена: более чем в сотне стран (все основные направления для операторов связи) уже действует так называемый CAMEL-роуминг, который как раз и позволяет тарифицировать абонента в режиме онлайн. Аналогичная ситуация и с интернет-трафиком — к примеру, с 20 мая GPRS-трафик в роуминге “ВымпелКом” будет тарифицировать в режиме реального времени. А вот с корпоративными абонентами ситуация иная: глобальное ускорение доставки данных о совершенных разговорах в далеких странах для абонентов, которые выбрали постоплатную систему, будет реализовано через проект NRTRDE (Near Real Time Roaming Data Exchange). Следовательно, будет налажен обмен роуминговыми данными в режиме, приближенном к режиму реального времени, который идет под патронатом Ассоциации GSM и позволяет эффективно бороться с мошенничеством в роуминге (к примеру, создание отрицательного баланса номера при звонках на платные номера контент-провайдеров и т. д.) благодаря более быстрому (в пределах четырех часов) обмену данными между операторами. Большинство российских операторов запустят этот сервис с 1 октября 2008 г. — даты, определенной Ассоциацией GSM.
Правила обслуживания
С момента нашего последнего тематического обзора на тему мобильной связи для корпоративных клиентов в политике сотовых операторов произошли значительные изменения. Во-первых, все участники “большой тройки” сформировали значительное количество тарифных планов (ТП) для мобильных бизнесменов и прочих корпоративных пользователей — там свои цены, отличные от прайс-листа для физических лиц, а также отдельные тарифные модификаторы, предлагающие снижение цен в зависимости от направления вызова. В таких ТП присутствует весь спектр тарифов, основной особенностью которых, разумеется, является льготная цена на звонки внутри группы, при этом не важно, в каком регионе находятся пользователи (в пределах одной страны).
Во-вторых, стали более либеральны правила подключения к корпоративным ТП и получения скидок на роуминговые звонки. В зависимости от региона такими пользователями могут стать владельцы трех-пяти телефонов, записанных на один счет. Правда, в данном случае возможны некоторые неприятные моменты: если в роуминге у какого-либо пользователя резко возрастает объем потребляемого голосового трафика, то оператор на основании своих биллинговых данных может ограничить активность этого абонента или всей группы. Происходит это автоматически, а для разблокировки необходимо дозвониться до персонального менеджера, который контролирует счет; не всегда это удается сделать быстро (особенно в выходные и праздничные дни), что может привести к потерям из-за отключенных мобильных номеров.
В-третьих, намного упростилось ценообразование в области роуминга. Еще пару лет назад уточнить стоимость связи из какой-либо страны Европы или Ближнего Востока было проблемой, приходилось забираться на веб-сайт оператора и тщательно перемножать цифры на калькуляторе. Сейчас все гораздо проще: компании “большой тройки” ввели систему географических тарифных зон. У “ВымпелКома” мир поделен на восемь тарифных зон, в которых действуют единые расценки на роуминг, у МТС и “МегаФона” — на пять. В каждой зоне ключевыми параметрами являются стоимость входящего голосового вызова, стоимость звонка в Россию, цена одной минуты при разговоре с пользователем, обладающим местным номером связи в стране пребывания, и стоимость одного текстового сообщения. Цены операторов “большой тройки” для тарифной зоны “Европа”, наиболее популярной у российских бизнес-пользователей, приведены в таблице.
Ценообразование в области роуминга стало простым. Еще пару лет назад уточнить стоимость звонка из какой-либо страны Европы или государства Ближнего Востока было проблемой, приходилось забираться на веб-сайт оператора и тщательно перемножать цифры на калькуляторе. Сейчас все гораздо проще — компании “большой тройки” ввели систему географических тарифных зон.
Основной положительный момент в такой модели для абонентов — удобство и прозрачность и, как следствие, возможность спрогнозировать расходы на мобильную связь в путешествии, уверен Евгений Рябов. “Перед введением зональной тарификации и после ее запуска, — говорит он, — проводились опросы среди абонентов, в том числе корпоративных, и эта модель была отмечена как наиболее удобная и позволяющая свободнее пользоваться роумингом ввиду возможности контролировать свои затраты на услуги связи”.
Между тем при таком подходе тарифы с “дешевых” направлений (курортные страны типа Турции, Египта, Кипра и т. д.) “растворились” в общей массе других стран, да и операторы, вводя зоны по всей планете, чуть приподняли цены. Это связано с изменениями в законодательстве, которые произошли в России в 2007 г. С одной стороны, за счет увеличения стоимости роуминга операторы пытаются компенсировать снижение доходов от местной связи. С другой — начали действовать новые правила присоединения: пропускать трафик по различным схемам через Интернет абы как стало невозможно, приходится использовать только легальные каналы операторов дальней связи, что, естественно, обходится дороже.
В целом корпоративные абоненты, по мнению специалистов “ВымпеКома”, заметно больше по сравнению с частными лицами интересуются качественными характеристиками роуминговых услуг, такими как покрытие (наличие связи в как можно большем количестве стран и максимальное покрытие в каждой из них), надежность голосового соединения, доступность GPRS-услуг. Цена находится где-то в середине списка — часто она вовсе не принципиальна. Хотя, отмечает Евгений Москалев, из тарифных опций корпоративным абонентам интересны в основном скидки на входящие звонки и звонки на российские номера, поскольку они-то и составляют основную долю в общем роуминговом трафике.
Вместе с тем в роуминге абоненты потребляют и неголосовые услуги. Именно Интернет является сейчас движителем развития рынка мобильных услуг, уверен Альберт Сафиуллин. Понимая это, некоторые европейские GSM-операторы в качестве альтернативы или дополнения к сетям UMTS развивают и наложенные сети CDMA2000 EV-DO Rev.0 или Rev.A, так как эти протоколы передачи данных позволяют достичь скорости, сравнимой (а на практике еще и выше) с HSPA.
Несмотря на то что корпоративные абоненты в роуминге потребляют в основном услуги передачи голоса, в ближайшее время, по мнению г-на Сафиуллина, стоит ожидать всплеска интереса корпоративного сектора к услугам на основе скоростного мобильного Интернета. Они позволяют организовать мобильную работу офиса, удаленный доступ сотрудников компании к корпоративным информационным ресурсам по каналам мобильной передачи данных, а самое главное, к пакетным контент-ориентированным предложениям (сервисам).
Специальные предложения
По данным исследований компании IMCA, на начало 2008 г. около 66% организаций по всему миру были готовы оплачивать расходы своих сотрудников на мобильную связь только в пределах определенной суммы. Полностью компенсировать эти расходы, включая голосовой роуминг, согласны не более 20% компаний. Таким образом, внимание к корпоративным клиентам, которые отправляются в дальние странствия, операторы проявляют по-разному.
Наиболее интересный подход разработан в сети “МегаФон-Москва”. Правда, все новации оператора работают исключительно во внутрисетевом роуминге. Здесь для корпоративных клиентов помимо всех остальных ТП предложен специальный тарифный план “Командировочный”, который, по мнению сотовой сети, оптимален для сотрудников, часто выезжающих и много времени проводящих в командировках по России. Его основные отличия — льготные цены на звонки и передачу данных во внутрисетевом роуминге федеральной сети “МегаФон” (входящие вызовы от абонентов федеральной сети “МегаФон” и исходящие на номера единой сети оператора — 4 руб.; другие входящие вызовы, а также исходящие на абонентов сетей мобильной и фиксированной связи любого российского региона — 5 руб.; мобильный доступ в Интернет через GPRS — 5,3 руб. за 1 Мб данных). Вместе с этим оператор предоставляет клиентам возможность подключить три тарифные опции, каждая из которых снижает стоимость звонков по определенному направлению вызовов. К примеру, опция “Командировка-скидка” позволяет получить 25%-ную скидку на все вызовы во внутрисетевом или международном роуминге (можно подключить на срок 7, 14, 28 дней или каждый месяц по цене от 70 до 390 руб.) либо снижение стоимости на 50% только входящих вызовов. А для внутрисетевого роуминга за единоразовую плату можно приобрести пакеты предоплаченного трафика по тарифной опции “Командировка-пакет минут” — от 60 до 300 мин (соответственно от 390 до 1500 руб.) и израсходовать их в срок от 7 до 28 дней: для кратковременных поездок это вполне удобно. Кроме того, для ТП “Генеральный” (абонентская плата от 2,5 до 3,1 тыс. руб. в зависимости от типа номера) предусмотрена возможность осуществлять безлимитные вызовы по России во внутрисетевом роуминге всего за 1,5 тыс. руб. в месяц.
В МТС, напротив, пошли наиболее простым путем, незначительно снизив цены на голосовые вызовы и передачу данных. К примеру, в тарифах для Европы (включая страны Балтии) можно отметить следующее: если для частных пользователей входящий вызов стоит 55 руб., то для корпоративных — 50. Есть различия и в тарификации местных вызовов по стране (29 и 21 руб. соответственно), исходящих вызовов в другие страны (92 и 75 руб.) и в тарификации GPRS-роуминга (30 и 25,2 руб. за каждые 60 Кб данных). Неизменной остается только стоимость коротких сообщений: SMS-передача для всех категорий абонентов стоит 11 руб. за каждые 160 символов.
Подход “ВымпелКома” несколько другой: в тарифы для корпоративных пользователей встроены пакеты трафика по сниженной цене. Правда, действуют они только во внутрисетевом роуминге. К примеру, в ТП “Наши люди” (1,3 тыс. руб. за федеральный номер) исходящие вызовы на любые телефоны “Билайн” в центральном регионе не тарифицируются, для остальных регионов предоставляется пакет в 3 тыс. мин в месяц. Аналогичный пакет, к слову, предоставляется и в ТП “Страна на связи” (6,7 тыс. руб. в месяц) — вместе с пакетом в 250 Мб интернет-трафика и 250 SMS-сообщений. А вот в “Деловом стиле” (4,7 тыс. руб.) абонент получает всего 150 мин междугородной связи (в добавление к пакету из 150 SMS-сообщений и 150 Mб интернет-трафика, включая услугу “Мобильная почта”).
Кроме того, у компании есть интересная функция “Мобильный бюджет”, которая позволяет корпоративным клиентам оплачивать сотрудникам услуги сотовой связи в рамках установленного лимита расходов. С помощью опции “Бюджет на звонки в установленное время” там можно определить временной интервал (дни и часы), в течение которого компания оплачивает все совершённые сотрудником звонки (в том числе и в роуминге). В ближайшее время ожидается, что “ВымпелКом” предложит корпоративным клиентам еще несколько опций по контролю за расходами на мобильную связь в “домашнем” регионе и в роуминге — в частности, появится возможность лимитировать расходы по направлениям звонков и типам сервисов, а также по спискам номеров.
О турсимке замолвите слово
Без сомнения, пользователи, хоть раз выезжавшие за рубеж, хорошо осведомлены о так называемых туристических SIM-картах. Рост их продаж, как и рост числа компаний, предлагающих такие продукты, — еще одна тенденция нынешнего года. Без сомнения, это нишевое предложение, развитием которого на нашем рынке занимаются такие компании, как exTellsim, Goodline, SimTravel и т. д. Но это не операторы, а посредники — их основная задача в том, чтобы договорится с одним-двумя зарубежными провайдерами об эмитировании брендированных SIM-карт, обеспечить их доставку в Россию, печать и биллинговые решения для пополнения счета.
Безусловно, ни один оператор в мире не производит туристические SIM-карты отдельно — по сути это специальные тарифные предложения, которые пользуются теми или иными особенностями тарификации, а также заключенные роуминговые соглашения между компаниями мобильной связи для снижения стоимости вызовов. Удобны они, к примеру, в Европе, где уже довольно долго действует простой и доходчивый принцип, известный российским пользователям около двух лет: платит вызывающая сторона. Однако не только в пределах одного государства, но по всей Европе. Таким образом, имея местный номер, скажем, эстонского оператора или компании-оператора из Лихтенштейна, российский пользователь может существенно снизить стоимость своих зарубежных звонков как внутри страны пребывания, так и в Россию — подчас вполовину. Конечно, именно небольшие операторы предоставляют российским компаниям — продавцам таких услуг наиболее выгодные условия, так как продажи туристических SIM-карт в десятки тысяч штук повышают их абонентскую базу и позволяют красиво выглядеть перед акционерами, демонстрируя фантастический рост на уже развитом и “под основание” освоенном европейском рынке.
Потенциальными абонентами туристических SIM-карт являются те самые 6 млн. российских пользователей, которые имеют сразу два терминалов сотовой связи и более (не путать с количеством номеров, т. е. SIM-карт — их значительно больше). Таким образом, целевая аудитория использует несколько контактных номеров для связи как на уровне “домашнего” региона, так и перемещаясь во внутрисетевом и международном роуминге. К слову, согласно исследованиям компании Samsung более 80% опрошенных ими российских абонентов сотовой связи положительно отнеслись к концепции телефона с двумя SIM-картами (PC Week Mobile, № 9-10/2007; www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=107043). Особенно дуальный терминал пригодится в роуминге, где во второй слот можно добавить локальную SIM-карту, при том что российский номер многим бизнес-пользователям отключать никак нельзя. Да и одна трубка с одним зарядным устройством занимают гораздо меньше места в багаже, чем две.
“Арифметика вызова” в этом случае проста: чем более развита в телекоммуникационном плане страна, тем дешевле там связь для европейского номера. Стоимость входящего вызова, равная нулю, чаще всего встретится в странах Европы, в туристических центрах (Египет, Турция, Болгария), а также в экзотических, но технологически “продвинутых” регионах (Южная Корея, Япония и т. д.). Небольшая стоимость вызова (до 30 центов за входящий звонок) ожидает пользователя в таких регионах, как Кения, Кувейт, Конго. А цена вызова в 0,5—2 долл. встречается в небольших государствах (Гренада, Доминиканская Республика, Макао, Барбадос и т. д.).
Цена на исходящие вызовы тоже более-менее стабильна: она едина для звонков на мобильные и городские номера и не зависит от направления — любая страна мира по единому тарифу. Стоимость такой услуги чаще всего колеблется вокруг величины в 50—70 центов и в редких случаях превышает доллар — это справедливо для Ирана, Индии, Кубы и т. д., то есть тех стран, с которыми у операторов — эмитентов SIM-карт либо не заключены прямые договора о роуминге, либо такие отношения построены через дорогостоящих посредников. К слову, исходящие звонки в Россию и другие страны оказываются намного дешевле благодаря используемой функции USSD-callback (обратный звонок). Она заключается в следующем: после набора номера в обычном международном формате после некоторого (в несколько секунд) ожидания на телефон как бы поступает звонок от вызываемого абонента, ответив на который мы начинаем слушать длинные гудки и ждать соединения (при этом счетчик тарификации включается, так что можно потерять примерно сумму стоимости минуты, даже если абонент не ответит на вызов). А вот стоимость SMS-сообщений везде одинакова — 40 центов (12,5 руб.) за 160 символов латиницей или 70 кириллицей. Стоимость примерно соответствует цене короткого текстового сообщения при отправке из стран Европы и Азии, но не из США, где она чуть-чуть выше (15 руб.).
Есть и конфигурация, которая устроит пользователей, обладающих только одним телефонным аппаратом, поскольку нивелирует высокую стоимость звонка для вызывающего абонента на такой номер: ведь если абонент находится за границей с SIM-картой местного оператора в телефоне, то для него входящие звонки в большинстве случаев окажутся бесплатными, а вызывающему абоненту придется платить за международные звонки. Для этого достаточно купить тариф российского оператора “МегаФон” под названием “Единый”, где стоимость вызова за рубеж составляет всего 7 руб. в минуту. После этого уставливается переадресация с российского номера на “Единый”, а с него — на туристическую SIM-карту. Таким образом, для вызывающего абонента стоимость вызова остается как для звонка на местных сотовый номер, а для путешественника связь с близкими не превысит 11 руб. в минуту при поступлении вызова.
Несмотря на растущую популярность таких SIM-карт (в торговых сетях по продаже цифровой техники им уже отводят целые полки, хотя раньше предложение таких продуктов было ограничено), в конкуренцию со стороны этого специфического продукта операторы не очень верят. “Туристические SIM-карты в силу различных своих ограничений являются “нишевыми” решениями: ими почти не пользуются даже частные лица, — уверен Евгений Рябов. — Не говоря уже о корпоративных абонентах, для которых важно сохранить обычный номер в роуминге, а гарантия и удобство связи в поездке критичны”. Интересная мотивация и у Альберта Сафиуллина — по его мнению, туристические SIM-карты востребованы преимущественно пользователями голосовой связи с низкой тарификацией вызовов. Для абонентов же “Скай Линка” в роуминге, так же как и дома, в большей степени актуален мобильный Интернет, а не только голосовые вызовы. “В целом, — утверждает Евгений Москалев, — мы не считаем данные виды продуктов прямыми конкурентами или заменителями роуминга, так как в роуминге абонент МТС сохраняет свой номер телефона и привычный набор услуг. Также пользователю надо помнить, что туристические SIM-карты не так уж и дешевы, а качество услуг как последних, так и VoIP-решений оставляет желать лучшего”.
Звонки через Сеть
Если кроме самого обычного телефона под рукой есть смартфон или коммуникатор с возможностью выхода в Интернет по беспроводному каналу, то жизнь в зарубежной командировке или на отдыхе может существенно упроститься. Роуминг данных — крайне привлекательная по технологии система, с помощью которой можно выйти в Сеть с помощью смартфона, коммуникатора или ноутбука, не изменяя настройки “домашнего” оператора связи.
Этому способствуют различные сервисы, которые развивают операторы мобильной связи (мобильная почта, мобильный офис и т. д.). Однако за удовольствие придется немало заплатить. Как мы уже писали, один мегабайт трафика частному пользователю обойдется в 13,8 евро, в то время как корпоративному — в 11 евро. Да и интервал тарификации снижен — он составляет всего 60 Кб, то есть каждое подключение к точке выхода в сеть Интернет в роуминге “облегчит” электронный счет как минимум на 25 руб. вне зависимости от потребляемого объема трафика .
Между тем российские операторы разделились во мнении относительно изменения цен по этому направлению. “В долгосрочной перспективе тарифы будут меньше, — поясняет Евгений Москалев, -- однако говорить о значительном снижении не приходится: мы работаем в агрессивной рыночной среде и не всегда можем существенно понижать тарифы для наших абонентов, так как нам, в свою очередь, приходится оплачивать услуги роуминговых партнеров”.
С ним солидарен и Альберт Сафиуллин: “При общемировой тенденции снижения ценового порога в сфере голосовых услуг связи в роуминге стоимость трафика передачи данных для абонентов, находящихся в роуминге, также будет снижаться. В целом уровень цен и предпосылки для их снижения на отдельные направления Европы и США зависят от тарифов транзитных операторов (таких, как «Межрегиональный Транзит Телеком»)”.
А вот Евгений Рябов в этом не уверен: “Межоператорские тарифы (тарифы, которые выставляют операторы-партнеры. — Прим. ред.) за прошлый год выросли в среднем на 20—25%. Особенно по Европе. Дело в том. что в прошлом году ЕС “сверху” установил единые низкие межоператорские и абонентские роуминговые тарифы для стран, входящих в европейское сообщество. В результате операторы по всей Европе сильно потеряли в выручке за роуминг и компенсировали потери путем повышения тарифов для операторов из стран, не входящих в ЕС, в частности для российских операторов. Повышение касается и GPRS-роуминга. Поэтому основной задачей для нас было удержание абонентских тарифов на роуминг за счет сокращения собственных издержек”.
Между тем через Интернет можно совершать вызовы на обычный городской или сотовый телефон. При этом для абонента, который получает звонок, ваш вызов не будет стоить ничего — в России успешно продолжается эра “бесплатных входящих”. А организовать это соединение совсем не сложно — достаточно установить себе на смартфон или коммуникатор специальную версию программы-клиента, которая позволяет совершать звонки на обычные телефоны.
Наиболее интересные тарифы в этом смысле у Skype — к примеру, компания предлагает пользователям тарифный план, позволяющий им за 3 долл. в месяц, находясь в любой точке мира, без ограничений совершать исходящие вызовы на стационарные телефоны в США и Канаде. За 6 долл. можно получить тариф, предполагающий безлимитные звонки в США, Канаду и ряд крупных мексиканских городов, в частности Мехико, Гвадалахару и Монтеррей. Есть и новое тарифное предложение, подписчики которого могут без ограничений звонить на стационарные телефоны в 34 странах мира. Кроме этого Skype можно будет использовать и на обычных мобильных телефонах — новый клиент работает на платформе Java и поддерживает текстовый индивидуальный и групповой чат, индикацию присутствия в сети, прием звонков от пользователей системы Skype. Обкатка нового программного клиента продлится как минимум до начала IV квартала, а к моменту его полноценного запуска зона охвата и список поддерживаемых телефонов существенно увеличатся. Пока же новая служба полностью совместима с полусотней моделей от таких производителей, как Motorola (в том числе с терминалами, работающими под управлением Linux), Nokia, Samsung и Sony Ericsson, но теоретически с ней могут работать и другие телефоны, если они поддерживают Java-приложения.
Если на ваш терминал установлено ПО для VoIP и он имеет Wi-Fi-адаптер, то технология звонка при нахождении в зарубежной стране элементарна. Во-первых, желательно найти хотспот, с помощью которого можно пропускать свой трафик. Сделать это несложно — такие точки доступа есть в любом крупном аэропорту и практически во всех гостиницах. Другое дело, что они скорее всего будут платными (4—5 евро в час или 10—15 евро за сутки), причем оплатить их можно по кредитке. Есть шанс найти и бесплатные хотспоты — для этого надо их заранее поискать в таких глобальных базах, как, к примеру, Wi-Fi Finder, HotSpot Locations или JiWire Wi-Fi Finder.
Во-вторых, надо запустить VoIP-клиент и набрать номер вызываемого абонента. Для внятного и надежного разговора хватит полосы пропускания в 128 кбит/с, причем объем трафика будет минимальным — не более десятка мегабайт в час (если не использовать видеосвязь). При том, что средняя скорость в коммерческих хотспотах составляет 512 кбит/с (ограничение трафика 100—250 Мб в час), а в общедоступных и бесплатных — порядка 128 кбит/с (ограничение трафика либо 100 Мб в час, либо отсутствует), этого вполне хватит. Кстати, пользователю такого же Skype можно звонить бесплатно, а при наличии ноутбука и веб-камеры даже устроить телемост с другой частью планеты из гостиничного номера. Главное, чтобы там был беспроводной доступ в сеть.
Между прочим, снизить расходы на звонки из роуминга можно и с помощью USB-устройств — в них встраивают ПО для VoIP, интернет-мессенджер, ПО для социальных сетей, драйвер с русской (или любой другой) раскладкой клавиатуры, а также миниатюрный разъем для комбинированной голосовой гарнитуры (наушники плюс микрофон). Установив такое устройство в USB-порт компьютера, находящегося в бизнес-центре отеля или в интернет-кафе и обладающего широкополосным интернет-подключением, фактически можно организовать мобильный переговорный пункт с помощью всех видов электронных коммуникаций. В России такие устройства уже поставляются под торговой маркой SkypeMate, а в Европе — Vonage.
Особенности роуминговых вызовов
Обоснованная экономия на связи в международном роуминге — целый комплекс мероприятий от банального написания SMS-сообщений транслитом (160 латинских символов против 70 кириллических) и отправки длинных писем через ICQ (оплата за трафик, но существенно ниже, чем по мобильной почте). Кроме того, есть ряд очень простых мероприятий, которые может осуществить самый обычный пользователь с весьма полезной целью экономии своего электронного счета.
Продажей туристических SIM-карт на нашем рынке занимаются такие компании, как exTellsim, Goodline, SimTravel и т. д. Но это не операторы, а посредники — их основная задача в том, чтобы договорится с одним-двумя зарубежными провайдерами об эмитировании брендированных SIM-карт, обеспечить их доставку в Россию, а также печать биллинговые решения для пополнения счета.
Лидером неформального рейтинга ошибок являются всевозможные ошибки в наборе мобильного номера. Если при наборе одиннадцатизначного номера поменяется всего одна-две цифры, звонок может уйти очень далеко. Так, например, 849535335хх — звонок на московский номер, а если код будет 905 — то это мобильный в одном из регионов страны. Такая ошибка набора приводит к звонкам по межгороду и даже за пределы России при нахождении в “домашней” сети, в роуминге звонок в другую страну троекратно отличается от вызова в Россию. Конечно, в большую сторону. Разновидность этой ошибки — набор номеров через “+8” вместо “8” или “+7”. Звонок, адресованный на +89ХХХХХХХХХ тоже вполне может быть тарифицирован по максимальной стоимости международной связи. К слову, голосовые вызовы для проверки баланса, звонка в абонентскую службу и звонки на другие сервисные номера, бесплатные в “домашней” сети, за границей родины приобретают совершенно другое значение — они становятся международными и подлежат полноценной тарификации.
Еще одна техническая сложность, которая поджидает абонента, — так называемый незавершенный звонок. Дело в том, что далеко не все телефонные станции, особенно у операторов фиксированной связи, могут корректно завершить сеанс связи. Таким образом, если абонент городской телефонной сети завершил вызов и повесил трубку, а абонент сотовой сети этого не сделал, то из-за незавершенного вызова происходит списание средств за то время, которое он был на связи, сам того не ведая. Отметим, что вконец разорить абонента не позволит специальная настройка в биллинговой системе оператора связи: каждые 30, 40 или 60 мин разговор прерывается автоматически именно для исправления таких ошибок.
Надо иметь в виду, что при звонках на городские телефоны с АОН, автоответчиками и факсами начало отсчета разговора происходит с того момента, когда телефон, на который вы звоните, “снимает трубку”. Таким образом, средства будут списаны со счета за все время, которое вы слушали сигналы АОН или автоответчика, независимо от того, состоялся разговор с вызываемым абонентом или нет. Аналогичная ситуация происходит и с туристическими SIM-картами, осуществляющими вызов по call back, — как минимум 10 секунд, пока происходит дозвон до вызываемого абонента, тарифицируются как международный звонок.
Полезный сервис переадресации рекомендуется отключить еще в России. Дело в том, что он чреват образованием так называемой “роуминговой петли”, когда вызов, переадресованный на голосовую почту по признаку “недоступен”, может быть тарифицирован как минута входящей связи за рубеж плюс исходящий вызов из страны, в которой находится абонент на мобильный номер “домашнего” оператора сотовой связи.
Отметим, что и отправка MMS может нанести существенный удар по электронному счету, если тарификация отправляемого мультимедийного сообщения будет произведена по трафику, а не исходя из самого факта оказания услуги. После отправки MMS терминал скорее всего не отключится от сервиса передачи данных и будет отправлять тестовые пакеты в сеть, сигнализируя о своей готовности начать передачу данных. За эти пакеты тоже придется платить.
Вид услуги | МТС | “ВымпелКом” | “МегаФон”** |
---|---|---|---|
Входящий вызов | 50 | 57 | 29 |
Вызов в Россию | 50 | 57 | 69 |
Местный вызов в стране | 21 | 57 | 29 |
Передача SMS-сообщения | 11 | 15 | 15 |
* Данные на 15 мая 2008 г.
** Цены указаны для абонентов сети “МегаФон-Москва”.