Продукты технологического стека корпорации Oracle, как правило, приходят к заказчикам не сами по себе, а в составе тех или иных прикладных систем. Иными словами, доходы Oracle напрямую зависят от качества ПО, создаваемого ее ISV-партнерами. Видимо, именно этим обстоятельством объясняется довольно необычная программа очередного ISV-форума Oracle, прошедшего в конце мая в Москве. В представленных там докладах (за исключением одного, но о нем чуть позже) вообще не упоминалось название корпорации и ее продуктов. Одна секция, ориентированная на руководителей компаний-разработчиков и менеджеров проектов, сосредоточилась на вопросах управления производственным процессом создания программных продуктов, другая представляла интерес для ведущих разработчиков и системных архитекторов. Особое внимание уделялось управлению качеством, способам и методам организации совместной работы групп программистов, преимуществам и отличиям заказной и тиражной разработки, методикам тестирования и другим вопросам подобного рода.
Сегодня у Oracle в странах СНГ около 800 партнеров и более 360 из них являются независимыми разработчиками приложений (ISV), использующими СУБД или связующее ПО корпорации. За последние пять лет число ISV-партнеров выросло в пять раз. Более 400 тиражируемых решений создано ими на платформе Oracle Databаse и еще 125 — на Oracle Fusion Middleware. Продажи технологических продуктов Oracle через ISV-канал в этом регионе увеличиваются в среднем на 30% в год. По словам директора по альянсам и партнерским программам в странах Восточной Европы и СНГ (EE & CIS) Торсти Пуллола, в подотчетном ему регионе Россия занимает первое место как по числу ISV-партнеров, так и по объемам продаж через ISV-канал. За ней следуют Польша и Турция, причем турецкий рынок в отличие от стабилизирующегося польского испытывает в настоящее время бурный рост.
Компании, подписавшие партнерское соглашение с Oracle, получают от корпорации технологическую поддержку, помощь в маркетинге и продажах, услуги по обучению специалистов и, самое главное, возможность продавать вместе со своими прикладными системами технологические продукты Oracle по особым весьма привлекательным лицензионным соглашениям. В ноябре прошлого года на площадке компании “Форс — Центр разработки” корпорацией создан третий в регионе ЕМЕА и первый русскоязычный технологический центр для разработчиков (Oracle ISV Migration Center). За прошедший период ISV-партнеры обращались к его услугам достаточно активно и осуществили с помощью специалистов центра перенос 21 приложения с альтернативных платформ (в основном с Microsoft SQL Server) на Oracle Database, а также использовали его для проектирования, разработки и тестирования ПО в рамках 119 проектов, базирующихся на тех или иных компонентах технологического стека Oracle. Всё это партнеры получают бесплатно (они должны лишь делать ежегодный взнос как участники партнерской программы).
В нынешнем году планируется реализация ряда новых инициатив, и одна из них, как рассказал Торсти Пуллола, связана с созданием так называемых маркетинговых студий (Marketing Studio). Фактически речь идет о площадках для проведения маркетинговых и обучающих мероприятий, которыми могли бы воспользоваться малые и средние фирмы, не имеющие по понятным причинам достаточных бюджетов на эти цели. Первая такая студия открыта недавно в Праге. Кроме того, будут создаваться специализированные учебные центры для партнеров (Partner Academy), в которых они будут осваивать самые современные методики внедрения прикладных систем. Уже в нынешнем году маркетинговую студию и партнерскую академию планируется открыть в Москве. Они будут иметь целый ряд общих ресурсов c ISV Migration Center и все вместе станут своеобразным центром взаимодействия с локальными партнерами (Partner Hub). Вслед за московским Partner Hub аналогичные центры будут открыты в Стамбуле, Праге и Кракове.
Говоря об основных направлениях развития ISV-партнерской программы на ближайшую перспективу, руководитель отдела “Oracle СНГ” по работе с ISV-компаниями Константин Новиков упомянул о расширении функциональности портала “Мир решений на технологиях Oracle”, совершенствовании программы обучения и более внимательном отношении к нуждам ISV, создающих не тиражируемые, а уникальные заказные решения. Одна из наиболее приоритетных задач — рост продаж в составе создаваемых ISV-партнерами приложений не только СУБД, но и других компонентов технологического стека корпорации, в частности Oracle Business Intelligence.
Учитывая невероятную активность Oracle на рынке слияний и поглощений, не стоит удивляться тому, что о многих новых продуктах, появившихся в ее арсенале, российские ISV попросту ничего не знают. Ликвидации этого пробела был посвящен единственный доклад о решениях Oracle, сделанный на конференции директором “Oracle СНГ” по технологиям Глебом Ладыженским, который посетовал на то, что имя компании устойчиво ассоциируется лишь с СУБД Oracle. Более того, мало кто знает, что наряду с традиционным реляционным сервером БД корпорация предлагает ряд очень интересных и полезных альтернатив.
Одна из них — Berkley DB — досталась Oracle в результате покупки ею фирмы Sleepy Cat. Это встраиваемая в приложения СУБД с открытым исходным кодом, которая базируется не на реляционном, а на навигационном механизме обработки данных, дающем в определенных ситуациях существенный выигрыш в производительности. Навигационный механизм очень удобен для манипулирования иерархическими структурами и, в частности, XML-документами. На его основе создана специализированная редакция Berkley DB XML. Есть также версия Berkley DB Java Edition, поддерживающая платформы J2SE и J2EE.
Другая весьма интересная новинка — продукт Coherence, купленный Oracle вместе с компанией Tangosol. Он является частью линейки Fusion Middleware и предназначен для кластеризации приложений с целью повышения их надежности и производительности. О распределенной обработке прикладной логики говорилось еще при выпуске на рынок технологии Oracle Grid, но тогда имелась в виду только возможность подключения дополнительных экземпляров сервера приложений при изменении нагрузки на систему. Здесь же речь идет о распределении нагрузки между узлами кластера, сформированного на промежуточном слое, посредством размещения в этих узлах множества экземпляров одного и того же объекта. Часть из этих экземпляров имеет статус первичных, а часть -- резервных. В случае возникновения проблем в каком-либо узле остальные узлы извещаются об этом и берут его функции на себя. Поскольку данные инкапсулированы в объектах, находящихся в оперативной памяти, их не нужно каждый раз извлекать с диска, что существенно повышает производительность приложений. А за счет резервирования объектов на множестве узлов кластера увеличивается и устойчивость прикладной системы к сбоям. Кластеризация на уровне объектов индифферентна к используемым СУБД и серверам приложений и поддерживается во всех популярных объектно-ориентированных платформах, включая Java и .Net.