С середины мая посетители сети интернет-центров Cafemax получили доступ к услугам, предоставляемым компанией Microsoft в рамках ее международной программы для заведений подобного профиля.
Строго говоря, речь не идет о каких-либо уникальных или принципиально новых сервисах. Однако, по мнению Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), поддержавшего инициативу, данная партнерская программа имеет важное общественное значение, поскольку позволит нашей стране сделать еще один шаг на пути преодоления так называемого цифрового неравенства граждан.
iCafe в России
Программа iCafe, для реализации которой в нашей стране была выбрана одна из крупнейших отечественных сетей коллективного доступа в Интернет, будет внедряться в течение года в три этапа.
Сначала все компьютеры Cafemax будут оснащены стандартным пакетом ПО Microsoft, включающим Windows XP Professional, Office 2007 Стандартный (Word, Excel, PowerPoint, Outlook), Publisher 2007, сервисы Windows Live (до недавнего времени на машинах стояли более ранние версии программ).
На втором этапе у посетителей интернет-центров появится возможность пройти электронные курсы повышения компьютерной грамотности и по окончании получить совместный сертификат Microsoft и Cafemax. Организаторы признают, что в России, в отличие от западных стран, подобные сертификаты не являются непременным условием приема на квалифицированную работу. Однако потребность наших малообеспеченных и необразованных сограждан (как правило, людей старшего поколения) в базовых знаниях наиболее распространенных на рынке программ очевидна.
Предполагается, что курсы будут бесплатными, и желающим их пройти нужно будет оплатить только доступ в Сеть. По уверениям представителей Microsoft, средняя продолжительность всех четырех предусмотренных проектом типов курсов составляет порядка 20 часов. С учетом существующих на данный момент тарифов, например, в центре Cafemax на Пятницкой это эквивалентно 480—2400 руб. в зависимости от времени суток. Впрочем организаторы призывают пока не заниматься арифметикой, так как конкретное ценовое предложение для обучающихся еще только предстоит выработать. Как считает член совета директоров Cafemax Константин Шаповаленко, цена в любом случае должна быть меньше, чем у аналогичных “офф-лайновых” курсов, существующих сейчас в России, так что никому не придется переплачивать.
На третьем этапе программы iCafe все компьютеры сети будут оснащены продуктами для продвинутых пользователей — Visual Studio Professional 2007 и Expression Web. Кроме того, в интернет-салонах Cafemax на Пятницкой улице в Москве и на Невском проспекте в Санкт-Петербурге появятся так называемые “зоны Vista”, где будут установлены Windows Vista и Office 2007 Профессиональный.
Целесообразность оснащения коллективных компьютеров специализированным ПО для веб-разработчиков у некоторых экспертов вызвала явные сомнения (представить себе профессионала за работой в интернет-кафе действительно весьма сложно). Тем не менее, по уверению Константина Шаповаленко, такая инициатива гармонично вписывается в стратегию ближайшего развития компании. По его словам, в настоящий момент руководство сети не удовлетворено тем фактом, что понятие VIP-мест в пунктах коллективного доступа (ПКД) сейчас связано исключительно с ценой и удобством сидений. Как утверждает г-н Шаповаленко, в перспективе ценообразование станет напрямую зависеть от состава пакета ПО, установленного на конкретную машину, поэтому самым продвинутым клиентам очевидно нужно предоставить возможность пользоваться и самыми серьезными программами.
ПКД и цифровое неравенство
По последним данным РОЦИТа, в настоящий момент услугами пунктов коллективного доступа в нашей стране пользуется 7% от общей интернет-аудитории России, что составляет порядка 2 млн. человек. Наименьшая активность отмечена в Северо-Западном федеральном округе (4%), наибольшая — в Южном (11%), однако в абсолютном выражении максимальное число пользователей ПКД, как и следовало ожидать, проживает в центре — 600 тыс. чел.
Как напоминает директор департамента экономического развития и технологий Microsoft в России Олег Сютин, попасть в Сеть в нашей стране сейчас можно не только из интернет-кафе. В населенных пунктах с численностью жителей более 500 человек точки доступа с недавних пор появляются в публичных библиотеках, в сервис-центрах транспортных узлов (на вокзалах и в аэропортах), а также в отделениях Почты России (проект “Киберпочта”). И создаются они в соответствии с “Правилами оказания универсальных услуг связи”, утвержденными постановлением правительства в апреле 2005 г.
Изрядную долю клиентов ПКД составляют командированные сотрудники всевозможных компаний, оторванные от своих офисов с постоянным доступом в Сеть, а также те, кто преследует своей целью отдохнуть и развлечься (в основном молодежь, чувствующая себя в общественном месте гораздо более раскованно, нежели дома под присмотром родителей). Однако в полной мере социальная роль ПКД раскрывается в контексте предоставления интернет-услуг той категории граждан, для которой это по каким-либо причинам в принципе единственный способ приобщиться к благам информационного общества.
Как отмечает Сергей Плуготаренко, в России сейчас цены на домашний широкополосный доступ в регионах и центре отличаются в 6 раз, в то время как уровень жизни на периферии явно ниже столичного. И в ситуации столь ярко выраженного “цифрового неравенства” именно ПКД играют одну из ключевых ролей в деле его ликвидации. Как показывает практика, в Интернет-центрах ценовая политика гораздо более адекватна. Кроме того с их помощью проще проводить различные образовательные программы, активной организацией которых, по мнению г-на Плуготаренко, как раз и могли бы заниматься крупные компании и экспертное сообщество.
В некотором смысле вышеупомянутый проект Microsoft к устранению “цифрового неравенства” по территориальному признаку никакого отношения не имеет — центры Cafemax располагаются в Москве и Санкт-Петербурге. Для повышения компьютерной грамотности социально-незащищенных слоев населения России вообще Microsoft проводит другие программы, открывая свои центры IDEA. Поэтому совместный проект с Cafemax логичнее все же воспринимать как желание производителя поближе познакомить пользователей со своим новым ПО.
Впрочем, не нужно также забывать, что сеть Cafemax ежегодно регистрирует более полутора миллионов посещений. И если хотя бы небольшой процент от этого числа придется на социально-незащищенных граждан (в двух столицах их тоже немало), плохо никому не станет точно.