В мае в московском Центре международной торговли (ЦМТ) под эгидой выставочной компании ITE прошел 5-й международный форум eLearnExpo Moscow ‘2008. В нынешнем году акцент мероприятия сместился с выставки, которая по сравнению с прошлогодним мероприятием сократилась в размерах, на конференцию, где обсуждался широкий круг проблем, связанных с внедрением технологий электронного обучения в вузах, школах и колледжах, а также в бизнес-образовании.
По мнению многих участников форума, e-learning становится новой образовательной парадигмой, поскольку оно дает возможность каждому получать достойное образование в любое время, в любом месте. Вместе с тем высококачественный контент по-прежнему остается главным фактором успешности проектов в области электронного обучения, поэтому рынок контента развивается очень быстро.
Ряд докладчиков отметили, что рынок e-learning сегодня нуждается в принятии и использовании современных стандартов. Отсутствие таковых во многих случаях препятствует интеграции электронных курсов и технологических решений в единую образовательную среду. Существующие международные стандарты для систем дистанционного обучения, например SCORM (Sharable Content Object Reference Model), несовершенны и нередко требуют проведения дополнительных работ по адаптации и настройке таких систем.
Наиболее полно на конференции были представлены решения, ориентированные на корпоративный сектор. Представители ряда учебных центров и университетов, созданных в компаниях самого разного профиля (IBM, Oracle, “ВымпелКом”, “Лукойл”, “Росгострах”, РУСАЛ, “Техносила”, “Уралсиб”, банки “Возрождение”, “Сосьете Женераль Восток” и “Русский стандарт” и др.), делились с коллегами своим опытом внедрения, поддержки и использования в учебном процессе современных решений дистанционного обучения, обсуждали направления развития e-learning.
Среди игроков этого рынка, которые поделились своим опытом создания продуктов и внедрении ИТ-технологий в процесс электронного обучения, были как отечественные, так и зарубежные компании, среди которых — Competentum, Websoft и “СТЭЛ — компьютерные системы”, разработавшие собственные решения, в том числе на платформах Adobe, Microsoft, SAP и др. Многих участников мероприятия привлекли организованные этими компаниями мастер-классы. Кроме того, на конференции были представлены новые Web-технологии, предложенные Microsoft для разработчиков курсов e-learning, и др.
На конференции отмечалось, что хотя сегодня уже более миллиона россиян используют при обучении дистанционные технологии, все же отставание России в области электронного образования чрезвычайно велико по сравнению не только с развитыми странами Запада, Японией, Южной Кореей и США, но и с развивающимися странами.
Председатель Экспертного совета по электронному обучению при Комитете Госдумы РФ по образованию и науке Владимир Тихомиров, располагающий, по его словам, большим опытом организации дистанционного обучения, полученным во время работы на посту ректора МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики), полагает, что сегодня Россия очень сильно отстает от США и западных стран, особенно в сфере переподготовки (на основе e-learning) специалистов в инновационных областях, стремительно развивающихся на базе высоких технологий. Он обратил внимание на то, что в стране некоторые политики отстаивают курс на сокращение выпускников с высшим образованием, когда в развитых и даже в развивающихся странах тенденция противоположная, причем e-learning во многих из них внедряется при государственной поддержке (например, в Финляндии, Южной Корее и др.). По данным Всемирного банка, сегодня в США ежегодно в такую образовательную переподготовку вовлечено 50% населения, в странах ЕС — 30%, в России — всего лишь 2,5%. В то же время расчеты показывают, что у нас необходимо переобучение с учетом новых знаний примерно 35 млн. человек ежегодно, что осуществить традиционными методами совершенно нереально.
Страны Запада, в первую очередь США, уже адаптировали свои образовательные системы к условиям информационного общества, что помогло им перейти в новое состояние, в котором электронное обучение поддерживается отдельным, быстро развивающимся сегментом индустрии — e-learning industry.
В нашей же стране с медленным внедрением технологии e-learning связано и отставание в обновлении учебных программ. Так, по мнению Владимира Тихомирова, во многих наших вузах за новые выдаются знания семи-, восьмилетней давности.
Как считают эксперты, при таком положении дел в ближайшие годы не могут быть выполнены заявленные на уровне высшего руководства страны планы по масштабному переходу России на инновационные технологии. Выходом из создавшейся ситуации может служить повсеместное распространение дистанционного обучения наряду с повышением его уровня и качества. И если технологии e-learning не получат своего развития, если Россия не пойдет в данном направлении, то скорее всего она потеряет любые перспективы остаться значимой величиной в мировой экономике и политике.
Форум показал, что сегодня технологии электронного обучения и управления знаниями являются одним из самых важных направлений совершенствования систем образования во всем мире, определяющих развитие интеллектуальной составляющей экономики страны. В то же время е-learning открывает возможность для появления новых форм обучения, основанных на новых тенденциях: это пожизненное и глобальное обучение, мобильные и независимые учащиеся, обучение по всем областям знаний в Сети. Весь мир двигается в этом направлении. И наша страна здесь не должна стать исключением.